
Фото: Piqsels
В начале двадцатого века все путешественники, следовавшие на пароходе по реке Волхов мимо Успенского острова, стремились выйти на палубу, чтобы полюбоваться открывавшейся их взору картиной. И действительно, было на что посмотреть — словно по волшебству перед ними возникал сказочный остров: с яркими уютными домиками, причудливыми террасами и балкончиками, разноцветными башенками, увенчанными шпилями с искусной резьбой. И над всем этим радостным многообразием сиял-переливался на солнце хрустальный крест местного храма. К берегам острова подплывали лодки с нарядными людьми, колокольный звон струился над водой... Этот райский уголок появился благодаря протоиерею Алексею Колоколову.
Алексей Колоколов родился в селе Прусынская Горка Новоладожского уезда в семье настоятеля местной церкви. Алёша решил последовать примеру отца: закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Его направили в родной уезд и назначили священником села Хотово. Местный приход был очень бедным, многие из его жителей подвержены недугу пьянства. Отец Алексий прилагал все усилия, чтобы сблизиться со своими прихожанами и изменить их жизнь. Причастие Святых Христовых Тайн батюшка считал необходимым для такого исправления и стремился к тому, чтобы его духовные дети как можно чаще говели и причащались. Отец Алексий во время эпидемии холеры самоотверженно служил больным, утешал их, и многие по его молитвам выздоравливали. Молва распространялась далеко за пределами Хотово: люди стали приезжать к священнику со всей России. Поступавшие от состоятельных прихожан средства настоятель тратил на благотворительность в своём родном Новоладожском уезде: нередко помогал бедному крестьянину построить избу или восстановить сгоревшее хозяйство. Благодаря ему появились храмы в нескольких соседних сёлах. А когда сгорела деревянная церковь в Хотово, заботами отца Алексия и его прихожан был сооружён каменный храм, отличавшийся необычайно красивой внешней и внутренней отделкой. Самой заветной мечтой батюшки было создание такого места, куда, по его словам, «придёт и страждущий телом, и страждущий духом, и неимущий, и обиженный судьбою, и старики, и дети, все жаждущие света для ума, тепла для сердца, помощи в бедствии, труда в безработице».
И мечта отца Алексия сбылась: таким благословенным местом стал прежде пустынный и необитаемый Прусынский остров, площадью около четырёх гектаров. Здесь по проекту известного петербургского архитектора Щурупова вырос целый комплекс благотворительных учреждений. Первым делом в тысяча восемьсот семьдесят шестом году возвели церковь Успения с приделом святителя Тихона Задонского. С этих пор островок стали называть Успенским. Постепенно на острове возникли богадельня на шестьдесят человек, приют для детей-сирот, церковно-приходская школа, бесплатная столовая, школа сестёр милосердия, больница. В детском приюте ребят обучали грамоте и рукоделию, по достижении двенадцати лет они поступали в практическую школу, где обучались тем ремёслам, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Девочек учили кройке и шитью, кулинарии и выпечке просфор, мальчиков — печному, столярному и малярному ремеслу. Вскоре Успенский остров стал практически отдельным благотворительным городком, при этом очень благоустроенным: здесь имелись своя пожарная служба с пожарной машиной, собственный пароход, даже установили телефонную станцию на пять номеров. Не только те, кто жил на острове, пользовался его благами: жители окрестных деревень находили здесь работу, лечение и пропитание. Местных крестьян бесплатно лечили в больнице, оснащённой по последнему слову медицинской науки. Ежедневно в больницу обращались до ста человек. Здесь даже были рентгеновский кабинет и родильное отделение. На Успенском острове не отказывали в пище ни одному нуждающемуся: за год в бесплатной столовой кормили до полутора тысяч посетителей.
Протоиерей Алексей Колоколов, по словам тех, кто его хорошо знал, всю свою жизнь работал для вечности: пламенный молитвенник, истинный пастырь, самоотверженный благотворитель.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер