«8-е воскресенье после Пятидесятницы». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«8-е воскресенье после Пятидесятницы». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться

У нас в студии был настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Мы говорили о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, о памяти святых великомученика и целителя Пантелеимона, Иоанна Воина и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, а также о Смоленской иконе Божией Матери.

Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. С вами Марина Борисова. В эфире еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня у нас в гостях настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Добрый вечер.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в восьмое воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. По традиции постараемся понять смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и из Евангелия, которые мы услышим завтра во время Божественной литургии в храме. Будет читаться отрывок из Первого послания апостола Павла к коринфянам из 1-й главы, стихи с 10-го по 18-й. Собственно, если просто прочитать этот текст, кажется, что все очевидно, все понятно, вопросов никаких, вроде как, не возникает. Если второй раз начать читать, то есть о чем подумать, на мой взгляд. Начинается этот отрывок словами: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». И дальше есть одна фраза апостола, которая, мне кажется, относится не только к апостолу Павлу, не только к его слушателям непосредственным, но может быть даже в какой-то степени и к нам. Он говорит: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил (...) Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать». Вот эти две мысли, что, с одной стороны, нужно говорить одно и не уклоняться ни в какие толкования, а с другой стороны, призвание благовествовать это призвание не священника, а призвание, наверное, каждого христианина, в той или иной степени.

Священник Стахий Колотвин:

— Конечно, апостол Павел прежде всего, когда говорит о единомыслии, имеет в виду единомыслие относительно следования ко Христу. Потому что есть другое место, где Господь через апостола Павла нас успокаивает и говорит, что ничего, братья, надлежит быть разномыслию между вами. Тут нельзя сказать, что апостол Павел проснулся и, с одной ноги встал, одно сказал, а с другой — другое. Все-таки это Священное Писание, и мы верим, что, несмотря на все личные особенности, Дух Святой не давал апостолам ошибиться в Своем благовестии, в том, в котором оно сохранилось и до сего дня на страницах Священного Писания. Для наших дней это тоже очень актуально, у людей могут быть различные разногласия по всем вторичным вопросам. В том числе по вопросам политики, экономики, военного дела и так далее. Могут люди быть христианами и иметь разногласия по вещам вторичным. Эти разногласия могут привести и к разделению среди христиан, но только в оном случае — если христиане эти вопросы вынесут на первый план поверх вопросов стремления ко Христу. Когда Господь нам говорит в Евангелии: «Царство Небесное внутри вас есть», — и говорит: «Ищите, прежде всего, Царствия Божия и правды Его, и все приложится вам», — нам надо не забывать, что если ты поместил вместо Царствия Небесного что-то другое на первое место, обязательно все собьется. И правда, люди, которые ходят в один храм, причащаются из одной Чаши, могут разругаться из-за каких-то сущих пустяков. Вроде каких-то политических событий, которые от того, как грехопадение свершилось, мучают все человечество, и будут мучить даже до Страшного Суда, пока Господь не придет и не установит идеальное Царство Небесное, но не на этой земле. Потому что даже когда Христос пришел Сам, то от земного царства, от разрешения всех наших текущих земных проблем Он устранился, Он нам готов дать больше. В чем же нам нужно единомыслие? Единомыслие нам нужно, прежде всего, в учении Христа. А как мы помним, учение Христа... Господь говорит: «Весь закон и все пророки в любви». В заповеди любви. Любим Бога, прежде всего, любим ближнего как самого себя. И здесь очень важно полюбить ближнего как самого себя, того ближнего, с которым ты не согласен относительно вторичных вопросов. Здесь некоторая настоящая проверка на христианство, поэтому если хочешь с кем-то поконкурировать, поспорить, показать, что ты лучше христианин, больше, и все у тебя в голове так устроено, что твоему приближению ко Христу это только помогает, а не отделяет, просто люби тех, кто с тобой не согласен. И тогда, даже если ты никого не переубедишь, что ты лучше, все равно Господь тебя помилует, простит и в Царство Небесное примет. Теперь ко второму вопросу, второй момент, который в этом году вы выделили из этого более пространного апостольского чтения, мне очень близок. Я с апостолом Павлом просто рад... Если попаду в Царство Небесное, любой человек будет рад обняться с апостолом Павлом. Но здесь для меня такой образец для подражания, который меня исключительно вдохновляет. Я рад, что я очень редко и очень мало крещу, хотя я служу в многомиллионном городе. И в принципе, поскольку у меня есть некоторая дополнительная медийная известность, ко мне пытаются на крестины прийти люди, не только живущие в нашем ставосьмидесятитысячном районе Митино и окружающих пригородах, но и люди из разных других районов. Но не всегда это у них удается, а чаще всего редко у них это удается. Во-первых, потому что как настоятель, я все-таки передаю какие-то требы и крестины текущие своим клирикам, но и в принципе у нас в храме крестин очень мало. У нас в храме крестится двадцать-тридцать человек в год, а в соседнем храме крестится триста человек в год. И так понимаешь, на двадцать человек в год, кто-то преставился, кто-то приехал, но в принципе, община наша потихонечку растет. Смотришь куда-то по соседству, тридцать человек крестилось, за несколько лет не только храм, но храмовая территория должна заполниться новыми членами общины. А где они все? Большой вопрос. Поэтому это чтение, которое должны батюшки обычно... Во время апостола присели отдохнуть или на исповедь народ набежал, надо выбежать. И апостола не слушаешь, а там пришли, особенно детом на всенощную точно никто не выберется, но хоть на литургию пришли, слава Тебе, Господи, пойду кто там грешники. И таким образом пропускает это чтение. Из-за этого у нас такая печальная ситуация с общинной приходской жизни, потому что благодать таинства крещения дается тем людям, которые благовестием никак не просвещены. Более того, почему это происходит? Происходит это по печальной ситуации, потому что в большинстве храмов у нас по-прежнему благодать крещения продают за деньги. Есть тарифы, они могут быть не написаны на доске объявлений, но все равно. Это такая статья пополнения приходского бюджета. А то, что потом какие расходные статьи, чтобы батюшкам зарплату заплатить, дежурным, и благотворительность, и организовать стройку и так далее, оправданий много можно найти. Но в любом случае получается, что апостол Павел говорит: мне так тяжело, я рад, что я не крестил, это мешает благовестию. А кто-то, получается, более вдохновенный, чем апостол Павел, его благовестию это не мешает, но если, конечно, не совсем закончил благовествовать. Чтобы еще дополнительно вдохновиться, надо помнить, что апостол Павел в принципе говорит, что священник должен жить от благовестия. Если тебе люди деньги дают за то, что ты какие-то требы исполняешь, значит, ты апостолу Павлу не подражаешь. Ты должен людей привести ко Христу, они уже потом о тебе позаботятся безотносительно того, какие обряды ты над ними проводишь. Это как раз, как Господь говорит, даром приняли, даром подавайте. Если это не помнить, то дальше все рушится. Рушится, это не обязательно, что упадет. Например, если у тебя есть какой-то сосуд, в нем есть дырочка, если ты будешь из шланга туда заливать воду, то конечно, сосуд будет полон воды, вода не будет успевать вытечь. Но все равно она постоянно будет хлестать мимо. Точно так же, если это основание церковной жизни, которое со времен апостольских как строилось? Сначала благовестие, сначала приведение людей ко Христу, а потом уже допуск их до второго рождения, рождения души, до таинства крещения их, их детей, то таким образом вот в это руинированное основание церкви люди будут выпадать, они будут думать, что они в церкви, но их на самом деле в церкви не будет. И самое главное, это не может священник не заметить. Каждый священник должен понимать, что духовное кладбище у него начинается, когда он вспомнил, сколько он людей крестил за предыдущий год, оглянулся и посмотрел, есть эти люди вокруг тебя, они твои сопричастники или нет? Если ты видишь, что они не твои сопричастники, то, значит, множество людей ты не ко Христу привел, а привел к уверенности, что они, якобы, пришли ко Христу. Люди призываются, обещают Господу быть со Христом, они приносит присягу, они или их крестные, что, сочетаясь Христу, буду причащаться, буду с Господом жить, и их нет. Апостол Павел вздыхает. Конечно, Церковь столкнулась с этим так массово сейчас в наши времена совсем секулярные. Но, я думаю, эта проблема была и с раннехристианских апостольских времен. Поэтому единственная надежда в этой печальной ситуации, что раз Господь две тысячи лет терпит нашу Церковь, в которой все так сыплется, верующие крещенные люди мимо церковной общины куда-то во внешний мир обратно, откуда они пришли с жаждой припасть к источнику бессмертному, в итоге уходят, не припадая к этому источнику, что Господь помилует нас и сейчас. Но, конечно, это радость благовестия, а не формализма, это то, о чем должен задуматься не только священник, который строит общину, но и каждый христианин. Здесь с вами соглашусь и, как некоторый итог этого всего рассуждения, может быть, некоторого эмоционального переживания, облеченного в словесные формулировки, тут можно поругать батюшек и сказать, что мы-то миряне, мы такие молодцы, батюшки зазнались, на крестинах копят себе на джипы. А можно вспомнить эту разницу формального участия в таинствах Церкви. Причем, даже подчеркну, не просто ставить свечки, а действительно приходить, исповедоваться, причащаться. И какой-то круговорот и реального благовестия как словом, так и своей церковной жизнью. Причем иногда люди говорят: главное церковной жизнью, но не очень себя хорошо веду, поэтому что я и говорить буду. Нет говорить тоже надо. Если ты ничего не можешь близкому человеку, который вдохновился твоим заботливым отношением, пояснить о Христе, значит, это говорит о том, что Евангелие ты открываешь редко. Либо ты его прочитываешь формально, просто к молитве надо добавить, прочитать и закрыть. Ты о нем не размышляешь, не соотносишь со своими поступками. Может быть, ты инстинктивно и действуешь более-менее по-христиански, но объяснить это по Евангелию не можешь. А если ты не можешь это объяснить себе, то ты не можешь объяснить и человеку рядом с собой. Если ты не чувствуешь радости благовестия, то когда следующий раз открываешь Евангелие у себя дома, вместо половины страницы прочти пять строчек, подумай, как они связаны с твоей жизнью. И потом этой радостью, что у тебя Свет Евангелия, хоть несколько слов Евангелия твою жизнь осветили, ты можешь эту радость Света и ближним своим рядом с собой принести.

Марина Борисова:

— Теперь обратимся к отрывку из Евангелия от Матфея из 14-й главы, стихи с 14-го по 22-й. Я думаю, что это большинству наших радиослушателей хорошо известный отрывок. Он повествует о том, как с благословения Спасителя апостолы накормили пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек. Я думаю, что подробно на его содержании останавливаться, может быть, и нет смысла, но там есть один нюанс, который, мне кажется, важно уточнить. Христос не благословил сразу эти пять хлебов. Когда апостолы напомнили, что столько людей и надо бы их отпустить, чтобы они еды себе купили, Он сказал: «Вы дайте им есть». После чего апостолы, естественно, пришли в недоумение. Мне кажется, это перекликается с хорошо знакомой всем нам фразой: «Сила Божия в немощи совершается». Именно тогда, когда они ощутили, что они этого сделать не могут, он благословил, и чудо совершилось.

Священник Стахий Колотвин:

— Это, в принципе, на чем основано служение и епископское и священническое. Епископы и священники это собрание грешных людей, причем таких грешных людей, у которых шансов на спасение, по мнению Иоанна Златоуста, еще меньше. Иоанн Златоуст, еще когда священником был, говорил: не многие из нас спасутся. Больше дано, больше ответственности, согласно притче о талантах. Это настоящее чудо, что Господь делегирует апостолам, хотя Он рядом с ними физически в теле пребывает. Это на самом деле залог существования всей христианской Церкви после Вознесения Христа на небеса, когда Он плотью физически воскресши, на небеса возносится, но вновь и вновь возвращается к нам на Божественной Евхаристии, где мы можем к Его Телу и Крови приступить, причастившись святых Христовых Тайн. Это некоторая надежда. Если тебе кажется, продолжая наш предыдущий разговор относительно апостольского отрывка, как это все можно сделать, как это все перебороть. Просто довериться Христу, помнить, что ты делаешь не какое-то свое дело, на которое у тебя хватит или не хватит сил. Ты делаешь дело Божие, и поэтому Господь тебя обязательно укрепит. Поскольку мы помним слова апостола Петра о царственном священстве мирян, то каждый мирянин уже в свое узком круге и в плане благовестия и в плане христианской жизни. Тоже кажется, как это я смогу, мир лежит во зле, все вокруг... Надо с волками жить, по волчьи выть. Как я смогу? Господь по воде ходил, а я так не умею. Не важно. Ты же тоже делаешь не свое, но как апостол Павел в другом месте говорит: не я живу, но живет во мне Христос. И ты тоже живи, исполняй Божие дело, в том числе... Тут еще мы можем затронуть актуальную тему, которая для нашего времени... Кажется, и так все экономически плохо, а тут еще кому-то надо помогать, кому еще хуже, еще тяжелее. Ничего страшного. Если ты понимаешь, что через тебя Господь помогает, если ты даже нуждаешься, но еще более нуждающемуся поможешь, который еще более обделен, по которому судьба сейчас тяжелым катком проехалась, то ты делаешь дело Божие. И Господь обязательно тебя в этом укрепит.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». У микрофона Марина Борисова, и со мной в студии настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. И мы, как всегда по субботам, говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На следующей неделе у нас будет любимый в Русской Православной Церкви праздник — память великомученика и целителя Пантелеимона, 9 августа. Сам по себе святой Пантелеимон, мне кажется, интересен как человек. Если обратиться к его житию, все там немножечко не по трафарету. То, что он был воспитан все-таки язычником, отец был язычником, мать рано умерла. У него, несмотря на то, что в те времена уже в Римской империи было достаточно христиан повсюду, он в общем-то вырос нормальным язычником. При этом, учитывая огромное количество войн, которые вела империя, вдруг такой нетривиальный шаг, он становится врачом. Казалось бы, если он язычник, вокруг сплошные войны, ну и иди в армию. Нет. Уже что-то такое особенное было в этом человеке. И дальше все, что связано с его отношением к служению. Если для христианина естественно ставить служение на первое место, в особенности если это врач, то для нормального язычника это, наверное, не очень обязательно. Но все, что он делал, он делал не то что наперекор мейнстриму, а как бы немножко в диссонанс. В результате этот диссонанс его привел ко Христу. А уж что случилось, когда начались гонения. Он сделал хорошую карьеру, он был уже придворным врачом. В те времена, до великого гонения при дворе было достаточно христиан. По одной из версий, даже в семье императора Диоклетиана были христиане. Но гонение началось, и в 305 году это закончилось для него арестом, пытками и казнью. Мне тут интересно поступательное развитие человека. Я когда читаю житие святого Пантелеимона, я почему-то вспоминаю доктора Гааза. Был ведь преуспевающий московский врач, немец, у которого была прекрасная доходная практика, он даже имение купил. И все бы было замечательно, если бы его не выбрали членом тюремного комитета. И когда он попал в российскую тюрьму, его так перевернуло, что весь остаток жизни он прожил, мы бы сказали, как святой человек. И хотя он был католиком, я знаю, что многие, кто знаком с его историей жизни, до сих пор считают, что все-таки это был святой. У нас есть другой пример из близкого нам периода истории Русской Православной Церкви, это святитель Лука Крымский. То есть эта история христиан-врачей, мне кажется, очень важна сейчас. У нас очень многие вещи в голове не укладываются, как можно нести это служение христианское в тех условиях, которые совсем к этому не предназначены.

