Дом Апостола Петра.
Некогда Капернаум, или, по-еврейски, Кфар-наум, бы зажиточным городком на берегу Галилейского моря. Помимо рыболовства и земледелия, его жители жили от доходов с торговли. Не зря же через него проходила дорога, связывающая процветающий Дамаск с цветущей Галилеей. Многочисленные купцы провозили через этот город свои товары, оставляя здесь свои звенящие монеты в виде платы за провоз и пропивая их в местных тавернах. Именно здесь же в доме рыбака Симона, ставшего Апостолом Петром, поселился Христос. Но местный люд не хотел слушать нищего бродячего проповедника. "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься", - вскричал однажды Иисус. Никто и не прислушался к этим гневным словам. Казалось бы жизнь опровергала пророчество. Городок разрастался и богател. Но спустя пять столетий сначала мусульманские орды, а затем и мощнейшее землетрясение стерло Кфар Наум с лица земли. Город не только не возродился, но и был напрочь забыт на долгие столетия.
Практически случайно 1838 году американский путешественник Эдвард Робинсон обнаружил здесь фрагменты древних строений. Лишь спустя почти 60 лет католические монахи-францисканцы смогли выкупить часть территории у бедуинов и поставить вокруг ограждения, чтобы сохранить загадочные камни от вандалов. Одетые в коричневые рясы иноки не только умели молиться, но и профессионально занимались раскопками. С начала ХХ века они метр за метром изучали территорию бывшего рыбацкого городка. В 1921 году археологической экспедицией под руководством отца Гауденцио Орфали здесь были обнаружены остатки византийской базилики V века.
Храм имел совершено необычный вид, он был построен в виде восьмиугольника. Подобное доселе не встречалось нигде. Церковь решили восстановить и монахи даже поставили на место несколько колонн, а частично сохранившийся мозаичный пол церкви было решено отреставрировать. Туристам и паломникам это должно было понравиться.
Но планам не суждено было сбыться. Причем не только из-за военного лихолетья. Когда весной 1968 года, в то время, когда мозаичный пол византийской базилики все-таки отправили на реставрацию, монах-археолог отец Вирджилио Корбо решил посмотреть, что же находилось под мозаикой. Он вместе со своими собратьями начал кропотливо копать землю. Спустя несколько дней его взору предстало удивительное зрелище - фрагменты постройки начала I века!
Обнаруженный дом явно находился на главной городской улице, проходящей с севера на юг, а между улицей и входом во внутренний двор было обширное пространство. На стенах дома были обнаружены надписи, так называемые инскрипции или граффити, с христианскими символами и молитвенными воззваниями ко Христу и Апостолу Петру, на основных языках того времени: арамейском, греческом, латинском и сирийском. Причем самые первые надписи были датированы тем же I веком нашей эры.
Зачем и кто оставлял эти надписи на древних стенах? Почему над руинами халупы спустя пару веков возвели величественную и необычную церковь? Вопросы множились, но отгадку никак не могли найти. На помощь пришел монах-библиотекарь, решивший полистать древние рукописи. В воспоминаниях испанской паломницы Эгерии, посетившей эти края в IV века он обнаружил запись, что Дом святого Апостола Петра был переделан в церковь. Об этом же писал и в 570 году паломник, известный как Антонин из Пиаченцы. Пораженные монахи поняли, что обнаружили фрагменты дома, в котором жил, проповедовал и исцелял сам Христос!
Теперь над этим домом вновь возвышается удивительная церковь, возведенная в стиле модерн. А вокруг лежат руины домов некогда оживленного торгового городка, как будто-бы шепчущие "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься"...
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!