
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 - XIV, 5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди нередко отзываются об отношениях, в которых есть элемент привычки, с пренебрежением, а уж терпение в таком случае считают просто чем-то безнравственным. Обычно говорится, что любовь — это нечто высокое и совершенно чистое от всего, что связано с принуждением и рутиной... Но как на самом деле любовь соотносится с подобными вещами? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й и 14-й глав первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Как-то недавно мне довелось долго спорить о том, что такое любовь, с человеком, который ушёл из семьи, оставив жену и детей. В споре он делал акцент на недопустимости в отношениях именно терпения, которые де унижают настоящую любовь. Несколько позже, в личной переписке он прислал мне скриншот, в котором был текст, который мы сегодня услышали, и спросил: о чём тут речь? И я ответил очень просто: о любви, которая начинается с долготерпения. В ответ он промолчал.
Поразительным образом в век, в котором были изобретены обезболивающие препараты, люди совершенно разучились терпеть. Причём разучились на самых разных уровнях и в самых разных вариантах, всё должно быть максимально комфортно и безболезненно. Мы хотим получать всё и сразу, и, если ближний не может этого обеспечить или мешает в осуществлении цели, мы бываем готовы от него отказаться или разорвать общение со всеми: с супругами, с родителями, с детьми, с друзьями и коллегами.
Но что же такое терпение и как оно может быть связано с любовью? Слово, которое переведено как «долготерпение», может быть также переведено и как «великодушие», как будто бы у терпеливого в душе для ближнего больше места и он его, этого ближнего, с его несовершенством может вместить. Мы же в наш век оставляем в душе место только для себя. В этом смысле не стоит путать терпение с выносливостью, так как дело не в том, чтобы просто молча всё снести. Терпеливым оказывается тот, кто способен сохранить доброе отношение и добрый настрой, в момент, когда обстоятельства меняются и делать это всё труднее.
Во многих случаях любовь на начальных этапах оказывается чувством влюблённости в будущую супругу, либо привязанности к детям или детской привязанности к родителям... Но со временем, как цветы сменяются плодами, чувства обогащаются сознательными отношениями, в которых ты не просто нечто испытываешь, но относишься к другому как к ценности, желаешь ему блага и счастья. Пока в нас живы сильные чувства, мы практически не имеем нужды терпеть, ведь всё и так прекрасно... Но простые чувства всегда временны и даны нам в помощь, чтобы на их основе выстраивать нечто прочное. В этом смысле терпение оказывается чем-то сродни верности своему выбору и ответственности за него. С возрастом люди меняются и общение может быть осложнено какими-то новыми особенностями поведения, но подлинно любящий останется верным своему доброму отношению и с терпением будет осуществлять дела любви. Именно поэтому апостол Павел и пишет, что любовь связана с милосердием, с отсутствием вражды и превозношения и, если мы будем стремиться любить, любовь не прекратится никогда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Священник Федор Лукьянов

У нас в гостях был настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере, как крещение в подростковом возрасте изменило отношение к жизни и почему после учебы в разных престижных ВУЗах всё-таки выбрал для себя священническое служение.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«На страже жизни и семьи». Ольга Устюжанина
У нас в гостях была председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Вятской митрополии, руководитель центра защиты материнства и детства «Моя семья» в Кирове Ольга Устюжанина.
Наша гостья рассказала, как жизненные трудности помогли ей прийти к Богу и как она начала заниматься социальным служением — помощью одиноким матерям и молодым семьям и противоабортным движением. Ольга поделилась, почему для неё также важно встречаться с подростками и разговаривать с ними о создании семьи и об опасностях добрачных отношений. Разговор шел также о том, каких успехов удалось достичь за 10 лет существования центра «Моя семья».
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Миасс (Челябинская область). Церковь Троицы Живоначальной

Миасс — старинный город в ста километрах от Челябинска, у подножия Ильменских гор на Южном Урале. В его истории была в буквальном смысле золотая страница — в девятнадцатом веке здесь открыли месторождение золота. Успешная добыча драгоценного металла позволила Миассу стремительно развиваться. В городе до сих пор сохранилось несколько архитектурных шедевров, построенных золотопромышленниками. Один из них — каменный храм Троицы Живоначальной. Он был возведён в 1889 году вместо маленькой обветшавшей часовни на городском кладбище. Наибольший вклад в строительство внёс купец Николай Фёдорович Беляев, у которого здесь были похоронены мать и два брата. И другие предприниматели не поскупились на богоугодное дело. Церковь из красного кирпича получилась изящной и добротной. Купола её покрыли железом, пол выложили мраморными плитами. В Москве изготовили резной иконостас из дуба. Почти полвека церковь дарила утешение прихожанам. В 1936 году, при советской власти, храм закрыли и приспособили под общежитие. Однако, в 1944 году его вернули верующим. И с тех пор богослужения в Троицкой церкви Миасса не прекращались.
Радио ВЕРА в Миассе можно слушать на частоте 102,2 FM