Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 5, стихи 1-8.
Несмотря на то, что в первом веке нашей эры христианство очень быстро распространилось по территории Римской империи и во многих городах появились большие христианские общины, античное язычество отказывалось исчезать. Более того - в некоторых местах языческие культы продолжали активно существовать и являлись большим искушением для последователей Христа. Апостолу Павлу во время его третьего миссионерского путешествия пришлось столкнуться с агрессивным проявлением язычества в городе Эфесе. Проповедь Павла здесь возымела большое влияние - многие эфесяне стали принимать крещение. В результате главный языческий храм Эфеса, посвященный Артемиде, стало посещать меньше людей. Служители храма и ремесленники, делавшие серебряные статуэтки богини, начали нести убыток. В результате, они подняли бунт против Павла и вынудили его под страхом смерти покинуть Эфес. Апостол очень переживал за христиан Эфеса - культ Артемиды был силен и привлекателен. В особенности заманчивыми казались для людей ночные собрания в храме Артемиды. Некоторые христиане, перешедшие из язычества, возвращались к своим прежним обычаям и начинали вновь приходить на капище языческой богини. Павел, находясь в римской тюрьме, примерно в 63 году нашей эры написал эфесским христианам послание, в котором призывал их блюсти верность Христу. Отрывок из послания к эфессянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья 5.1, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 5.2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. 5.3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. 5.4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5.5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. 5.6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 5.7 итак, не будьте сообщниками их. 5.8 Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света.
Апостол Павел призывает христиан Эфеса не забывать о том, что крещение не просто обряд, а таинство, во время которого человек обещает всю жизнь соблюдать верность Богу. Проявлениями этой верности являются искренняя вера и благочестивая жизнь. Христианин, по мысли Павла, должен жить так, чтобы в его сердце не было места даже для частицы греха. Как Христос всего Себя отдал в жертву за людей, так и христианин должен всецело служить Богу. Речь не о какой-то форме фанатизма, а о том, что человек все свои поступки, слова и мысли должен соотносить с заповедями Божиими. В жизни христианина нет места для блуда, безмерного стяжания материальных благ, сквернословия – всего того, что в изобилии присутствовало в повседневном существовании эфесских язычников. Павел в своем послании также напоминает эфесянам, что невозможно сочетать служение Христу с поклонением языческим богам. Это замечание апостола было неслучайным - в Эфесе имелись люди, которые считали Христа одним из языческих божеств, а потому полагали, что христианство не препятствует, например, совершению жертвоприношений в честь Артемиды. Павел говорит, что это невозможно, и поясняет свою мысль при помощи такого образа - если свет смешать с тьмой, то это будет уже не чистый свет, так и христианин, ведущий греховную жизнь, еще и практикующий язычество, не может вполне именоваться учеником Христа. Послание апостола Павла к христианам Эфеса остается актуальным и в наши дни. Сегодня довольно популярной является мысль, что православие в жизни человека может быть сведено к исполнению некоторых традиций. При этом, качественным образом человек может не менять свое существование. Фактически речь идет о том, в чем обличал некоторых эфесян апостол Павел – в смешении христианского и языческого образа жизни, чего настоящему православному христианину необходимо остерегаться.
Лампадка. Алёна Боголюбова
Однажды во время уборки на даче я нашла старую лампадку с трещинкой, и мне вспомнились слова дедушки, который говорил, что они с бабушкой «родились в то время, когда сломанные вещи не выбрасывали, а пытались починить». Я понимала, что это аллегория, но никогда не задумывалась, что это про Любовь... про то, как её сохранить.
Лампадка была в запущенном состоянии. Потемневшее масло и подгоревший ладан покрыли стекло плотным слоем. Мне понадобился целый час, чтобы полностью очистить светильник. Но оно того стоило. Чаша стала прозрачной, а в самом стекле оказались золотые жилки, которые придавали лампадке изящный и утончённый вид. Я разглядывала её на просвет и заметила на дне старинную маркировку со знаком ять.
Мой муж нашёл в Сети похожую эмблему дореволюционной артели и предположил, что это изделие начала XX века... Затем последовала проверка лампадки на практичность — муж наполнил её маслом и убедился, что трещина не пропускает жидкость. Он запалил фитилёк, и несколько минут мы просто любовались тем, как свет от огонька бликует на золотых жилках.
Не знаю почему, но в тот момент я подумала о том, что мои дед с бабушкой прожили вместе 53 года. Им было очень непросто — война, нищета, голод, болезни, но трудности их только сближали. Бабушка говорила, что именно вера давала им силы поддерживать друг друга, разделять боль, вместе проходить все испытания. И дело тут не в совместимости, не в традиции и вообще не во внешних условиях. А в том, что они поставили Бога во главу угла, и Он стал источником их любви.
Вот так, старая лампадка превратилась в аллюзию на целую жизнь. Пламя — это любовь, а пригоревшее масло и трещинки — это скорби, которые посылаются нам для того, чтобы мы обратились к Тому, кто может восстановить, поврежденный грехами, светильник. От нас требуется только одно — не отворачиваться, а попросить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Мне кажется... вернее не так — я надеюсь, что хоть чему-то научилась у дедушки и бабушки. Когда в наших отношениях с мужем появляются трещинки, мы даже не думаем отворачиваться, как и не сваливаем свои обиды друг на друга, не таим обиду и не жалуемся родителям, друзьям... мы несём всё это на исповедь, молимся, просим Бога помочь, простить, и очистить. И до сих пор Он всё «чинил» и «восстанавливал» — утешал, вразумлял, прощал и очищал. И кто знает, может быть поэтому, наша любовь жива?.. Может поэтому наша «лампадка» не угасает.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Как относиться к церковным бабушкам? Алёна Боголюбова
Как-то два моих родственника поспорили о том, нужно ли выполнять требования опытных прихожан, которые трудятся при храмах. Первый родственник настаивал на том, что их указания можно игнорировать, так как это не служители Церкви. Второй — наоборот подчёркивал, что они не могут действовать без благословения священников, а значит нужно их слушаться.
С одной стороны, мне понятна боль первого собеседника — у него был негативный опыт:
— Своими замечаниями церковные бабушки отбивают желание приходить в храм, — сетовал он, — меня застыдили на глазах у всех: не так руки держишь, не там стоишь, неправильно одет, хоть бы креститься научился прежде, чем идти сюда...
Но и у второго собеседника аргументация была железная:
— Эти бабули трудятся в церквях по много лет. Без них батюшкам было бы, ой как, тяжело. И плохого они не посоветуют.
А мне кажется, во всём должна быть золотая середина. Первого собеседника могу понять. Ему не повезло. Но бывает и иначе — в храме часто встречают приходящих людей с любовью. А второй собеседник, на мой взгляд, не учёл, что, если сотрудники в храме и действуют по благословению священника в базовых моментах, то в мелочах они опираются на свои соображения, исходя из своего внутреннего состояния.
Я сама неделю трудилась в храмовой службе монастыря на добровольных началах — во Славу Божию. По себе знаю, что взаимодействие с прихожанами — тяжелое испытание. С одной стороны, нужно следить за порядком, а с другой — люди разные... Многие просто не знают, как вести себя в храме, но к каждому необходимо проявлять любовь. Например, если человек по незнанию решил зажечь свечу от лампадки на иконостасе, нельзя шипеть на него, выговаривать и пытаться пристыдить. Достаточно просто сказать: «Извините, но Вам сюда нельзя». Я в таких случаях просто объясняла: «Возвышенность возле иконостаса называется солеёй, это особенное место в храме, куда мирянам заходить не благословляется. Это не претензия, просто имейте в виду на будущее». В 99-ти процентам людей из 100 таких слов при доброжелательной интонации достаточно, чтобы они больше не повторяли ошибки. А главное, что такие случаи не отбивали ни у кого желания снова приходить в храм.
По моему мнению, человеку, которого смутили замечания в храме, хорошо было бы, не вступая в споры, подойти к священнику того же храма и рассказать, что произошло. Так и сказать: «Батюшка, так и так, обидно и тяжело на душе». Это стало бы отличным началом для полезной духовной беседы. Мне кажется, священник сделает всё, чтобы удержать прихожанина от поспешных выводов, утешит человека, а сотрудникам объяснит, как правильнее в подобных ситуациях.
Постараюсь сделать для себя из дискуссии правильные выводы. Главное, чтобы в душе у самой был мир и любовь. Тогда и разногласия не потревожат сердце. Помоги нам, Господи!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











