11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Тим., 289 зач., VI, 17-21

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Может ли простой верующий заниматься богословием и какие опасности могут подстерегать его на этом пути? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
17 Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения;
18 чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,
19 собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,
21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
Только что прозвучавший отрывок — это окончание послания апостола Павла к Тимофею, который был епископом города Ефеса. Завершая свои наставления, Павел предостерегает своего ученика словами: держись подальше от «негодного пустословия и прекословий лжеименного знания». По-русски звучит довольно тяжеловесно. Но если выразить мысль апостола простым языком, получится примерно следующее: не спорь, не вступай в пустые дебаты, чрезмерно не философствуй. Причина проста: те, кто шёл по этому пути, в итоге уклонились от веры.
Очевидно, что, говоря о «прекословии лжеименного знания», Павел имеет в виду не проповедь веры язычникам. Ведь мы знаем, что Павел был миссионером. И диспуты о вере с иноверцами были его хлебом насущным. Апостол предостерегает от чрезмерной рационализации духовного опыта и вероучительных истин. Такая рационализация могла привести к внутрицерковным спорам и раздорам.
В качестве яркого примера подобных интеллектуальных баталий можно вспомнить споры, которые велись среди иудейских раввинов. Конечно, зачастую это было обсуждения насущных вопросов, например, в каком случае муж может подавать на развод. Но нередко были и такие споры, которые очень походили на выяснение, с какого конца необходимо начинать есть яйцо, с острого или тупого. Подобные диспуты были и у христианских схоластов. Так в Средние века на западе на полном серьёзе выясняли, сколько ангелов может поместиться на кончике иглы. Всё это аргументировалось в том числе и при помощи Священного Писания, а также святоотеческих текстов. Однако духовный КПД этих словесных баталий был крайне низок. Зачастую они приводили к взаимным обидам, неприязням, раздорам и распрям.
В основе всех подобных явлений лежит не просто переоценка возможностей человеческого ума. Все эти словопрения рождаются от сухости сердца. Другими словами, от внутренней пустоты. Ум не знает, чем себя занять. Он начинает чудить. Поэтому и призывает сегодня апостол Павел своего ученика Тимофея хранить то, что ему передано. А Тимофею был передан живой опыт присутствия Христа в его жизни. И задача его заключалась в том, чтобы этот опыт расширять. Чтобы слушать не свой ум, а учиться слушать своё сердце, из которого к нему обращается напрямую Сам Бог.
Это же рекомендация адресована и нам. Не случайно апостол говорит сегодня, что нельзя уповать на богатство своё. Под богатством не обязательно понимать материальные ценности. Наше богатство — это и все те силы тела, души и ума, которыми наградил нас Бог. И все эти силы должны быть под контролем. Они не должны жить своей собственной жизнью и отвлекать нас от того голоса, который дан нам по факту нашего крещения в православной вере. Мы призваны расслышать его внутри себя и исполняя на практике всё то, о чём говорится в Евангелии, делать его громче. Тогда внутренняя пустота перестанет нас мучить. Мы ощутим, как говорит сегодня апостол Павел, присутствие «Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












