1902 год принёс художнику Василию Сурикову много счастья. Весной его любимая дочь Ольга вышла замуж за художника Петра Кончаловского, и в зяте Василий Иванович нашёл бескорыстного и преданного друга. А уже зимой — новая радость: у молодожёнов родилась девочка, которую назвали Наташей.
«Он привязался ко мне, не успев даже приглядеться как следует, ведь трех недель от роду я начала путешествовать с родителями», — писала впоследствии Наталья. Василий Иванович очень волновался за маленькую внучку и часто писал её родителям: «Здравствуйте, мои дорогие! Наташечку и вас каждый день вспоминаю. Внучку поцелуйте несчётное число раз. Берегите её — она всем нужна. Будьте здоровы. Целую вас крепко. Ваш папа».
Василий Суриков обычно был суровым человеком, но в присутствии Наташи становился мягким. Первое воспоминание внучки: Москва. 1905 год. Она гуляет в церковном дворике в Левшинском переулке, а Василий Иванович следит за ней. «Дедушка, покатай меня верхом!» И вот уже Суриков, бросив свою шляпу в траву, сажает Наташу на плечи. Теперь видно гораздо дальше. «Смотри, — говорит Василий Иванович, — вон там большой белый собор. Это Храм Христа Спасителя, который я расписывал».
Бессчетное число раз девочка бывала в мастерской Сурикова. В притолоку входной двери художник ввинтил два крюка и повесил на них качели для Наташи. Она часто сидела на них, летая взад-вперёд, а Василий Иванович, перебирая струны на гитаре, пел какую-нибудь весёлую песню. Внучка подпевала. В мастерской художника было много репродукций западных мастеров: со стен на девочку смотрели образы древних святых, Богородицы и Христа, картины величественной природы. Сама атмосфера мастерской — атмосфера нелёгкого, но интересного созидания, творчества влияла на Наташу, а потом и на её младшего брата Мишу, который родился в 1906 году. Дети стремились творить и созидать. Они рано научились рисовать, развивали фантазию.
В семье Кончаловских существовала традиция: каждое воскресенье после литургии ездить в гости к Василию Ивановичу. Когда открывалась дверь в дедушкину квартиру, Наташа и её брат с шумом, смехом и восклицаниями кидались к нему в объятия. На столе уже стоял приготовленный завтрак. Василий Иванович угощал детей калачами и чаем, а затем они усаживались вокруг него и слушали сказку. Рассказывая её, Суриков тут же рисовал карандашом иллюстрации к ней. «С дедушкой, было тепло, весело, уютно — вспоминала Наташа. — И мы доставляли ему радость, внося свежее дыхание в его жизнь, теша его сердце».
Когда девочка немного подросла, то стала помогать Сурикову в его работе. Несколько раз она позировала для картины «Посещение царевной женского монастыря». Дедушка надевал на внучку царский наряд. Она переступала с ноги на ногу и терпеливо ждала, пока дедушка сделает нужные наброски. Картина эта теперь находится в московской Третьяковской галерее. Для любимой внучки Суриков написал небольшой её карандашный портрет, который она хранила многие годы.
Наталья Кончаловская прожила долгую и счастливую жизнь, вышла замуж, у неё родились дети. Она писала стихи, выпустила множество книг об истории России, дальних странах и знаменитых людях. Но с особой теплотой и душевным участием она писала книгу «Дар бесценный», в которой вспоминала о своей жизни, о родителях и любимом дедушке Василии Сурикове.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.