Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 5, стихи 1-8.
Несмотря на то, что в первом веке нашей эры христианство очень быстро распространилось по территории Римской империи и во многих городах появились большие христианские общины, античное язычество отказывалось исчезать. Более того - в некоторых местах языческие культы продолжали активно существовать и являлись большим искушением для последователей Христа. Апостолу Павлу во время его третьего миссионерского путешествия пришлось столкнуться с агрессивным проявлением язычества в городе Эфесе. Проповедь Павла здесь возымела большое влияние - многие эфесяне стали принимать крещение. В результате главный языческий храм Эфеса, посвященный Артемиде, стало посещать меньше людей. Служители храма и ремесленники, делавшие серебряные статуэтки богини, начали нести убыток. В результате, они подняли бунт против Павла и вынудили его под страхом смерти покинуть Эфес. Апостол очень переживал за христиан Эфеса - культ Артемиды был силен и привлекателен. В особенности заманчивыми казались для людей ночные собрания в храме Артемиды. Некоторые христиане, перешедшие из язычества, возвращались к своим прежним обычаям и начинали вновь приходить на капище языческой богини. Павел, находясь в римской тюрьме, примерно в 63 году нашей эры написал эфесским христианам послание, в котором призывал их блюсти верность Христу. Отрывок из послания к эфессянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья 5.1, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 5.2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. 5.3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. 5.4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5.5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. 5.6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 5.7 итак, не будьте сообщниками их. 5.8 Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.
Апостол Павел призывает христиан Эфеса не забывать о том, что крещение не просто обряд, а таинство, во время которого человек обещает всю жизнь соблюдать верность Богу. Проявлениями этой верности являются искренняя вера и благочестивая жизнь. Христианин, по мысли Павла, должен жить так, чтобы в его сердце не было места даже для частицы греха. Как Христос всего Себя отдал в жертву за людей, так и христианин должен всецело служить Богу. Речь не о какой-то форме фанатизма, а о том, что человек все свои поступки, слова и мысли должен соотносить с заповедями Божиими. В жизни христианина нет места для блуда, безмерного стяжания материальных благ, сквернословия – всего того, что в изобилии присутствовало в повседневном существовании эфесских язычников. Павел в своем послании также напоминает эфесянам, что невозможно сочетать служение Христу с поклонением языческим богам. Это замечание апостола было неслучайным - в Эфесе имелись люди, которые считали Христа одним из языческих божеств, а потому полагали, что христианство не препятствует, например, совершению жертвоприношений в честь Артемиды. Павел говорит, что это невозможно, и поясняет свою мысль при помощи такого образа - если свет смешать с тьмой, то это будет уже не чистый свет, так и христианин, ведущий греховную жизнь, еще и практикующий язычество, не может вполне именоваться учеником Христа. Послание апостола Павла к христианам Эфеса остается актуальным и в наши дни. Сегодня довольно популярной является мысль, что православие в жизни человека может быть сведено к исполнению некоторых традиций. При этом, качественным образом человек может не менять свое существование. Фактически речь идет о том, в чем обличал некоторых эфесян апостол Павел – в смешении христианского и языческого образа жизни, чего настоящему православному христианину необходимо остерегаться.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM