Расскажу еще о колоколах наших, Андреевских. Хороши они! Ну, что поделать? — Хороши. Поют. Взять хоть звон к Евхаристическому канону — двенадцать ударов в самый большой благовестник. Звоним ежедневно. И жду этого звона со сладкой тревогой, и слушаю его с упоением.
Как только заканчивается «Херувимская», отряжаю помощника на колокольню: пока дойдет, заберется, как раз и звонить настанет время. А сам стою у дверей на южную галерею и слушаю течение службы, когда возгласит диакон «Двери! Двери! Премудростию вонмем!» Вот тут и надо начинать звон. Почему именно в этот момент? — Да потому что двенадцать ударов соответствуют двенадцати членам Символа веры. Синхронность момента достигается современными методами: звонком на мобильник помощнику звонаря.
И вот первый удар! Звук льется, тянется, обволакивает, занимает всё пространство Подворья и стоит, не затухая. Второй удар... третий... Я приоткрываю дверь в галерею, чтобы все в храме слышали уставный звон. Слышны и обертоны! Невероятно!
Вот последний удар пролился в Подворье. Тишина еще не скоро наступит... Но как удается такое звучание колокола? Много причин тому. Здесь и качество отливки при строжайшем соблюдении технологии, и, может быть, не главный, но очень важный момент: язык. Конструкция языка отличается в Андреевских колоколах от традиционной для российских. В российском колоколе язык заканчивается так называемым «яблоком», то есть шаром, который и ударяет о стенку колокола. В немецких же колоколах язык не заканчивается «яблоком», но продлевается неким «стаканом» из той же мягкой стали. Для чего это нужно? — Для того, чтобы сместить центр тяжести от «яблока» вниз, и тогда удар станет мягче. Кому посчастливится подняться на Андреевскую колокольню, тот убедится воочию в том, что я говорю. Традиция делать такие языки идет с запада и призвана смягчать удары языка о стенки качающегося колокола. У нас колокола не качаются, а звук становится мягче и теплее... Но что говорить? Это надо послушать!
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема