Женщина с заплаканными глазами заходит в церковь, покупает свечи и тихонько спрашивает: «а где у вас икона мученика Уа́ра?» Наверное, такую картину можно увидеть в любом храме. К этому святому люди идут с большим и непоправимым горем. По традиции ему молятся за убитых абортами детей, за самоубийц, за близких, умерших некреще́ными.
**
Святой мученик Уар жил в Египте на рубеже 3-4 веков – в период особых гонений на Церковь. Он был военачальником и тайным христианином. Каждую ночь, пользуясь своим положением, он шел в тюрьму и приносил страдающим за свою веру узникам пищу, перевязывал их раны, всячески поддерживал.
Однажды он целую ночь беседовал с семью заключенными христианскими учителями.
МУЧЕНИК УАР:
- Отцы, вы осуждены на смерть, завтра вас казнят. Скажите, неужели вам не страшно?
ОДИН ИЗ СЕМИ УЧИТЕЛЕЙ:
- Нет, Уар, мы знаем, что Господь страдает рядом с нами.
МУЧЕНИК УАР:
- А мне страшно, отцы. Страшно! Я скрываю свою веру, я боюсь, что кто-нибудь узнает, что я тоже христианин, и тогда я буду предан суду и казни... Я никак не могу побороть свой страх!
ВТОРОЙ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ:
- Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной. Если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его лица на Небе.
МУЧЕНИК УАР:
- Помолитесь за меня, отцы, чтобы избавиться мне от страха, открыто сказать о моей вере и пострадать за Христа!
ТРЕТИЙ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ:
- Хорошо, Уар, не бойся, веруй и путь к жизни вечной будет для тебя открыт.
Утром Уар вместе с осуждёнными пошел на казнь и прилюдно объявил о своей вере во Христа. Видя дарованную ему по молитвам мучеников твердость, наместник приказал пытать бывшего военачальника. Претерпев страшные муки, святой скончался, а тело его было выброшено. Одна вдова по имени Клеопа́тра забрала его и спрятала в своем доме, а позже под видом останков своего мужа, тоже египетского военачальника, увезла к себе на родину, в Палестину. Там она похоронила мученика в гробнице своих предков и каждый день приходила молиться святому. Со временем и другие христиане стали прибегать к его помощи. Видя это, Клеопатра построила храм в честь Уара.
Она много молилась святому за своего сына, но вскоре после постройки храма юноша умер. Оставшись совсем одна, Клеопатра обратилась к святому с укором:
КЛЕОПАТРА:
- Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за всё, что я сделала для тебя? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда!
От горя и усталости она упала без чувств прямо у гроба святого. И в сновидении ей явился сам мученик Уар. За руку он держал сына Клеопатры.
МУЧЕНИК УАР:
- Ну что ты жалуешься на меня, Клеопатра? Неужели ты думаешь, что я забыл твое добро ко мне? Я молюсь за тебя, и за всю твою родню, рядом с которой ты положила меня в гробнице. И не сама ли ты просила за сына своего? Вот, сын твой теперь стоит перед Престолом Божьим. Но если хочешь, забирай его обратно: пусть служит не Небесному Царю, а царю земному и временному.
КЛЕОПАТРА:
- Не-ет… прости меня… святой мученик. Вижу я по моему сыну, что ему теперь хорошо! Но возьмите же и меня с собой, чтобы и мне быть рядом!
МУЧЕНИК УАР:
- Нет, Клеопатра, не пришло еще твое время. Подожди немного, но знай, что и сейчас, пока ты на земле, ты с нами, а мы с тобой.
После этого вдова раздала все свое имущество и 7 лет до своей смерти жила при храме, проводя день и ночь в молитвах. Каждое воскресенье ей являлись мученик Уар и ее сын. Теперь память мученика Уара, семи христианских учителей, с которыми он был казнен, благочестивой вдовы Клеопатры и ее сына празднуется в один день. Считается, что Уар молился о прощении грехов родственников Клеопатры, в гробницу с которыми был положен. Возможно, они не были крещены.
**
Поминать в церкви некрещенных запрещено. Но за них можно и нужно молиться дома. Рассказывают, что некоторым моля́щимся являлись умершие родственники и сообщали, что молитва о них услышана Богом и им становится легче. А если было неизвестно, крещен ли умерший человек, то после молитв Уару, это выяснялось.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер