
Деян., 45 зач., XXI, 8-14.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Христианское богословие, по большому счёту, так и не смогло дать ответа — как сочетаются воля Божия и свобода человека? Всякий раз при определении баланса данных явлений возникал перекос в ту или иную сторону. Вряд ли и у нас с вами получится понять, как всемогущий Бог взаимодействует с нашей свободой, не ущемляя её. Но отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения, точно даст нам пищу для размышлений. Давайте послушаем.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Прозвучавший отрывок даёт нам сразу несколько поводов для размышлений. Первый имеет отношение к личности святого диакона Филиппа, в доме которого остановился апостол Павел и его спутники. Филипп уже упоминался в книге Деяний. Именно он, например, крестил ефиопского вельможу, проповедовал самаритянам и вообще — всячески помогал апостолам в деле миссии. Это обстоятельство традиционно служит основанием для утверждения — все служители Церкви призваны не только к исполнению присущих их чину прямых обязанностей, но и должны проповедовать Христа и словом, и делом. Как поступал диакон Филипп, совмещавший финансово-хозяйственную деятельность в Иерусалимской церкви, за которую был ответственен как диакон, с миссионерством.
Второй повод, который даёт нам для размышления сегодняшнее чтение, касается соотнесения воли Божией и человеческой свободы. Мы слышали, как в дом Филиппа приходит некий пророк Агав и предрекает апостолу Павлу его будущее. Агав берёт пояс Павла, связывает себе руки и говорит, что хозяин пояса будет лишён свободы. Друзья и спутники апостола начали отговаривать его идти в Иерусалим. И Павел, по большому счёту, имел возможность полностью изменить свою судьбу, воспользовавшись пророчеством. Но нет.
Зная, что ожидает его в иудейской столице, апостол, тем не менее, направляется именно туда — к источнику предстоящих страданий. И тут речи не идёт о каком-то фатализме, совершенно безальтернативном принятии безликой судьбы. Для Павла ситуация выглядела иначе. Святой понимал, что у него есть долг перед Богом, Церковью, самим собой. И он просто не может предать имеющихся убеждений, потому что дальше будет не для чего жить. Павел, конечно же, имел горячее желание послужить христианам и в будущем, но апостол совершенно не желал предъявлять Богу каких-то своих планов. А потому во имя любви ко Христу оказался готов принять страдания, уготованные ему в Иерусалиме. Тем самым, продемонстрировав другим христианам пример верности Богу, воодушевив их и укрепив.
Именно любовь и является тем выражением смыслового синтеза, который для верующего человека обретает союз воли Божией и свободы человека. Доверяющее Богу сердце принимает Его промысл с благодарностью, помня, что Творец никогда не желает нам зла, но всячески стремится к тому, чтобы мы достигли ещё большего совершенства. И пример апостола Павла пусть будет нам утешением. Святой доверился Богу, прибыл в Иерусалим и действительно был там пленён. Но в дальнейшем события приобрели неожиданный характер. Павла не казнили. Его этапировали в Рим, где он ещё много послужил местным христианам, укрепляя и созидая новую поместную Церковь. И тем самым святой показал — доверившись Богу, мы создаём пространство для настоящего чуда, позволяем Господу созидать новое, неожиданное и по-настоящему полезное!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов