
Фото: PxHere
Ранним утром тысяча двести двадцать шестого года, когда все во французском королевском дворце ещё сладко спали, один монах спрятался за каменную колонну и наблюдал следующую картину. Во внутреннем дворе собралось множество нищих и калек; в этот неурочный час они были заняты большей частью перебиранием своих лохмотьев и попыткой хоть как-то залатать особо крупные прорехи. Вдруг все встрепенулись, натянули кое-как на себя свои жалкие одеяния и бросились к покоям наследного принца. В одежде простого конюшего, в сопровождении слуги с большим кошелём с монетами, вышел принц Людовик и принялся раздавать милостыню, особо щедро оделяя тех, кто казался ему самым бедным. Тогда монах вышел из-за колонны и сказал ему: «Сир, я прекрасно видел ваши проделки. Пристало ли будущему королю Франции тратить своё время на эту грязную и оборванную братию?». — «Мой дражайший брат, — ответил, смутившись, юный принц, — я всего лишь отдаю им честно заработанное: своими молитвами они сражаются за меня против моих противников — падших ангелов».
По словам современников, французский король Людовик Девятый больше походил на монаха, чем на рыцаря, несмотря на свои доспехи. Вся причина в том, что он больше заботился об удовлетворении нужд бедных и обездоленных, чем об одобрении своей свиты. Парадоксально, но этот король, столь сосредоточенный на своём духовном совершенствовании, стал также символом экономического благоденствия Франции. При нём прежде столь измученный войнами и непосильными налогами народ наконец-то вздохнул спокойно. Начался заметный подъём сельского хозяйства и торговли. Франция узнала радость достатка и уверенности в завтрашнем дне.
Тогда как многие королевские дворы Европы утопали в роскоши, во дворе Людовика Девятого царила простота и строгость нравов. Его идеалом была скромность и мудрость апостолов, учеников Христа. Непросто соблюдать такие принципы, находясь на вершине власти.
Каждый год король отправлялся в три-четыре места, слывшие самыми бедными в его государстве, чтобы раздавать там большое количество продуктов нищим. Везде, куда приезжал король, более ста бедняков присоединялось к его трапезе и получало хлеб, вино, мясо и рыбу досыта каждый день. Во время Великого или Рождественского поста число принимаемых голодных возрастало. Накануне великих праздников, прежде чем самому сесть за стол, он прислуживал этим беднякам сам. Кроме того, каждый день в его дворце питались бесприютные старики и калеки, и им подавались те же яства, которые ел король.
Благодаря милосердию короля Людовика в Париже был создан Дом дочерей Господних, где находили приют падшие женщины. Также Людовик не забывал о «застенчивых» бедняках — тех, кто не решался сам обратиться за помощью. Он жертвовал нищим студентам, вдовам рыцарей, брошенным детям, бесприданницам, обедневшим ремесленникам, которые не могли себя обеспечивать из-за старости или болезни. Король также заботился о больных и калеках: он велел построить богадельни в Париже и других городах и дал им большие ренты. При Людовике Девятом старинная больница Отель-Дьё в Париже была расширена и могла принимать до шестисот человек в день. Также король основал больницу и приют для слепых Кенз-Вэн («Пятнадцать двадцаток»), названный так потому, что первыми ее пациентами были триста крестоносцев (пятнадцать раз по двадцать), которые потеряли зрение. Его придворные отворачивались и зажимали нос, когда король собственноручно кормил больных в больницах, омывал зловонные язвы прокажённых в построенном им лепрозории на окраине Парижа. «Ни один прокажённый не омерзителен так, как тот, кто живет в смертном грехе», — говорил он.
Людовик Девятый завещал: «Будь добросердечен к бедным, несчастным и страдающим. Подавай им помощь и утешение, насколько сможешь. Благодари Бога за все блага, которыми Он оделил тебя, чтобы ты был достоин получить большее. Всегда принимай сторону бедных, а не богатых до тех пор, пока ты не уверен в истине». Именно так и жил этот христианский король.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.