Священник Стахий Колотвин:

— В языческом мире профессия врача вполне была почетна. Более того, она была профессией религиозной. Если мы посмотрим на Древнюю Грецию, то Асклепий, такое божество нестандартное даже для древнегреческой мифологии. Помню, в детстве читал художественную обработку этого мифа, как Асклепий лечил людей, не давал им умереть, замыслам высоких богов Олимпийцев мешал, бог, которого олимпийцы свергли, убили, но который все равно продолжает лечить. Даже в языческом мире было некоторое христианское осмысление хоть каких-то божеств. Понятно, такое христианство до Христа, как святые отцы говорили. Лечение было посвящено как практика религиозная, языческая, с приношением жертв. Если посмотрим, то как и сейчас, врач, как упомянутый вами святитель и исповедник Лука Крымский перед началом любого врачебного действия приносил молитву Господу, и по окончании. Точно так же и язычники начинали все с жертв, с ритуалов, с молитвы тем или иным идолам. Поэтому то, что человек рос в столице имперской, Никомедия это столица Диоклетиана. Диоклетиан перенес столицу на Восток, потому что больше угроз исходило на северном фронте и на восточном фронте Римской империи. Как раз на Востоке больше жило населения, больше была экономическая активность, и культурная тоже. Несмотря на то, что Рим был политическим центром жизни, в плане философии, культуры, науки, причем науки не только гуманитарной, но и, как бы мы сейчас сказали, технической, в том числе и медицины, Рим и западная часть империи, конечно, были глубоко вторичны. Все лучшие учителя, врачи приезжали из восточной греко-язычной части империи. То, что великомученик и целитель Пантелеимон вполне гармонично мог развиваться в язычестве и даже ничего не знать о христианстве, несмотря на доброе расположение души, тоже ничего удивительного нет, потому что в рамках языческой религии сострадание, заботу можно было проявить именно в рамках языческих практик в отношении исцеления больных. Точно так же, как мы знаем, что очень многие люди, далекие от Христа или невоцерковленные или не крещенные, когда они начинают заниматься какой-то волонтерской деятельностью, когда они начинают помогать больным, когда они начинают посещать тюрьмы, кто-то может обозлиться, стать циничен. И, кстати, работать остаточно эффективно, собирать, привлекать какие-то фондовые средства, организовывать что-то, но при этом у самого душа ожесточается, и человек наоборот от Христа отделяется. А кто-то наоборот через это открывает для себя Христа, особенно когда вокруг него находятся люди уже верующие, которые пришли послужить. Потому что Господь в притче о Страшном Суде сказал: кто единому из малых сих помог, то и мне помог. Мое частное предположение, это не то, что в житие фигурирует. Увидев рядом с собой христиан, людей, которые почему сторонятся языческих жертвоприношений, а все равно приступают к помощи болящим, их навещают, даже безнадежных больных не оставляют, а вместе с ними пребывают, великомученик и целитель Пантелеимон и заинтересовался, что же это за люди. Мы не знаем тех людей, которые как-то... Мы знаем пресвитеров, которые его вдохновили на крещение. Но предположить, что это были за первые люди, с которыми он столкнулся на просторах столицы Никомедийской... Это наверняка были совсем какие-то простые люди, просто как у нас с прихода ходили волонтеры в «красную зону», дежурили во время коронавируса. Обычные люди, не сказать, что катехизаторы. Просто христианин, который помимо работы уделяет время помощи ближнему. В том числе, бывали не очень люди воцерковленные, а просто это их как-то вдохновляло, и они присоединялись. Точно так же и здесь, каждый христианин должен понимать, что я послужу ближнему, хоть все и не исправит, но хоть чье-то страдание облегчу. А, может, рядом с тобой окажется какой-то молодой человек, который не просто станет гениальным врачом и будет людям помогать. А, может, он как раз в лик святых попадет, и по его молитвам... Он твоим добрым примером вдохновился, открыл для себя Христа, стал таким вроде великомученика Пантелеимона, только две с половиной тысячи лет спустя — и тогда по его молитвам Господь тебя примет и простит на Страшном Суде. Поэтому эта история и очень-очень вдохновляет. То, что великомученик и целитель Пантелеимон жил в Никомедии, сейчас Никомедия это хоть и неподалеку от Константинополя/Стамбула, но глубокая провинция, город, где не сохранилось ни одного храма, только новый греческий храм 19-го века. Но все равно, дорогие друзья, если будете когда-то на турецкой земле, обязательно туда зайдите. Да, нет какого-то места, где можно приложиться к мощам великомученика и целителя Пантелеимона, но это город, где он делал добрые дела, это место, достойное паломничества. Я очень рад, что туда с прихожанами меня Господь однажды сподобил выбраться.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и мой сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На следующей неделе у нас будет повод подумать о том, почему наши предки так верили, что их во времена войн и нашествий оберегают святые иконы и святые воины. Будет у нас 10 августа праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери и 12 августа память святого Иоанна воина. И та и другая память очень дорога сердцу русских православных людей. Смоленская икона одна из основных почитаемых икон Матери Божией. Хотя их много, их десятки, но есть Смоленская, есть Казанская, есть Иверская, есть Владимирская — то есть какой-то набор, несколько святых икон, которые почитаются столетиями как защитницы Русской земли. Помимо того, что к ним прибегают с молитвами в каких-то частных обстоятельствах люди, но обычно о них особо вспоминают, когда на всю страну надвигается какое-то бедствие. Среди них Смоленская икона, мне кажется, выделяется тем, что описание событий, с ней связанных, напрямую показывает, что это действительно так. Даже людям, которые не очень-то в это верят. Она считалась заступницей и защитницей Смоленска, поскольку туда в силу династических обстоятельств была принесена и считалась главной иконой в городе. Но так случилось, что позавидовали Московские князья и в какой-то момент ее забрали в Москву. Когда ее забрали в Москву, Смоленск захватили поляки. Это историческое подтверждение верований смолян привело к тому, что икону им вернули. И так уж совпало, что в скором времени город был освобожден. Детская ли это вера наша, когда мы в период каких-то бедствий, обрушивающихся на город или на государство, обращаемся к иконам Пресвятой Богородицы?

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно, Смоленск — город, который очень много раз переживал тяжелейшие боевые действия. Осады, когда люди просто от голода умирали. Штурмы, когда люди погибали от обстрелов. Но все равно это город, который, мы видим, Богородица сохранила. Мы знаем многие великие столицы древности, которые сейчас где-то в песках занесены или руины которых просто в окрестностях, деревушках рядом с каким-то большим современным центром. А Смоленск один из древних городов Руси до сих пор стоит, и более того, в нем сохранились уникальные для нашей общерусской ситуации после монголо-татарского нашествия храмы домонгольские. Да, мы помним, что не все пережили, у нас есть несколько храмов в Суздале, во Владимире. Да, неплохо сохранились храмы в Пскове и Новгороде, куда татары не дошли. Да, сохранились у нас храмы в Чернигове, в Киеве, в Полоцке сохранились. И вот один из этих городов — Смоленск, который тоже эти древние святыни вмещает. Смоленская икона Божией Матери... Надо понимать, что в каждом городе почиталась своя икона. Сейчас в 21 веке, когда у нас и Казанская, и Владимирская, и Знамение, и Курская Коренная, и все мы знаем. В разных уголках страны человек открывает церковный календарь, открывает интернет, он все про все иконы знает, про них передачи вещают. Нельзя сказать, что было такое, что много разных икон, и Богородице много по-разному поклонялись. Нет, люди любили, почитали Пресвятую Богородицу, и обычно в городе была одна почитаемая икона, которую особенно люди окружили своей любовью, и получала имя она по местности. И тут не было какой-то конкуренции, что я читаю акафист Владимирской иконе Божией Матери по такому вопросу, Казанской по такому, а Смоленской по третьему. Это, увы, недостаток нашего современного перенасыщенного информацией времени. Для смолян это был единственный, неповторимый, самый древний, самый чтимый образ Пресвятой Богородицы. Также накладываются политические события, причем, здесь повторяется история, как и в Византийские времена было. Если мы посмотрим на праздники древних святых, перенесение мощей, перенесение реликвий, мы увидим, что в основном эти святыни забирали из провинциальных небольших городов Восточно-Римской Византийской империи и везли в Константинополь. Для местных людей это не было радостью. Как-то прославить, конечно, больше почет, более роскошный храм построили в Константинополе. Где-то это было спасение от мусульманских завоеваний, тоже какая-то польза была. Но, конечно, для людей это была потеря. Для Смоленской иконы Божией Матери некоторое исключение. Удивительно, что Московский царь решил вернуть смолянам икону на тот момент, когда Смоленск был под польско-литовской оккупацией. В данном случае икона возвращалась на территорию оккупанта и врага. Но это настоящий христианский поступок, потому что думаешь не о большой политике, а думаешь о людях, которые страдают и которым нужна рядом их святыня. В принципе мы видим, что Господь этот подход благословил, потому что вскоре после возвращения этой иконы в оккупированный литовцами город, Господь и этот город вернул обратно в Русское государство. Для современного человека в 21 веке, в 2022 году этот пример очень актуален. Если ты в первую очередь не стремишься к молитве, если ту в первую очередь не стремишься к святыне, к любви к Богородице и к любви к ближнему, которые тоже нуждаются в молитве, а пытаешься политические цели, достижения, вопросы вынести вперед, то Господь это все разрушит. Если же ты будешь действовать из любви, если ты будешь готов уступить, если ты будешь готов жертвовать, то Господь обязательно, как и в ситуации со Смоленском пятисотлетней давности, так же все благополучно к пользе русского народа разрешит.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к истории святого Иоанна воина и к тому, почему именно этого святого так полюбили на православной Руси. Поскольку его жизнь протекала во времена Иулиана отступника, там очень много всего непонятного и странного. Все, что связано с этим императором, какое-то странное. И гонение на христиан было странное, и каким образом в царствование императора, который всячески старался обольстить своих противников христиан, а не казнить их, потому что считал, что это абсолютно бессмысленное занятие. Был он достаточно интересной личностью, привлекавшей до 20 века интерес русских писателей, которые старались, включая Мережковского, понять, что же было в голове у этого человека. Он всячески старался избегать резких движений, но мягко, но очень настойчиво лишал христиан всех привилегий, которые они до этого получили у его предшественников. И все бы было хорошо, если бы не восстание в Антиохии. Так уж случилось, что Иулиан отступник, следуя принципу «разделяй и властвуй», стравил язычников и христиан в Антиохии, и по хорошей римской традиции сгорел языческий храм, а обвинили христиан в поджоге. Христиане возмутились, начали громить языческие молельни, и все это выродилось в сильные городские волнения, усмирять которые были отправлены, естественно, войска. Среди этих войск был и Иоанн воин. Его поведение по отношению к христианам во время этого восстания привело его самого за решетку. Если бы не гибель императора, неизвестно, чем бы это кончилось, вполне могло бы кончиться и казнью. Но так уж получилось, что гибель императора спасла тех христиан, которые оказались в этот момент в темнице. И остаток жизни Иоанн воин занимался далекими от воинской службы делами, исключительно благотворительностью. Вот такой святой, который почему-то очень полюбился на Руси.

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно, Антиохия — город был очень-очень значимый для того времени. К тому времени полвека, как существовал Константинополь, который искусственным образом становился главным городом империи, потом стал одним из крупнейших городов первого тысячелетия по Рождестве Христовом. Но на тот момент он только еще набирал свой вес, пусть императорский двор был там, а по-прежнему, можно сказать, Антиохия во всей гигантской римской империи был город номер три. Первый Рим, второй Александрия, третий Антиохия. И Антиохия, безусловно, был город, где богатые языческие традиции, знаменитая антиохийская философская школа. Но в рамках которой еще со времен гонений первых веков христианства образовалась Антиохийская богословская школа, которая дала нам образ толкования Евангелий более буквальный, более практический, которая подчеркивала человечество Христа, то есть явила сильные региональные особенности. Если мы вспомним политику Иулиана, которая заключалась как раз в том, чтобы показать... Если мы вспомним жесточайшие гонения Диоклетиана с убийствами, это то, чему подражал Сталин — максимально всех поуничтожать, максимум. Если мы посмотрим на гонения Иулиана отступника, спустя пятьдесят лет правления разных христианских императоров, часть из которых были еретики и точно так же гнали православных христиан, часть которых были православные, то мы увидим, что это больше напоминает человеку, который живет в 21 веке, поздние советские годы, что христианство это для неграмотных бабушек. Профессор выступил, сказал, Бога нет, отрекшийся священник, который был заслан органами в семинарию, отучился, рукоположился и потом радостно себя разоблачает, что, оказывается, он в Бога не верит. Все храмы закрывают во время Хрущевского витка гонений, оставляют на кладбище. Неграмотных старушек на кладбище отпевают, а образованный человек ходит только в театры и на лектории. Все новое это хорошо забытое старое, это подражание гонениям Иулиана отступника, который получил замечательное образование, он был сослан, боялся за свою жизнь, что в результате династических споров ему придется с ней расстаться. Просто никто не рассчитывал, что он будет претендовать на трон, потому что до него такая линия претендентов, но в итоге так обернулось, что неожиданно даже для себя он стал императором. Если бы его готовили к трону, то ему не дали бы в кругу язычников вращаться. Как человек не церковный знает порой образованного человека, может быть, нескольких, и думает, какие люди неверующие, какие они образованные. И из-за своего этого узкого круга общения у него складывается абсолютно нелепый стереотип, что христианин это темный зашоренный человек, а именно атеист, язычник это все просвещенные. Иулиан, поскольку рос в ссылке, пусть и очень комфортной и в окружении светил науки и образования языческого, он вырос с таким стереотипом. Ему было обидно видеть, что христиане есть образованные. Самый главный элемент его гонений это, можно сказать, закон о кухаркиных детях, что христиане не могут получать языческое образование. А любое небогословское образование фактически было при каких-то языческих святилищах. На протяжении веков, еще со времен завоевания Ближнего Востока Александром Македонским, прошло восемьсот лет, а традиции были. Это примерно то же самое, как людям говорят: а что это вы православные, а идете в светский университет? Светский — это не значит атеистический, это не значит антихристианский. Это обычная наука, которая не связана с богословием. Поэтому когда Иоанн воин оказался в Антиохии, и как Иулиан и как все, он увидел, что христиане это не необразованные какие-то бедняки или сумасбродные богачи, которые верят в какой-то загадочный мелкий восточный культ, потому что такие темные и непросвещенные. Он увидел множество христиан, которые могут вдохновлять, которые могут рассуждать о своей вере, которые объясняют Евангелие не как книжку басен, а как практическое руководство по построению жизни. Та самая практически ориентированная антиохийская богословская школа. И ему как-то это хотелось сохранить. Когда ты видишь, что вера крепкая, простая, перекрестился, земной поклон, акафист, ее не сломать. Жара, Крестный ход, идут поют: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, — такую веру не изжить никогда. А вера тонкая, чувствующая, высокообразованная — куда более хрупкая, нуждается в поддержке и защите. Пример Иоанна воина для каждого человека, который понимает, что, может быть, я не очень глубоко разбираюсь в вероучении, не очень разбираюсь в тонкостях, у мня порой какие-то суеверия бывают, но я хочу вере помочь. Постарайся помочь, оградить такого человека рядом с тобой, который больше в вере разбирается, который может что-то объяснить. Может, его нигде и не послушают, что парень такой неказистый, несуразный Евангелие читает, а ты рядом с ним спортсмен стоишь, скажи: ну-ка, все слушаем, вот мой брат во Христе. Сейчас люди порой антицерковно настроены и смеются: это люди неграмотные, они просто спортсмены, у них вместо головного мозга мышцы, они еще чего-то о православии рассуждают. А притом, что рядом с ними окажется умный образованный христианин, они скажут: это какой-то хлюпик, такой слабак, такой немодный. Всегда сатана найдет к чему придраться. Но христиане должны поддерживать друг друга, каждый, чем может. Иоанн воин не был высокообразованным богословом, но он, по крайней мере, помогал, заботился о том, чтобы христианское благовестие вокруг распространялось. Дорогие друзья, мы молимся Иоанну воину, мы все люди разные и вера у нас во Христа разная, но вместе мы можем не только сами к Царству Небесному приблизиться, но и людей вокруг нас привести ко Христу.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. На этой неделе у нас будет повод вспомнить наших новомучеников и исповедников 20 века, потому что 13 августа мы будем вспоминать священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского. Один из первых русских архиереев, который не просто был убит налетевшим каким-то красным отрядом, а был проведен через инсценированный судебный процесс. Владыка Вениамин сам по себе удивительный, отличающийся от многих его современников, священников и архиереев, человек. Но мне хочется, знаете, о чем напомнить. Я думаю, что наши радиослушатели, если заинтересуются его удивительной судьбой, очень много о нем найдут сведений и в интерне, и в других источниках. Поэтому пересказывать подробно всю его удивительную жизнь сейчас нет ни времени, ни возможности, но мне хочется напомнить, что он, как никто из архиереев той поры, все время подчеркивал, что наступает время, когда главная жизнь Церкви будет жизнь приходская. И, собственно говоря, тот процесс, который был сфабрикован против него и тех людей, которые вокруг него сплотились в 18-19 годах... Это были люди, которые пытались во времена постреволюционные, во времена гражданской войны и смуты, сохранить именно приходскую жизнь. Двое из них поплатились жизнью, потому что в результате этого процесса вместе с владыкой были казнены. Остальным пришлось пройти потом всю череду арестов, тюрем и того, что таким людям было уготовано во времена репрессий сталинской поры. Что это за явление — владыка Вениамин? Почему так важно о нем помнить нам сейчас?

Священник Стахий Колотвин:

— Этот процесс пусть и был в самом начале и потом еще по инерции некоторые процессы судебные большевиками велись открытые, но мы видим, что когда к власти целиком пришел самый ужасный гонитель в истории Церкви Иосиф Джугашвили, то он все эти публичные процессы свернул. Потому что он помнил, в семинарии учился, что по истории древней Церкви, чем более публичный процесс, когда он абсолютно несправедливый, даже если ты вынесешь нужный приговор, резонанс будет, и люди наоборот будут сочувствовать, будут интересоваться теми людьми, их верой, которые страдают от богоборческой власти. Прежде всего, пример митрополита Вениамина и его сподвижников, в том числе я бы особо выделил его сподвижников мирян, потому что у нас куда больше прославлено в лике святых епископов, священников, монахов, монахинь, а тут миряне, юристы. Юрий Новицкий, прежде всего, которого сейчас, я знаю, многие православные юристы, адвокаты почитают как своего профессионального святого покровителя. Понятно, святые не имеют специализации, но все равно ты нашел для себя пример человека.

Марина Борисова:

— Иван Ковшаров тоже.

Священник Стахий Колотвин:

— Конечно, конечно. Мог ли юрист в советские годы сделать карьеру, если ты знаменит и красноречив? Можешь, выступай обвинителем.

Марина Борисова:

— Да, собственно все большевики были в основном юристы по образованию.

Священник Стахий Колотвин:

— Конечно, на всех политических процессах можно так было подняться, вознестись на самый верх Олимпа из коммунистической партии и всей власти в Советском Союзе. Но нет, человек выбирает правду, выбирает то, не где он может заработать, не где он может получить каких-то дальнейших клиентов, а где он наоборот рискует. И каждый человек, который занимается и адвокатской практикой и который участвует в оформлении и составлении документов, принятии законов, в этот день должен задуматься. Да, я где-то делаю то, что мне может помочь больше заработать денег, сделать какую-то карьеру. А где-то можно поступить как христианин, и это мне принесет убытки, какую-то преграду в карьере, но я поступлю по-христиански. И конечно, выбирать надо второе. Это страшно, на это не очень решаешься. Но обязательно надо помнить, что Господь дает всем по силам. Если кто-то мученик и Господь готовит мученический венец, то Господь знает, что этому человеку этот венец будет по силам. Себя считать себя заранее, что я весь совершенный, что меня Господь мученическим венцом наградит, это «немножко», даже не немножко, а немножко в кавычках, горделиво. Господь, может, даст какие-то испытания, которые вполне перенесешь, и все у тебя будет хорошо. Надо про себя понимать, чаще всего я грешный, недостойный и никакой мученический венец мне не светит. Сама фигура митрополита Вениамина, отсутствие дистанции, в хорошем смысле слова, не в смысле панибратства, а такое живое общение с людьми, с мирянам, его служение как священника в его статусе Петроградского митрополита, второе-третье лицо в Русской Православной Церкви, я думаю, сыграли роль в том, что за ним пошли священники, когда можно было спокойно перекинуться на сторону обновленцев. Это ж не то, что начальник скомандовал, они за ним пошли. Ты видный протоиерей, у тебя есть чада духовные, у тебя есть поддержка, так вот тебе обновленческая структура, и без всякого митрополита ты тоже удобно устроился. И за ним пошли миряне, которые его поддержали, значит, эта фигура смогла вдохновить. Порой ты можешь не очень разбираться в каком-то деле, кто-то послушает, скажет: спасибо, Господи, я не юрист, я не адвокат, то, что батюшка сказал, что надо жертвовать собой, меня не касается и можно дальше спокойно слушать передачу, ни о чем не переживать, нигде не напрягаться. Нет, где-то ты можешь просто вдохновить людей рядом с собой. Если рядом есть образец христианской жизни, то человек, у которого есть какие-то возможности, у кого есть ответственность, у кого есть право что-то сделать, но захочет он или не захочет это делать, как раз зависит от того, окажется ли рядом с ним такой христианин, который его вдохновит тоже поступить по-христиански. И вот таким христианином, который вдохновляет, должен быть каждый из нас. Конечно, для епископа, для священника это более первостепенная задача. Но это не только как некоторая дополнительная обязанность, но и как дополнительное право для священника. Потому что если ты понимаешь, что ты готов и можешь что-то делать, но тебя рядом никто не вдохновляет, ходишь в храм, и батюшка тебя не вдохновляет, и ты живешь дальше, вроде ты христианин, а изо дня в день у себя на работе какие-то вещи нехорошие делаешь. Значит, найди такого священника, найди такого епископа, который тебя вдохновит, и ты сможешь приблизиться к Царству Небесному. И пусть не сразу через мученический венец в первый ряд, в президиум ангельского воинства, так сказать, а может, на какую-нибудь ступенечку, приступочку Небесного Царства, и потихонечку за долгие годы своей земной жизни ты обязательно доберешься. Предстоящая седмица дала нам много для размышлений, что связано с актуальным днем, с современностью. Мы видим, как эти слова из Священного Писания и примеры из житий святых актуальны здесь и сейчас, в современной политической обстановке, в современной обстановке напряженных отношений между людьми, подчас остаточно близкими родственниками, друзьями, которые находят поводы для ссор. Мы видим, что по гордости нам кажется, что именно сейчас мне тяжело, я так нервничаю, я в напряжении, поэтому я могу какого-то ненавидеть, я могу на кого-то обидеться, я могу с кем-то не разговаривать, я могу где-то себе дать слабину и быть христианином с поправкой. Не нужно никакое христианство с поправкой на ветер. Ветер всегда будет дуть, как вспоминаем: «К тихому пристанищу Твоему притек». Пока мы в этом мире, бурный ветер страстей нас будет сокрушать. Но если для нас список святых в календаре это не просто некий перечень значков, некоторый изобразительный ряд, порой эстетически приятный, икон, древних икон: о, какой замечательный образ, о, в Новодевичьем монастыре Смоленский собор стоит какой, замечательный, древний среди более поздних витиеватых зданий. Этим тоже можно вдохновиться. Но самое главное, если ты понимаешь, что это пример, который может освящать каждый шаг твоей жизни, причем, не жизни древнего человека, именно твоей жизни, именно сейчас, то тебе станет легче сделать следующий шаг ко Христу. Есть Христос, и Его Свет. Ориентир, и движение за Ним так понятен любому человеку, который разумно пытается свою веру выстраивать. Но поскольку Христос такое совершенство, что еще до Него этот шаг попробуй сделать, то опираясь и на жития святых и на историю чудотворных икон, тех вещей, которые христиане из протестантского, например, мира, не ценят, не понимают что это такое. Но, может, они не ценят, не понимают, им хватает сил и без этого. А мы простые православные люди Господу очень благодарны. Господи, спасибо, что ты даровал нам таких святых. Спасибо, что через Своих апостолов нам истолковал. Спасибо, что Ты даешь нам возможность взглянуть на образ Твоей Пречистой Матери, помолиться, вдохновиться и сделать не один большой шаг, а хотя бы множество маленьких шажочков по направлению к Тебе, Ждущему нас.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.

Священник Стахий Колотвин:

— С Богом.

Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем