
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Принято считать, что раньше было лучше. Но это не так. В прошлом проблем и неприятностей тоже хватало. Убедиться в этом легко, вникнув в содержание отрывка из 11 главы первого послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
В прозвучавшем отрывке из послания, адресованного христианам древнего Коринфа, мы встречаем упоминание, как минимум, трёх глобальных проблем, которые беспокоили древнехристианское сообщество: взаимоотношения мужчин и женщин, допустимость дискуссий в церковной общине и богослужебная дисциплина. Начнём по порядку. Проповедь апостола Павла, сконцентрированная на теме равного достоинства мужчин и женщин, первоначально воодушевила христиан из язычников. Но затем стали проявляться негативные стороны человеческой природы. А именно — стремление под благовидным прикрытием достигать лукавых целей. В Коринфской церкви появились женщины, которые, апеллируя к апостолу Павлу и его утверждению, что во Христе имеют равенство оба пола, устроили самый настоящий бунт. Что-то наподобие феминистической революции. Они буквально требовали, чтобы им в церковном сообществе была дана равная мужчинам власть в плане администрирования и совершения таинств.
Апостолу Павлу пришлось уточнять свою позицию в отношении равенства полов. Святой, в частности, вспоминает порядок творения, подчеркивая, что это Ева была создана для Адама, а не наоборот. Создана она, конечно, была не рабыней, не служанкой, а так называемой помощницей — равной в талантах Адаму, но всё же в помощь ему, а не для главенства. Поэтому Павел призывает своих читателей помнить о Богом заповеданной здоровой иерархии, и просит не устраивать никаких революций на почве феминизма. Тем более, что женщины в христианском собрании имели множество прав и почётных обязанностей — имели возможность учить, проповедовать, выполнять определенные литургические обязанности. И именно Церковь, если что, много послужила тому, чтобы в гражданском отношении мужской и женский пол приобрели равенство.
Коринфская община дискутировала не только по вопросу места и статуса женщины. Христиане Коринфа спорили и ссорились по самым разным причинам. Об этой стороне характера своих учеников апостол Павел грустно пишет: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Данные слова не следует понимать как поощрение ссор и споров. Наоборот, апостол говорит следующее: умным и угодным Богу окажется тот, кто наберётся сил и не поддастся общему стремлению кричать и ругаться. Искусными Павел называет тех коринфян, что не приняли участие в разделениях, хранили мир и уважение к братьям и сёстрам по вере.
Литургический вопрос также сильно волновал святого. В древней Церкви таинство Евхаристии принято было совершать вечером. Христиане причащались после совместного ужина. Данная практика довольно быстро (в историческом отношении) сошла на нет из-за недостойного поведения некоторых членов Церкви, которые на евхаристических трапезах объедались и напивались. А ещё они приносили на ужин свою еду и не делились ей с бедными членами общины. За что и получили упрёк со стороны апостола Павла.
Это и иные замечания святого христиане Коринфа учли и своё поведение постарались исправить. Пример Коринфской общины демонстрирует, что, к сожалению, Церковь, как земное сообщество, не лишена недостатков. И проблемы в церковной жизни имелись всегда — даже в раннехристианскую эпоху. Но покаяние продлевает жизнь Церкви. Мы не лучше и не хуже наших предшественников, мы тоже склонны делать ошибки. Но Господь не отнимает у нас надежды. И если мы, подобно древним коринфянам, сумеем подчинить себя правде Божией, то в нашем лице земная Церковь обязательно будет иметь будущее, благословленное Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь приюту для взрослых людей с инвалидностью в Омске

Ксении 45 лет, но по уровню психического и умственного развития она как 5-летний ребёнок: всё свободное время рисует, играет в куклы и качается на качелях. Всю жизнь за ней ухаживала мама. А несколько лет назад её не стало, и у Ксюши был только один путь — в интернат. Но через добрых людей про неё узнал священник Антоний Хмелёв, руководитель приюта для особенных взрослых, расположенного в микрорайоне Крутая Горка в городе Омске. Так Ксюша оказалась в «Доме, который очень нужен».
Помимо неё в этом приюте живут ещё 13 взрослых людей с инвалидностью, например, Арсений. Из всех подопечных он — самый улыбчивый и общительный, душа компании. Сеня никогда не видел родителей, он вырос в детском доме. Там познакомился и подружился с отцом Антонием, и когда ему исполнилось 18, переехал в «Дом, который очень нужен».
Это место стало для Сени, Ксюши и других особенных людей — родным. Здесь они учатся жить самостоятельно — наводят порядок, готовят, трудятся в огороде, а в свободное время — читают, занимаются спортом, творчеством и путешествуют в сопровождении волонтёров. Некоторые из подопечных помогают в храме, где служит священник Антоний Хмелёв. А ещё приобщаются к добрым делам прихода.
В «Доме, который очень нужен» взрослые люди с ментальными и физическими нарушениями обретают возможность развиваться, общаться, радоваться, чувствовать себя полезными и нужными. Поддержите работу приюта, сделать это можно на сайте православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство в пространстве храма». Дмитрий Остроумов, Дионисий Иванников
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и художник-монументалист Дионисий Иванников.
Разговор шел об искусстве в пространстве храма, как оно развивается и меняется, сохраняя при этом традиции и установленные каноны.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Домашние питомцы — христианский взгляд». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор шел о домашних питомцах, о том какое место они занимают в жизни человека и как по-христиански относиться к животным.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







