Дом Апостола Петра.
Некогда Капернаум, или, по-еврейски, Кфар-наум, бы зажиточным городком на берегу Галилейского моря. Помимо рыболовства и земледелия, его жители жили от доходов с торговли. Не зря же через него проходила дорога, связывающая процветающий Дамаск с цветущей Галилеей. Многочисленные купцы провозили через этот город свои товары, оставляя здесь свои звенящие монеты в виде платы за провоз и пропивая их в местных тавернах. Именно здесь же в доме рыбака Симона, ставшего Апостолом Петром, поселился Христос. Но местный люд не хотел слушать нищего бродячего проповедника. "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься", - вскричал однажды Иисус. Никто и не прислушался к этим гневным словам. Казалось бы жизнь опровергала пророчество. Городок разрастался и богател. Но спустя пять столетий сначала мусульманские орды, а затем и мощнейшее землетрясение стерло Кфар Наум с лица земли. Город не только не возродился, но и был напрочь забыт на долгие столетия.
Практически случайно 1838 году американский путешественник Эдвард Робинсон обнаружил здесь фрагменты древних строений. Лишь спустя почти 60 лет католические монахи-францисканцы смогли выкупить часть территории у бедуинов и поставить вокруг ограждения, чтобы сохранить загадочные камни от вандалов. Одетые в коричневые рясы иноки не только умели молиться, но и профессионально занимались раскопками. С начала ХХ века они метр за метром изучали территорию бывшего рыбацкого городка. В 1921 году археологической экспедицией под руководством отца Гауденцио Орфали здесь были обнаружены остатки византийской базилики V века.
Храм имел совершено необычный вид, он был построен в виде восьмиугольника. Подобное доселе не встречалось нигде. Церковь решили восстановить и монахи даже поставили на место несколько колонн, а частично сохранившийся мозаичный пол церкви было решено отреставрировать. Туристам и паломникам это должно было понравиться.
Но планам не суждено было сбыться. Причем не только из-за военного лихолетья. Когда весной 1968 года, в то время, когда мозаичный пол византийской базилики все-таки отправили на реставрацию, монах-археолог отец Вирджилио Корбо решил посмотреть, что же находилось под мозаикой. Он вместе со своими собратьями начал кропотливо копать землю. Спустя несколько дней его взору предстало удивительное зрелище - фрагменты постройки начала I века!
Обнаруженный дом явно находился на главной городской улице, проходящей с севера на юг, а между улицей и входом во внутренний двор было обширное пространство. На стенах дома были обнаружены надписи, так называемые инскрипции или граффити, с христианскими символами и молитвенными воззваниями ко Христу и Апостолу Петру, на основных языках того времени: арамейском, греческом, латинском и сирийском. Причем самые первые надписи были датированы тем же I веком нашей эры.
Зачем и кто оставлял эти надписи на древних стенах? Почему над руинами халупы спустя пару веков возвели величественную и необычную церковь? Вопросы множились, но отгадку никак не могли найти. На помощь пришел монах-библиотекарь, решивший полистать древние рукописи. В воспоминаниях испанской паломницы Эгерии, посетившей эти края в IV века он обнаружил запись, что Дом святого Апостола Петра был переделан в церковь. Об этом же писал и в 570 году паломник, известный как Антонин из Пиаченцы. Пораженные монахи поняли, что обнаружили фрагменты дома, в котором жил, проповедовал и исцелял сам Христос!
Теперь над этим домом вновь возвышается удивительная церковь, возведенная в стиле модерн. А вокруг лежат руины домов некогда оживленного торгового городка, как будто-бы шепчущие "Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься"...
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия