Дом Апостола Петра.
Некогда Капернаум, или, по-еврейски, Кфар-наум, бы зажиточным городком на берегу Галилейского моря. Помимо рыболовства и земледелия, его жители жили от доходов с торговли. Не зря же через него проходила дорога, связывающая процветающий Дамаск с цветущей Галилеей. Многочисленные купцы провозили через этот город свои товары, оставляя здесь свои звенящие монеты в виде платы за провоз и пропивая их в местных тавернах. Именно здесь же в доме рыбака Симона, ставшего Апостолом Петром, поселился Христос. Но местный люд не хотел слушать нищего бродячего проповедника. "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься", - вскричал однажды Иисус. Никто и не прислушался к этим гневным словам. Казалось бы жизнь опровергала пророчество. Городок разрастался и богател. Но спустя пять столетий сначала мусульманские орды, а затем и мощнейшее землетрясение стерло Кфар Наум с лица земли. Город не только не возродился, но и был напрочь забыт на долгие столетия.
Практически случайно 1838 году американский путешественник Эдвард Робинсон обнаружил здесь фрагменты древних строений. Лишь спустя почти 60 лет католические монахи-францисканцы смогли выкупить часть территории у бедуинов и поставить вокруг ограждения, чтобы сохранить загадочные камни от вандалов. Одетые в коричневые рясы иноки не только умели молиться, но и профессионально занимались раскопками. С начала ХХ века они метр за метром изучали территорию бывшего рыбацкого городка. В 1921 году археологической экспедицией под руководством отца Гауденцио Орфали здесь были обнаружены остатки византийской базилики V века.
Храм имел совершено необычный вид, он был построен в виде восьмиугольника. Подобное доселе не встречалось нигде. Церковь решили восстановить и монахи даже поставили на место несколько колонн, а частично сохранившийся мозаичный пол церкви было решено отреставрировать. Туристам и паломникам это должно было понравиться.
Но планам не суждено было сбыться. Причем не только из-за военного лихолетья. Когда весной 1968 года, в то время, когда мозаичный пол византийской базилики все-таки отправили на реставрацию, монах-археолог отец Вирджилио Корбо решил посмотреть, что же находилось под мозаикой. Он вместе со своими собратьями начал кропотливо копать землю. Спустя несколько дней его взору предстало удивительное зрелище - фрагменты постройки начала I века!
Обнаруженный дом явно находился на главной городской улице, проходящей с севера на юг, а между улицей и входом во внутренний двор было обширное пространство. На стенах дома были обнаружены надписи, так называемые инскрипции или граффити, с христианскими символами и молитвенными воззваниями ко Христу и Апостолу Петру, на основных языках того времени: арамейском, греческом, латинском и сирийском. Причем самые первые надписи были датированы тем же I веком нашей эры.
Зачем и кто оставлял эти надписи на древних стенах? Почему над руинами халупы спустя пару веков возвели величественную и необычную церковь? Вопросы множились, но отгадку никак не могли найти. На помощь пришел монах-библиотекарь, решивший полистать древние рукописи. В воспоминаниях испанской паломницы Эгерии, посетившей эти края в IV века он обнаружил запись, что Дом святого Апостола Петра был переделан в церковь. Об этом же писал и в 570 году паломник, известный как Антонин из Пиаченцы. Пораженные монахи поняли, что обнаружили фрагменты дома, в котором жил, проповедовал и исцелял сам Христос!
Теперь над этим домом вновь возвышается удивительная церковь, возведенная в стиле модерн. А вокруг лежат руины домов некогда оживленного торгового городка, как будто-бы шепчущие "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься"...
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема