Когда я вспоминаю талантливых поэтов послевоенной эпохи, — особенно из тех, кто много писал, обильно издавался (и поощрялся властями) — то обычно (и прежде всего) задаю себе каверзный вопрос: что уцелело из их наследства для наших дней?
Затем, поразмыслив, я робко пробую воссоздать духовно-личностные черты этих стихотворцев, которые, как правило, не были религиозны, — но иногда, подспудно, совсем не сознавая того, служили Господу — какой-то частью своего дарования...
К 1946-му году у тридцатилетнего Михаила Дудина вышло шесть стихотворных сборников, пять из которых были изданы в годы Великой Отечественной войны. Как и «незнаменитую», Финскую, он прошел её — «от и до»...
И вот, в послепобедном 1946-ом, закалённый этими двумя войнами, лейтенант и поэт Дудин пишет стихотворение «Стареют ясные слова...», — где смело говорит о воображаемых путях и перепутьях своей молодой души.
«...А я люблю, когда пути / Курятся в снежной замяти, / А я один люблю брести / По темным тропам памяти. // За тем, что выдумать не мог, / О чем душа не грезила. / И если есть на свете бог, / То это ты — Поэзия».
...Спустя полвека, в начале 1990-х, Михаил Александрович Дудин, Герой соцтруда и депутат Верховного Совета, друг писателей и автор почти ста книг, наконец — горячий интернационалист, с трудом переживший распад страны, — сложил свою последнюю книгу стихов «Дорогой крови по дороге к Богу»:
В седой пыли изношенной земли,
Со всеми вместе и с приказом в ногу,
Меня слова спасения вели
Дорогой крови по дороге к Богу.
И о погибших пересохшим ртом
С какою-то неведомою силой
«О мёртвых мы поговорим потом», —
Я говорил над свежею могилой...
Таковы были слова ищущего поэта. Увы, он не успел увидеть ту книгу изданной.
Строка «О мёртвых мы поговорим потом» — это цитата из самого себя, из Дудина полувековой давности. Я — поясню.
...В одну из ранних военных книг, — о которых упомянуто в начале программы, — вошли, прославившие Михаила Дудина, гениальные «Соловьи» — стихотворение о бойце, умирающем на поле боя под невероятный птичий оркестр...
Давайте послушаем, как говорят в музыке, — коду этой торжественной баллады:
Пусть даже так. Потом родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви.
Пусть их разбудят рано на рассвете
Томительные наши соловьи.
Пусть им навстречу солнце зноем брызнет
И облака потянутся гуртом.
Я славлю смерть во имя нашей жизни.
О мертвых мы поговорим потом.
Трудно поверить, но эти удивительные стихи о торжестве жизни, однажды оказались под обстрелом литературно-партийной критики«.
Я закончу наш этюд о Дудине — другой «птичьей темой»: прочитаю финальную строфу его заветных «Снегирей», тоже овеянных военной музыкой. Кстати, они изредка ещё звучат в российском радиоэфире. Звучат, как песня:
...Мне все снятся военной поры пустыри,
Где судьба нашей юности спета.
И летят снегири и летят снегири
Через память мою до рассвета.
Михаил Дудин, из книги «На старом рубеже», 1969-й — 1975-й годы.
19 ноября. Об ответственности христианина перед Богом
В 12-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кому много вверено, с того больше взыщут».
Об ответственности христианина перед Богом — священник Александр Сапунов.
Всевышние слова, сказанные в Евангелии от Луки: «Кому много вверено, с того больше взыщут», — говорят нам о том, что каждый человек несёт ответственность за последствия реализации своих способностей и талантов. Под талантами мы можем подразумевать абсолютно разные вещи: это умение вести своё дело, успехи в творческом пространстве, успехи в научном мире и в обучении.
Святитель Лука Крымский так размышляет об этом в евангельском отрывке: «Какой ответ даст каждый из тех, кому дан большой ум, воля, глубина разумения, знания, силы духовные?» И ведь действительно, у любого таланта есть своя обратная сторона. То есть велик риск вложить его не в вечность, а во временное и преходящее.
Но как не допустить этой ошибки, этой неправильной реализации? Евангелие даёт нам следующий ответ: «Через служение ближним, а уже через служение ближним — и Самому Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема
19 ноября. О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда».
О воздержании от греха и трудах человека для очищения от страстей — игумен Лука (Степанов).
Бог не действует в той душе, которая не потрудилась избавить себя от последствий действия страстей. Человеческой воле дано захотеть, а божественной силе — осуществить освобождение от всякой греховной зависимости. Только так потрудившийся в своём собственном устремлении к очищению и оказывается избранником Божиим и местом благодатного божественного присутствия.
Блуд же, как и всякие плотские грехи, совершаемые и действием, и расположением сердца, оказывается причиной совершённого внутреннего беспорядка. Когда душевное в человеке подчиняется плотскому, о чём ещё ветхозаветный пророк сказал о народе, порабощённом чувственными грехами: «Люди, не может Дух Мой пребывать в них, поскольку они плоть».
Так вот, преобразить себя из состояния плоти в состояние одушевлённое и одухотворённое возможно только при сердечном, искреннем покаянии во всяком своём плотском грехопадении.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 ноября. Об искреннем покаянии святого преподобного Варлаама Керетского

Сегодня 19 ноября. День памяти преподобного Варлаама Керетского, жившего на Кольском полуострове в шестнадцатом веке.
Об искреннем покаянии святого — священник Стахий Колотвин.
Господь касался людей злых, их сердец, и люди меняли свою жизнь. Мы знаем, как каялась преподобная Мария Египетская, мы помним, как Моисей Мурин каялся. Помним, что путь от покаяния в страшных грехах до чудес был очень сложный: как скиталась по пустыне Мария Египетская, как на протяжении 60 лет Моисей Мурин был мучим страстью, и только потом она его оставила, уже глубокого старика, и он сподобился дара чудотворений.
Но бывает, что покаяние, исправление и прощение Господа приходят ещё раньше. Преподобный Варлаам был обычным сельским семейным священником, но по искушению лукавого возревновал свою невинную жену и убил её. Понятное дело, священник-убийца не может служить. И ладно, ну да, покаялся, похоронил бы жену, не служил бы там, ну как-то трудился бы, работал. Но он на себя принял сугубый подвиг. Положил тело жены в лодку, в гигантский баркас, с которым в одиночку не управиться, и плавал, не останавливаясь, не причаливая к берегу, во все бури, во все шторма. Но Господь его сохранял.
И пока тело не истлело (прошло несколько лет, пока в этом солёном воздухе оно предалось уже полному тлению), уже был знак от Господа, что Господь его простил. И всего лишь через три года преподобный Варлаам стал великим чудотворцем из страшного преступника, из священника-женоубийцы. И с его молитвами спасались суда от моллюсков, которые их подтачивали, и не тонули люди. Совершались многочисленные исцеления.
И для нас это тоже пример. Покаяние должно быть не только длительным. Покаяние должно быть максимально искренним и максимально деятельным.
Все выпуски программы Актуальная тема








