
Фото: Piqsels
В начале двадцатого века все путешественники, следовавшие на пароходе по реке Волхов мимо Успенского острова, стремились выйти на палубу, чтобы полюбоваться открывавшейся их взору картиной. И действительно, было на что посмотреть — словно по волшебству перед ними возникал сказочный остров: с яркими уютными домиками, причудливыми террасами и балкончиками, разноцветными башенками, увенчанными шпилями с искусной резьбой. И над всем этим радостным многообразием сиял-переливался на солнце хрустальный крест местного храма. К берегам острова подплывали лодки с нарядными людьми, колокольный звон струился над водой... Этот райский уголок появился благодаря протоиерею Алексею Колоколову.
Алексей Колоколов родился в селе Прусынская Горка Новоладожского уезда в семье настоятеля местной церкви. Алёша решил последовать примеру отца: закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Его направили в родной уезд и назначили священником села Хотово. Местный приход был очень бедным, многие из его жителей подвержены недугу пьянства. Отец Алексий прилагал все усилия, чтобы сблизиться со своими прихожанами и изменить их жизнь. Причастие Святых Христовых Тайн батюшка считал необходимым для такого исправления и стремился к тому, чтобы его духовные дети как можно чаще говели и причащались. Отец Алексий во время эпидемии холеры самоотверженно служил больным, утешал их, и многие по его молитвам выздоравливали. Молва распространялась далеко за пределами Хотово: люди стали приезжать к священнику со всей России. Поступавшие от состоятельных прихожан средства настоятель тратил на благотворительность в своём родном Новоладожском уезде: нередко помогал бедному крестьянину построить избу или восстановить сгоревшее хозяйство. Благодаря ему появились храмы в нескольких соседних сёлах. А когда сгорела деревянная церковь в Хотово, заботами отца Алексия и его прихожан был сооружён каменный храм, отличавшийся необычайно красивой внешней и внутренней отделкой. Самой заветной мечтой батюшки было создание такого места, куда, по его словам, «придёт и страждущий телом, и страждущий духом, и неимущий, и обиженный судьбою, и старики, и дети, все жаждущие света для ума, тепла для сердца, помощи в бедствии, труда в безработице».
И мечта отца Алексия сбылась: таким благословенным местом стал прежде пустынный и необитаемый Прусынский остров, площадью около четырёх гектаров. Здесь по проекту известного петербургского архитектора Щурупова вырос целый комплекс благотворительных учреждений. Первым делом в тысяча восемьсот семьдесят шестом году возвели церковь Успения с приделом святителя Тихона Задонского. С этих пор островок стали называть Успенским. Постепенно на острове возникли богадельня на шестьдесят человек, приют для детей-сирот, церковно-приходская школа, бесплатная столовая, школа сестёр милосердия, больница. В детском приюте ребят обучали грамоте и рукоделию, по достижении двенадцати лет они поступали в практическую школу, где обучались тем ремёслам, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Девочек учили кройке и шитью, кулинарии и выпечке просфор, мальчиков — печному, столярному и малярному ремеслу. Вскоре Успенский остров стал практически отдельным благотворительным городком, при этом очень благоустроенным: здесь имелись своя пожарная служба с пожарной машиной, собственный пароход, даже установили телефонную станцию на пять номеров. Не только те, кто жил на острове, пользовался его благами: жители окрестных деревень находили здесь работу, лечение и пропитание. Местных крестьян бесплатно лечили в больнице, оснащённой по последнему слову медицинской науки. Ежедневно в больницу обращались до ста человек. Здесь даже были рентгеновский кабинет и родильное отделение. На Успенском острове не отказывали в пище ни одному нуждающемуся: за год в бесплатной столовой кормили до полутора тысяч посетителей.
Протоиерей Алексей Колоколов, по словам тех, кто его хорошо знал, всю свою жизнь работал для вечности: пламенный молитвенник, истинный пастырь, самоотверженный благотворитель.
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда для Галины Фёдоровны и других нуждающихся в Омске
В городе Омске, при храме Рождества Христова, недавно открылась благотворительная столовая «Гостеприимный Авраам». Здесь волонтёры православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» готовят для нуждающихся горячие и вкусные обеды — не менее 180 порций в день. Часть из них раздают в самой столовой, а остальное добровольцы отвозят в уличные пункты помощи, которые находятся в разных районах города.

Галина Фёдоровна регулярно приходит за горячим обедом в один из мобильных пунктов. Через полгода ей исполнится 80 лет. Из близких рядом никого не осталось, поэтому поддержка православных волонтёров для неё особенно важна. Бабушка берёт еду пять дней в неделю, но не только для себя. По мере сил она заботится и о соседке, которой трудно выходить на улицу.
Тех, кто как и Галина Фёдоровна оказался в непростой ситуации — много. И это не только пожилые люди, но и семьи с детьми, и те, кто лишился дома. Поддержите работу благотворительной кухни «Гостеприимный Авраам», чтобы у волонтёров была возможность кормить всех, кто приходит за помощью. Подарить людям тарелку горячего супа, а вместе с ней и надежду — просто. Для этого переходите на сайт православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» и оставьте любой денежный перевод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











