Снова и снова я натыкаюсь на вопрос о возможности быть хорошим без Бога. Разве для того, чтобы не совершать плохих поступков, человеку недостаточно совести, а нужен именно страх перед небесными карами?
Этот вопрос ставит, по крайней мере, три других.
Во-первых, по каким критериям мы определяем, какие поступки плохие, а какие хорошие? В книге Марка Твена «Приключения Гелькебери Финна» главный герой очень переживает, что помогает спрятаться беглому чернокожему рабу. С точки зрения общества, в котором он живет, он совершает безнравственный поступок, кражу. С точки зрения Библии он, напротив, поступает хорошо: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего» (Втор.23:15).
Кто прав в этих конфликтах между различными представлениями о хорошем и плохом? На каком основании мы будем это решать? Чисто человеческих представлений о совести и порядочности вскоре окажется недостаточно ― нам понадобится какой-то источник морального авторитета, чтобы разобраться, что правильно, а что нет.
Второй вопрос связан с тем, для чего мы не совершаем плохих поступков? В чем цель нашей жизни? Прекрасно быть хорошим соседом и порядочным гражданином, но есть ли в нашей жизни что-то большее? Евангелие ― это не только и не столько книга о том, как быть хорошим соседом; это возвещение о Вечной Жизни. Бог предназначил нам дар, ценность которого мы не в состоянии представить, нам уготована вечная радость. Мы можем навсегда обрести или навсегда утратить этот дар ― и вот чтобы обрести его, недостаточно быть просто порядочным по меркам своего общества гражданином. Надо установить определенные отношения с Подателем жизни ― а устанавливают их через покаяние и веру.
Третий вопрос связан с мотивацией христианского поведения. Почему-то неверующие нередко полагают, что главным мотивом для воздержания от зла для нас является страх перед наказанием. Впрочем, еще английский писатель Честертон обращал внимание на то, что люди часто высказывают христианству взаимоисключающие упреки. Так и здесь ― христиан, с одной стороны, упрекают в том, что они ведут себя нравственно «из-под небесной палки», с другой ― в том, что евангельское обещание прощения грехов ― любых грехов ― нравственно расслабляет и поощряет грешить.
На самом деле, страх наказания не играет определяющей роли в христианкой жизни. Господь Иисус говорит о другом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15).
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема