
1 Кор., 128 зач., III, 9-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одно из ожиданий, которым живёт христианство на протяжении уже двух тысяч лет — это Второе Пришествие Христово. Что же будет с человеком во время этого загадочного события? К чему необходимо готовиться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел обращается к христианам города Коринф. Община здесь была молодая. Только недавно апостол заложил фундамент церковной жизни в этом городе. И теперь каждый верующий в той или иной степени продолжает это дело строительства. Каждый своими действиями возводит несущие конструкции будущей общности. Об этом апостол Павел и призывает коринфян задуматься. Какой именно материал они используют? То есть какими идеями они руководствуются? Какие поступки совершают? Какие слова произносят? Какие чувства и эмоции культивируют? Какую модель общения друг с другом выбирают? Всё это станет той формой церковной жизни, которой будут следовать последующие поколения.
Эта метафора строительства помогает апостолу проиллюстрировать важную мысль. Если вдруг окажется, что кто-то решил сэкономить на материале, вместо прочных, качественных кирпичей и драгоценных украшений использовал подделку из дерева, сена или соломы, тяжёлые времена быстро выявят брак. Муляж не пройдёт испытание огнём. Сгорит, как труха. Сам-то горе-строитель, хоть и потеряет репутацию и доверие товарищей, останется цел. Хуже то, что будет нанесён ущерб всему предприятию. И каждый член Церкви испытает на себе его последствия. Речь не только о внутренних нестроениях и пертурбациях. Весь коллектив станет посмешищем для внешних.
Согласитесь, образ весьма красочный и актуальный на все времена. Ведь Церковь всегда состояла и будет состоять из людей. А люди приходят из мира, ценности которого хорошо известны. Как говорит о них апостол Иоанн Богослов: «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Или как кто-то переложил это библейское изречение на современный лад: деньги, собственность, престиж. Вот к чему сознательно или же неосознанно тянется наша греховная натура. Когда мы приходим в Церковь, эти амбиции в той или иной степени продолжают управлять нами. И порой, думая, что мои руки строят здание веры, я на самом деле продолжаю возводить постройку из дерева, сена и соломы. Как в личной жизни, так и в общественной, прикрываясь формами религиозного благочестия, я продолжаю гоняться за теми призраками, за которыми гонялся вне церковной ограды. И вот тогда вопрос: устоит ли моя версия христианства, когда придёт время испытания огнём? Когда настанет день суда Божия, не окажется ли, что я обманывал себя и окружающих? Что я полностью из этой трухи и шелухи? И хотя апостол говорит, что мы все спасёмся из огненного испытания, не окажется ли, что в этом огне я весь прогорю до сердцевины? Что и рад бы Господь что-то спасти, да спасать то особо и нечего?
Традиция веры указывает нам, как с корнем вырвать эти корыстные и эгоистичные установки из своего сердца. Участие в таинствах Церкви, непрестанный поиск воли Божией, исполнение на ежедневной основе Евангельских заповедей — вот то, что помогает нам не просто стать порядочными людьми, но в первую очередь обрести и сформировать в своём сердце себя настоящего. Себя такого, каким я и должен быть по замыслу Творца. Нащупать тот стержень, который не только устоит в огне земных трудностей, но и выдержит самое последнее и главное испытание — встречу с Богом лицом к лицу и опаляющий свет Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов