Уверена, что многие, как и я, в детстве зачитывались «Республикой ШКИД», или, по крайней мере, неоднократно смотрели одноименный фильм. О беспризорниках, малолетних воришках, жуликах и хулиганах там рассказывалось с добрым юмором, к тому же все они потом исправлялись и становились хорошими и положительными.
Возможно, о героях своей повести «Безотцовщина» писатель Виктор Николаев тоже хотел бы рассказать в подобном легком, добродушном ключе. Получилось, однако, по-другому. Но вовсе не потому, что автор «пребрал» с трагическими моментами. Просто он строго придерживался документальной основы своего произведения, за которую взял непридуманные рассказы из жизни заключенных колонии для несовершеннолетних. А это, между прочим, такой материал, от которого - мороз по коже, и думаешь: ну неужели такое возможно, неужели все это действительно происходит в нашем обществе, здесь и сейчас?!
Да и сам автор без обиняков признается: после каждой подобной встречи с преступником-малолеткой ему приходилось тратить не один день на душевное, а то и на физическое восстановление.
Действительно, вряд ли можно спокойно выслушать, что называется, «глаза в глаза», историю о том, как мать одного из мальчишек утонула в бочке с огурцами, когда пьяная, полезла за ними в погреб, а отец, не долго думая, продал ребенка цыганам, которые заставляли его продавать наркотики.
Или рассказ девочки Нади о том, как ее семилетний братик стал пить вместе с родителями, а однажды, когда он не смог купить водки, те выкинули его в холодные сени, и запретили Наде впускать «провинившегося» в дом. Поэтому Надя заколотила дом, и подожгла его – вместе с родителями. И оказалась в колонии.
Но не стоит думать, что «Безотцовщина» это лишь сборник историй в стиле «трэш». В книге Виктора Николаева весь этот мрак – лишь один из полюсов жизни малолетних заключенных, и он остался позади. Другой же полюс - Бог, веру в которого эти дети – а они ведь дети, и об этом все-таки не нужно забывать – ощутили там, в колонии. Многие из них стали постоянно посещать тюремную церковь. Для большинства этих ребят, пишет Николаев, ужа сама возможность обращаться к священнику, называя его «отец» - дорогого стоит.
Конечно, повесть читать нелегко. Но обязательно нужно. Потому что автор написал ее совсем не для того, чтобы пощекотать нервы «чернушными» подробностями, а чтобы на реальных фактах показать, откуда берется такое сиротство и что мы можем сделать для наших детей - и для самих себя - прямо сейчас, чтобы подобные ужасы остались лишь на страницах книги Виктора Николаева «Безотцовщина».
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова