Зимой 1918 года после служе́ния на фронте полковым священником в родное село Аглома́зово вернулся отец Николай Проба́тов. Волна октябрьского переворота вскоре достигла жителей села. Объявление о мобилизации в Красную армию было воспринято местным населением в штыки. Крестьяне, вооруженные вилами и топорами, решились на борьбу с гонителями Церкви и попросили отца Николая отслужить напутственный молебен. Уже в ближайшем уездном городе группа крестьян-мятежников была расстреляна из пулемета большевиками. Вслед за этим в Аглома́зово был направлен карательный отряд. Отец Николай благословил жену с восемнадцатилетним сыном Александром и пятилетними двойняшками Сергеем и Марией, уйти в соседнее село. Но сын был непреклонен в своем желании остаться с отцом. Ни уговоры, ни слезы матери на него не действовали. Холодной ночью, проводив семью, отец и сын вернулись домой, присели у печи и долго молчали. Наконец, заговорил отец.
О.Николай:
Что, Саша, не жалеешь, что остался?
Саша:
Ни минуты!
О.Николай:
А не боишься?
Саша:
Боюсь…
О.Николай:
Это ничего. Я тоже боюсь. Но Бог нас сейчас укрепит, пока мы тут сидим, вот увидишь! Подкинь-ка еще дров, холодно стало!
Саша:
А если ты тоже боишься, почему мы все не убежали? Местные говорили: беги, убьют! А ты и глазом не повел. А теперь говоришь, боишься…
О.Николай:
Я, Саш, бегать - никогда не бежал и сейчас не буду. От креста не убегают. Вот ты почему остался?
Саша:
Я…тебя не хотел одного оставлять..
О.Николай:
По любви, стало быть?
Саша:
Угу
О.Николай:
И я вот, по любви к Го́споду Нашему и Кресту Его остаюсь. Ты как верный сын остался. И я как верный сын Го́спода должен был остаться. А бояться – это ничего. Вот, помнишь, что мама сказала, когда кончила плакать?
Саша:
Что Господь не посылает испытаний выше наших сил…
О.Николай:
А откуда она это взяла, помнишь?
Саша:
Из Апо́стола, может? Там же было…Бог, мол, не будет искушать сверх сил, но… Как же там?… И даст облегчение, чтобы…Забыл! Все забыл, отец! Все из-за этого безумия, что вокруг творится! Даже и за Псалти́рь взяться некогда! Когда же все это кончится?!
О.Николай:
А ты на чужое безумие свою нерадивость не списывай! Ничего, не мучь себя, сейчас найдем это место. Принеси-ка Писа́ние. Помнишь главу?
Саша:
Нет…Это к Кори́нфянам послание?
В этот момент Священное Писание, которое Александр взял со стола, упало прямо на колени отцу Николаю и раскрылось аккурат на десятой главе Первого Послания к Кори́нфянам Святого Апостола Павла.
О.Николай:
Ну вот, Сашенька! – воскликнул отец Николай, - Вот! А мы говорим: боимся, боимся! Вот как чу́дно укрепил нас Господь! Какой теперь страх?!
Отец Николай посмотрел на раскрытую страницу, сразу нашел нужную строчку и прочел:
О.Николай:
«Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести…»
В комнате воцарилось молчание. Оба, отец и сын чувствовали, что рядом с ними сейчас, здесь, незримо, неслышно, но ощутимо присутствует Некто Третий, укрепляющий и утешающий. Ибо иго Его благо и бремя Его легко…
Наутро отец Николай был арестован в числе других односельчан по списку, подготовленному местным учителем. Арестованные были подвергнуты многочасово́му допросу, терпя издевательства и побои. 11 декабря 1918 года отца Николая Проба́това и 17 его духовных чад повели к реке. Очевидцы, выжившие после расстрела, утверждают, что отец Николай, даже тяжело раненный, не переставал молиться вслух и просить Господа простить своих палачей. Умер он с воздетыми к небу благословляющими руками и недосказанной молитвой на устах. Священник Николай Проба́тов причислен к лику святых новому́чеников и испове́дников Российских на Юбилейном Архиере́йском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерко́вного почита́ния.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер