Послание апостола Павла к Ефесянам. Глава 2, стихи 4-10.
Римская империя в первом веке по Рождестве Христовом без преувеличения являлась наиболее могущественным государством в мире. Территории, подконтрольные Риму, располагались сразу на трех континентах: в Европе, Азии и Африке. Рим не только управлял обширными землями, но и обустраивал их. Настоящей легендой стали знаменитые дороги империи, позволявшие огромному государству эффективно функционировать. Впрочем, по славным дорогам Рима передвигались не только чиновники и военные. Таков был промысел Божий, что дорожная инфраструктура империи пригодилась ученикам Христа, апостолам, которые разнесли весть о Спасителе и Его учении по самым дальним уголкам Римского государства. Особенно много для исполнения этой миссии потрудился апостол Павел, посетивший с проповедью множество городов. Везде он основывал общины христиан, которые со временем превратились в местные Церкви. Павел вплоть до смерти в Риме в конце 60-х годов заботился о судьбе основанных им христианских общин и направлял им послания со словами поддержки. Таким по содержанию было, например, послание к жителям города Эфес, которое было написано Павлом из заточения в Риме и стало как бы его духовным завещанием. Отрывок из послания к Эфесянам читается сегодня во время утреннего богослужения:
2.4 Братья, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 2.5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,– благодатью вы спасены,– 2.6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 2.7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 2.8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 2.9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 2.10 Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
В течение всех лет, проведенных в апостольском служении, Павел постоянно боролся с людьми, которых в библейской науке принято называть иудействующими. Иудействующие- это евреи, принявшие крещение, но не отказавшиеся от традиций ветхозаветной религии. Данные люди полагали, что Ветхий завет продолжается и все христиане обязаны его соблюдать. Но главная пагубность позиции иудействующих состояла в том, что они пытались привить христианам традиционный для иудаизма религиозный подход. Логика его была такова- если между Богом и людьми заключен завет, то есть договор, и Бог, и люди должны соблюдать его условия. И если люди соблюдают заповеди, Бог не вправе отказывать им в Своей милости.
Апостолу Павлу такой подход к религиозной жизни был крайне не приятен. В каждом городе, который он посещал с проповедью, в каждом своем послании, он пытался донести до людей очень важную мысль- Бог из великой любви создал человека и из великой любви послал в наш мир Своего Сына Иисуса Христа, Который умер за людей на кресте, воскрес и открыл людям Царство Небесное. Все это Бог сотворил даром, Он не выставляет людям счет. Все что Он просит от людей взамен- ответную искреннюю любовь, которая, впрочем не Богу нужна, а самих людей преображает, делает их внутренне лучше. Отношения между Богом и людьми для Павла очень похожи на отношения между любящими друг друга отцом и его детьми, когда они безусловно совершают друг для друга добрые поступки, но не для награды, а как подтверждение своей искренней любви. Хорошим детям бессмысленно хвалиться перед отцом своими добрыми поступками, отец и так любит своих детей, но чем больше дети проявляют на деле свою любовь, тем крепче она становится. Со времени написания послания к Эфесянам прошло без малого две тысячи лет. Тем не менее, слова апостола Павла о вере и любви к Богу по-прежнему актуальны, так как Бог и от современных православных христиан ждет того же, что и от их братьев по вере из первого века, - искренней любви, выраженной в добрых делах.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер