На Соловецких островах есть одно особенное место, и святое и страшное одновременно – гора Голгофа на острове Анзер. Тысячи священников и мирян погибли здесь от рук большевиов, не желая доносить и оговаривать своих ближних. Но, удивительно, что свое название эта гора получила гораздо раньше, во времена правления Петра Первого. Сюда, на Соловки, был сослан духовник царского дома священник Иов. Он провинился тем, что не донёс на свое духовное чадо, злословящее царя. Именно Иов дал такое название горе, будто провидя через века, что тут произойдет.
КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ:
Так ты слышал, как на Исповеди Гришка Талицын называл царя антихристом?
ИОВ:
То, что я слышал на Исповеди, ведомо одному Богу. Недолжно, князь, христианину задавать такие вопросы.
КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ:
Гришка сам показал против тебя, а ты его покрываешь?!
ИОВ:
Григорий волен говорить, что хочет. Но тайну Исповеди я раскрыть не могу.
КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ:
Безумец! Царь обласкал тебя, как родного, души своих родных доверил тебе. Так ты отплатил ему?
ИОВ:
Верою и правдой служил я царю Петру. Но больше, чем ему, я обязан Богу, который дал мне саму жизнь.
КНЯЗЬ МЕНЬШИКОВ:
Царь волен забрать её у тебя!
ИОВ:
Не ведаешь, что говоришь, князь. Как можно забрать то, что не давал? В руках Божиих и жизнь наша, и смерть. Хотел бы я, чтобы и ты это понял…
Тот, кто не побоялся ослушаться российского самодержца, родился в скромной благочестивой семье московского дьякона. Мальчик с детства мечтал о священстве. Получив со временем сан, Иов ревностно исполнял свои обязанности – усердно совершал службу, проповедовал, раздавал обильную милостыню.
Скоро вся Москва узнала о приходском священнике, слова у которого не расходились с делами. Иов жил так, как и учил. Узнал о нем и царь Петр. Живые проповеди скромного свящЕнника тронули горячее сердце царя, который во всем ценил Искренность. Так Иов стал царским духовником. Это нисколько не изменило его образ жизни, разве что Иов получил больше возможностей заниматься благотворительностью.
До шестидесяти лет священник жил при дворе в почете и уважении, но вот над его головой разразилась гроза. Царского духовника обвинили в том, что он сочувствовал группе заговорщиков против царя. Петр сохранил священнику жизнь, но сослал его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.
Наказание обернулось для опального священника неожиданным подарком. Только на Соловках Иов почувствовал, как его молитва обретает силу, как близок Бог к тому, кто живет в тишине и уединении. Вскоре Иов перешел жить в самый строгий монастырский скит – Анзерский, где по многу дней молился, ни с кем не разговаривая. Когда же, спустя время, Петр затосковал по своему духовнику и сам привез ему в монастырь амнистию, Иов упросил царя не трогать его и навсегда оставить жить на возлюбленном острове.
Однажды во время молитвы на одной из высот острова монах почувствовал необыкновенное умиление. Он размышлял о страданиях Господа и его победе, и вдруг увидел, что эта гора напоминает гору Голгофу в Иерусалиме. Вместе с учениками Иов построил на горе деревянную церковь в честь Распятия Господня, а рядом - несколько келий. Подавая пример молодым Инокам, старец сам носил воду и дрова на гору, много занимался рукоделием, тратя вырученные деньги на строительство и милостыню. Сам он ничем не владел, кроме нескольких книг. Когда братья, устав все время носить воду от подножия горы, возмутились, святой, помолившись, указал место, где можно было вырыть колодец. К удивлению иноков, вода действительно там оказалась, а ведь колодец вырыли почти на вершине горы.
Скончался Иов Анзерский в глубокой старости, оставив потомкам в утешение и назидание гору Голгофу и церковь Распятия на Соловках. Знал ли старец, что пророчествует? Бог весть… Но спустя два столетия, на этой горе множество христиан обрели мученические венцы за мужество, стойкость и веру во Христа.
Святитель Серафим (Соболев) и его родители
На село Городище, что неподалёку от Рязани, давно опустилась ночь. Все спали, и только в доме мещанина Бориса Матвеевича Соболева горел свет. Хозяин стоял на коленях перед иконами и горячо молился, то и дело поглядывая на плотно закрытую дверь в комнату жены. Там его супруга, Мария Николаевна, разрешалась от бремени. Роды проходили тяжело. Женщина в смертельной опасности, говорил врач, и убеждал Бориса Матвеевича дать согласие на операцию. В её результате ребёнок наверняка погибнет, зато мать останется жива. Мария Николаевна, собрав последние силы, со слезами умоляла мужа не соглашаться. Хозяин тяжело вздохнул. «Не нужно операции. Предадимся воле Божьей», — сказал он, и стал перед иконами на молитву. Близился рассвет. В сельской церкви ударили к ранней утренней службе. И вдруг в колокольном звоне Борис Матвеевич ясно различил громкий крик младенца! Он заглянул в комнату. Акушерка держала на руках маленький, плачущий комочек. Врач, утирая пот со лба, с улыбкой проговорил: «Поздравляю, папаша! Сынок у вас, здоровенький! И с супругой всё в порядке». Так 1 декабря 1881 года на свет появился будущий монах, архиепископ и святой — святитель Серафим (Соболев).
В крещении мальчика нарекли Николаем. Родители не могли наглядеться на сына. Мать, укачивая Коленьку, с улыбкой приговаривала: «Ах, какой серьёзный мухтар родился!» Так малыша впоследствии в семье и звали — Мухтаром. Мария Николаевна не догадывалась, что это шутливое, ласковое прозвище окажется пророческим. В переводе с арабского «мухтар» означает «избранник». Коля рос на радость отцу и матери. Он был послушным и кротким ребёнком, старался не причинять родителям неприятности и беспокойства. Шумным играм предпочитал тишину и уединение. Любимой книгой мальчика с самого детства стало Евангелие. Коля ещё не знал грамоты, но садился и открывал перед собою книгу, листал её, водил маленьким пальчиком по строкам Писания. Иногда просил мать или отца прочитать что-нибудь, и с большой серьёзностью слушал, проникаясь духом Божьего слова. А скоро Николай и сам выучился читать — родители определили сына в церковно-приходскую школу. Теперь уже Мария Николаевна просила Колю почитать ей вслух Библию или жития святых. Часы, которые они вдвоём с матерью проводили за чтением, владыка Серафим впоследствии называл одним из самых счастливых воспоминаний детства.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, в семье случилось несчастье — Борис Матвеевич перенёс инсульт. Его парализовало, он не мог двигаться и частично потерял речь. Забота о сыне целиком легла на плечи матери. Мария Николаевна мечтала видеть сына священнослужителем. Это её желание полностью совпало с устремлениями самого Николая. По окончании школы он поступил в Рязанское духовное училище, а затем — в духовную семинарию. Именно там у Николая созрело твёрдое решение стать монахом. А Мария Николаевна тем временем подыскивала сыну невесту. Когда Николай приехал домой на каникулы, она познакомила его с кроткой и милой девушкой. Её звали Настя. Не желая огорчать мать, Николай отправился с Настей на прогулку. По дороге он честно рассказал девушке о своих планах. Когда они вернулись, Настя попеняла Марии Николаевне: «Зачем же вы сватаете сына, если он будет монахом!» Так мать Коли обо всём узнала. И хотя решение сына стало для неё неожиданностью, мать не стала его отговаривать. «Устраивай свою судьбу, как сам пожелаешь», — сказала она.
26 января 1908 года Николай принял монашеский постриг с именем Серафим. Со временем он станет духовным писателем и богословом, преподавателем и архиереем. Где бы ни проходило служение владыки — в Житомире, Калуге или Воронеже — он всегда старался сделать так, чтобы его любимая матушка была рядом. А когда её не стало, святитель Серафим часто вспоминал о ней в беседах с друзьями и близкими. И говорил, что за всё хорошее в своей жизни он должен благодарить свою добрую мать.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.