
Сегодня 6 декабря. День памяти Святителя Григория, епископа Акрагантийского.
О подвиге святого — священник Августин Соколовски.
Святой Григорий был епископом древнего города Акрагант, современного Агридженто на юге Сицилии. Служение его проходило в правлении византийского императора Юстиниана II в конце VII века. Это было время монофилистских споров. Суть их заключалась в том, что византийские императоры стремились привлечь на свою сторону отколовшихся от единства православной церкви монофизитов при помощи компромиссных формул в учении о единстве божественной и человеческой природы во Христе.
Арабские завоевания уже отторгли от православной империи Египет и Сирию, где христианское большинство составляли как раз те, к кому была адресована эта политика. Согласно житию, Григорий участвовал в одном из соборов, осудивших этот, по сути, модернистский для того времени компромисс, когда ценой уступок в догматах власти придержащие стремились восстановить единство.
В таких обстоятельствах святой, как о том повествует его житие, пострадал от клеветы. Завистливые клирики возвели на него обвинение в сожительстве с блудницей. Видя очевидное ее беснование, клеветники прибегли к обвинению Григория еще и в колдовстве. Не имея возможности поколебать его правоверие, они прибегли к обвинению в нравственной нечистоте. После периода тяжких испытаний, выпавших на долю Григория, о которых подробно повествует житие, сам Бог в знамениях и чудесах защитил честь своего верного слуги.
История Церкви знала немало примеров, когда стойкость в вопросах веры, злая воля людей и демонов пыталась обрушить при помощи клеветы. Пример святого Григория учит нас не верить обвинениям, которые враги Церкви столь часто возводят на ее служителей.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема