
Деян., 45 зач., XXI, 8-14.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Христианское богословие, по большому счёту, так и не смогло дать ответа — как сочетаются воля Божия и свобода человека? Всякий раз при определении баланса данных явлений возникал перекос в ту или иную сторону. Вряд ли и у нас с вами получится понять, как всемогущий Бог взаимодействует с нашей свободой, не ущемляя её. Но отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения, точно даст нам пищу для размышлений. Давайте послушаем.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Прозвучавший отрывок даёт нам сразу несколько поводов для размышлений. Первый имеет отношение к личности святого диакона Филиппа, в доме которого остановился апостол Павел и его спутники. Филипп уже упоминался в книге Деяний. Именно он, например, крестил ефиопского вельможу, проповедовал самаритянам и вообще — всячески помогал апостолам в деле миссии. Это обстоятельство традиционно служит основанием для утверждения — все служители Церкви призваны не только к исполнению присущих их чину прямых обязанностей, но и должны проповедовать Христа и словом, и делом. Как поступал диакон Филипп, совмещавший финансово-хозяйственную деятельность в Иерусалимской церкви, за которую был ответственен как диакон, с миссионерством.
Второй повод, который даёт нам для размышления сегодняшнее чтение, касается соотнесения воли Божией и человеческой свободы. Мы слышали, как в дом Филиппа приходит некий пророк Агав и предрекает апостолу Павлу его будущее. Агав берёт пояс Павла, связывает себе руки и говорит, что хозяин пояса будет лишён свободы. Друзья и спутники апостола начали отговаривать его идти в Иерусалим. И Павел, по большому счёту, имел возможность полностью изменить свою судьбу, воспользовавшись пророчеством. Но нет.
Зная, что ожидает его в иудейской столице, апостол, тем не менее, направляется именно туда — к источнику предстоящих страданий. И тут речи не идёт о каком-то фатализме, совершенно безальтернативном принятии безликой судьбы. Для Павла ситуация выглядела иначе. Святой понимал, что у него есть долг перед Богом, Церковью, самим собой. И он просто не может предать имеющихся убеждений, потому что дальше будет не для чего жить. Павел, конечно же, имел горячее желание послужить христианам и в будущем, но апостол совершенно не желал предъявлять Богу каких-то своих планов. А потому во имя любви ко Христу оказался готов принять страдания, уготованные ему в Иерусалиме. Тем самым, продемонстрировав другим христианам пример верности Богу, воодушевив их и укрепив.
Именно любовь и является тем выражением смыслового синтеза, который для верующего человека обретает союз воли Божией и свободы человека. Доверяющее Богу сердце принимает Его промысл с благодарностью, помня, что Творец никогда не желает нам зла, но всячески стремится к тому, чтобы мы достигли ещё большего совершенства. И пример апостола Павла пусть будет нам утешением. Святой доверился Богу, прибыл в Иерусалим и действительно был там пленён. Но в дальнейшем события приобрели неожиданный характер. Павла не казнили. Его этапировали в Рим, где он ещё много послужил местным христианам, укрепляя и созидая новую поместную Церковь. И тем самым святой показал — доверившись Богу, мы создаём пространство для настоящего чуда, позволяем Господу созидать новое, неожиданное и по-настоящему полезное!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В церковном богослужении немало повторяющихся песнопений и гимнов. Чтения из Священного Писания то же довольно часто повторяются. Может показаться, что в этих бесконечных повторах есть нечто навязчивое. Но можно размышлять о них и иначе: да, повторений много, однако исполняю ли я то, что слышу? А что, если эти повторы нужны для меня, для того, чтобы я наконец-то услышал и понял слова Церкви и слова Самого Бога?
Сегодня мы празднуем Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день Церковь предлагает обратить наше внимание на прекрасно знакомый всем православным христианам отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Невозможно не заметить, что только что прозвучавший отрывок ничего не говорит о Божией Матери. Он полностью посвящён Христу, и это неудивительно, ведь и жизнь чествуемой сегодня Пресвятой Девы тоже была безраздельно посвящена Христу, и, вспоминая Ее, мы не можем в своём воспоминании не делать акцент на Том, Кого Она любила — на Её Сыне.
Однако, есть одна проблема. Церковь решила, что, говоря о Божией Матери, разумнее всего будет говорить не просто о Её Сыне, а о Его смирении. Для нас это странно: во-первых, праздник — это, как будто бы, не самое лучшее время, чтобы размышлять о смирении, а во-вторых, разве мы не можем сказать о Воплощённом Боге нечто иное? Разве мало у нас дней, в которые мы вспоминаем Крест Христов и неразрывно связанное с ним смирение Сына Божия?
На второй из этих двух вопросов ответ прост: нет, не достаточно, ведь если бы было достаточно, то мы — чада Церкви — уже давно бы обрели «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», и не стали бы ни завидовать друг другу, ни биться за обладание благами тленного мира, мы не боялись бы нищеты, мы не обижались бы на оскорбления и не стремились мстить, мы во многом были бы подобны Пресвятой Деве. Увы, но мы не таковы, а потому нам требуется напоминать вновь и вновь.
Почему же сделан акцент на смирении Христа?
Его смирение — это, пожалуй, самое непостижимое чудо из всех возможных чудес. Мы по себе знаем, как бывает сложно попросить прощения даже в том случае, если наша вина известна и нам, и всем окружающим. Почти невозможно попросить прощения, если мы объективно не виноваты. Беспредельно сложно ставить себя на последнее место. Почти невозможно не думать о самом себе. Церковь вновь и вновь напоминает: путь возвеличивания самого себя — это тупиковый путь. Христос победил ад, пройдя по противоположному пути — Он смирил Себя не только став человеком, Его смирение простёрлось дальше: будучи человеком, Он предал Себя в руки других людей, Он отказался от сопротивления ради того, чтобы «Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени». Христос, смирившись, обрёл то величие, которое дают не люди, а Сам Бог. Божия Матерь сумела уподобиться в этом Своему Сыну, и Она обрела истинное величие. Церковь призывает нас последовать этому примеру, и получить вместо тленной славы нетленную радость Христова Царства. Пусть же Божия Матерь поможет всем нам на этом пути!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Успение Пресвятой Богородицы». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Блаженная Матрона Анемнясевская». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о непростой, но удивительной судьбе блаженной Матроны Анемнясевской, которая еще при жизни своими молитвами помогала людям и считалась святой, за что была арестована советскими властями, при том, что была слепой и не могла самостоятельно передвигаться.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер