Рим., 86 зач., IV, 4-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как улучшить свои отношения с Богом? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Тема соотношения ритуала и живой веры является одной из центральных для посланий апостола Павла. И обращается он к ней неслучайно. Иудеи были уверены — для того, чтобы поддерживать с Богом хорошие отношения, достаточно исполнять установленные ритуальные предписания. Исполняешь, следовательно, ты верующий человек. При этом в качестве образца подлинной веры они называли родоначальника еврейского народа праведного Авраама. Дескать, Бог избрал его именно за то, что он скрупулёзно следовал всем тем правилам, которые были позже записаны пророком Моисеем в священных книгах.
Апостол Павел категорически против такого понимания сущности веры. Соблюдение ритуала не является её обязательным признаком. Ведь Авраам жил за много столетий до того, как обрядовый закон был записан. Господь выбрал его за особое внутреннее расположение души. В сердце праведника жила острая потребность в Боге. Всю свою сознательную жизнь он искал Творца и старался увидеть в этой жизни высокий смысл.
Ради того, чтобы обрести этот путь, он решился совершить серьёзный поступок. На склоне лет Авраам оставил всё своё имущество и отправился в неведомую страну. Он подчинился голосу, который всё сильнее и сильнее звучал в его сердце и который по убеждению Авраама принадлежал Богу. Это был страшный риск.
Итак, апостол Павел выражается вполне определённо. Не тщательное, доведённое о автоматизма, исполнение религиозного ритуала является главным признаком праведности. И не внешняя принадлежность к богодухновенной истинной религии, чем так кичились некоторые иудеи. Признаком особых отношений с Богом является искреннее желание найти Творца и способность совершить ради этого желания поступок. Если потребуется, пойти на риск.
Это напоминание апостола актуально и для всякого из нас. Нередко, подобно древним евреям, в своей духовной жизни мы довольствуемся тем, что делаем чрезмерный акцент на внешних атрибутах религиозной традиции. Безусловно, порой и механическое исполнение привычных ритуалов — вещь необходимая. Однако для того, чтобы улучшить свои отношения с Богом, необходимы не только ритуальные практики.
Для Бога нет ничего приятней, когда мы оказываемся способными совершить ради Христа и Его Евангелия новое действие. Это мужество в привычной и стандартной ситуации общения с окружающими нас людьми поступить сегодня не так, как я поступал вчера и всё время до этого. Сила проявить любовь, милость и снисхождение к человеку, даже если это потребует от меня шагнуть в свой страх, испытать дискомфорт и боль. Наша главная задача — выработать у себя этот навык. Возможно, я буду делать ошибки на этом пути. Это не страшно. Главное, что я не стою на месте. А потому мой духовный опыт растёт. Моя связь с Богом становится крепче. Моё сердце не засыхает, а вера становится по-настоящему живой и действенной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.