
Сегодня 9 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
О преподобномученице Марии Гатчинской, входящей в сонм новомучеников — священник Алексий Дудин.
Святая преподобномученица Мария Гатчинская является духовным маяком не только для Гатчинской земли, но и для любого православного христианина. Чем же отличается ее служение? Чем же оно характерно? Какую духовную изюмину и драгоценность оно таит в себе? Прежде всего, это то, что святая преподобномученица Мария Гатчинская, будучи прикована к постели, испытывая великие боли и страдания, не имея возможности даже ясно говорить, а ее лицо было скованно ее болезнью. Она при этом не переставала славословить Бога, она при этом не переставала, принимая других людей, утешать их, отдавая все свои силы для того, чтобы принять человека, пришедшего к ней со своей бедой, помолиться за него, найти ему слово мудрости и утешения. К ней приходили не только миряне, но даже священники и архиереи. И Господь здесь показывает, что сила его, совершающаяся в немощи, зачастую приносит еще больше благодати, добра, тепла, любви, чем та сила, которая ценится в этом мире. Господь всегда дает своим угодникам возможность послужить людям, если это является желанием их сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 100. Богослужебные чтения

Тот, кто оставался в храме до самого окончания вечернего богослужения, сразу же узнает слова из 100-го псалма — который включён в последование 1-го часа — который читается в конце службы. Давайте послушаем — и затем поразмышляем над его смыслами.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Перед нами — не просто «хвалебный псалом», но скорее... манифест правителя, царя. Обратим внимание на его основные положения.
Первое — Давид заявляет о своей решимости воспевать Бога одновременно и за милость (חֶסֶד, хесед) и за суд (מִשְׁפָּט, мишпáт). Эти два аспекта божественного правления — милосердие и справедливость — служат основанием благочестия и государственного управления.
Второе — он декларирует приоритет «духовного» над «материальным»: его заботит прежде всего вопрос, когда же Бог его посетит Своей Милостью — а только уже потом вопросы финансового, политического и любого иного благополучия.
Третье — он обещает Богу быть праведным и благочестивым не только «на публике», но и дома, в кругу семьи — тем самым не допуская никакого лицемерия и «двойственности» в поведении: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».
Четвёртое — каким бы соблазнительным, манящим ни было переступание закона, то есть «беззаконие» — Давид обещает Богу даже не пытаться посмотреть в эту сторону.
Пятое — «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Другими словами, Давид отказывается обращаться к «шептунам», «наушникам», «сплетникам» и любым другим «грязным» источникам информации — к которым чаще всего и прибегают государственные деятели.
Шестое — для него, как царя, в приоритете не те, кто говорят «ласковые» и «льстивые» слова, приятные для слуха, а — «верные», те, которые «не лживы» по сути своей — и именно поэтому способны говорить прямо и правдиво, даже если для царя это и неприятно слышать.
И подытоживается этот манифест главной целью, к которой и устремлён Давид: превратить Иерусалим в «град Господень», святое место, где не было бы типичных для любых царских мест пороков и страстей.
Не знаю, как вам — но по мне — очень вдохновляющая декларация намерений, более чем актуальная и для современных руководителей, и вообще для всех нас, не правда ли?..
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Первая седина»

Фото: Tom Van Dyck / Pexels
Сегодня утром я умылся и, как обычно, бросил быстрый взгляд в зеркало. И впервые заметил у себя седину. Надо же, а ведь мне ещё и сорока нет! А спустя какой-то час я шёл на работу и обратил внимание на первые жёлтые пряди в зелёных кронах берёз. Что ж! — подумал я, — это нормально, это течёт наше земное время. Желтеют к осени деревья, а у меня появилась седина... Но нет в том никакой печали, ведь всё в Божьем мире устроено премудро. Снова зазеленеют будущей весной берёзки, а человек, пройдя свой земной путь, воскреснет для жизни вечной. Ведь именно к этому мы и готовимся, именно для жизни со Христом в вечности стараемся мы жить по заповедям Божьим...
А есть ли у меня седина или нет — не имеет никакого значения...
Я шёл, размышляя таким образом, и на душе было спокойно и светло.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе