Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В любом учебнике догматического богословия есть раздел, посвящённый учению о Духе Святом. О Духе Святом повествует Священное Писание, о Нём же мы можем прочитать и во множестве духовно-назидательных книг. А ещё у нас есть церковные праздники в честь Святого Духа. И, конечно же, мы непрестанно молимся о том, чтобы Дух Святой вселился в нас, очистил наши души от всякой скверны и привёл нас ко спасению. Но что может сказать о Святом Духе тот человек, который родился в нецерковной семье, был крещён в младенчестве лишь в силу традиции и в своей сознательной жизни не проявляет никакого интереса к христианству? Поймёт ли такой человек сам вопрос о Духе Святом? Как он отреагирует на этот вопрос? Можно с большой долей уверенности предположить, что, скорее всего, вопрос не будет понят корректно, и внятный ответ на него мы получить не сможем. Такое положение дел существенным образом отличается от свидетельств Древней Церкви, одно из которых мы можем найти в 19-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Крещения Иоаннова уже давно не существует, оно закончилось приблизительно тогда, когда Иоанн Креститель был взят под стражу, хотя, конечно, крестили и его ученики, но в отношении общины Иоанна оказалась абсолютно справедливой процитированная Христом фраза пророка Захарии: «Говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13:7). Конечно, причина этого явления лишь в том, что Иоанн был Предтечей, его миссией было приготовление людей к Пришествию Христову, и приводить он должен был не к себе, а к Нему — к Воплощённому Богу. Иоанн со своей миссией справился замечательно, а потому в годы жизни апостолов всё ещё оставались люди, знавшие лишь Иоанново крещение.
В наше время таких людей не существует, и все те, кто был крещён в канонической православной Церкви крещены так, как крестили своих учеников апостолы Христовы, и всем нам был дан Дух Святой в Таинстве миропомазания. Но почему же тогда мы без специальной подготовки не в состоянии что-либо сказать о Духе? Почему мало какой человек, крестившийся в сознательном возрасте, может сказать, что крещение разделило его жизнь на «до» и «после»?
Самым простым ответом на эти вопросы стало бы утверждение, что всё церковное учение — ложь, а Новый Завет — вымысел. Однако с таким ответом будут категорически не согласны те люди, которые и в наши дни имеют общение с Духом Святым, те, для кого Дух реален насколько же, насколько реальны и они сами. Такие люди — это не какое-то чудо родом из седой древности, они наши современники, это те люди, кто вопреки расчёту и логике выбрали путь служения Церкви, те, кто, ограничивая себя во всём, служат Богу и людям, те, кто живёт с молитвой в уме и в сердце, те, для кого евангельские слова Христа не пустой звук. Всех этих людей можно назвать тем же самым словом, которым в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний названы собеседники апостолов: словом «ученики».
Для познания Духа Святого недостаточно одних лишь правильно совершённых крещения и миропомазания, для этого необходимо ещё и обладать некоторой совокупностью знаний. Именно по этой причине Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением заповедовал апостолам не только крестить, но и учить, что апостолы и делали, а потому-то крещёные ими люди в том случае, если их стремление ко Христу было искренним, получали и знание о Духе Святом, а также и дары Самого Духа, что делало их способными жить жизнью уже не плотской, но духовной.
Христиане всегда должны оставаться учениками, в этом состоит залог пребывания в Духе Святом. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы у нас никогда не возникло ощущения, что мы в полной мере познали Христа и Его Евангелие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует священник Антоний Борисов.
Ко времени Рождества Христова религия и культура языческого Средиземноморья катастрофически деградировали. И спасти этот умирающий мир смогло только христианство, проповедниками которого стали святые апостолы. Прежде всего, апостол Павел. Среди просвещённых Павлом язычников оказались и галаты, которым апостол направил послание, вошедшее впоследствии в состав Библии. Отрывок из пятой и шестой глав послания к Галатам читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Первый век по Рождестве Христовом оказался для греко-римской цивилизации временем самого настоящего перелома. Античная культура, философия, этика достигли апогея развития, исчерпав все внутренние ресурсы. Язычество древних римлян и эллинов в какой-то момент оказалось похожим на величественную, но совершенно беспомощную статую Ники Самофракийской, лишённой головы и рук.
Прежде уверенные в себе римские государство и общество стали постепенно утрачивать прежние позиции, а возраставшие сомнения в правильности избранного пути стремились заглушить порочными удовольствиями. Тем более, что никакого внешнего авторитета для тогдашних язычников, по сути, не существовало. Античные язычники массово переставали верить в своих богов. Мифы о них воспринимали как какие-то детские сказки.
Видимо, таков был промысел Божий, что именно в период начавшейся деградации античной языческой культуры, в Римской империи зародилась принципиально новая религия — христианство. И её проповедники, святые апостолы, решили рассказать о жизни и учении Иисуса Христа не только иудеям, но и идолопоклонникам. Особенное рвение в проповеди язычникам проявил апостол Павел. Он совершил несколько продолжительных путешествий по Римской империи, посетив, в том числе, и Галатию — область, населенную потомками насильственно перемещённых в Малую Азию галлов.
Апостол Павел многих галатов обратил в христианство и затем трепетно заботился о судьбе основанной им Галатийской церкви. Павел даже составил обширное послание, в котором объясняет галатам главные принципы христианской веры, чётко обозначая отличия Евангелия от языческих заблуждений.
Апостол Павел прекрасно понимал, что прежние убеждения могут притягивать галатов, а потому призывает своих первоначальных читателей решительно порвать с языческим прошлым, не ностальгировать по нему. И вместо ненужных размышлений о безвозвратно ушедших временах апостол просит галатов заняться укреплением важнейших христианских добродетелей. Они перечисляются в сегодняшнем чтении. Это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Все перечисленные добродетели источником своим имеют Бога, но появиться в жизни отдельно взятого христианина могут только в результате искреннего и преданного исполнения заповедей Спасителя. В результате христианин наделяется силами бороться с пороками, а взамен получает светлое, радостное состояние души. Но духовная жизнь не предполагает исключительно заботу о своём личном состоянии. Церковь, основанная Христом, представляет собой общность светлых и милосердных людей.
И апостол Павел призывает галатов-христиан относиться к окружающим (и членам Церкви, и язычникам) с добротой и терпением, исправлять чужие ошибки без зазнайства, деликатно. Ведь очень легко стать горделивым фарисеем. Достаточно только поверить в свою уникальность и духовность. Поэтому апостол Павел советует и галатам, и нам с вами не превозноситься, не раздражаться, но руководствоваться таким принципом: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем закупить дрова для одиноких пенсионеров
Есть люди, которые ждут зимы — её морозных узоров на окнах и пушистого снега — с особой радостью. А кто-то готовится к приходу холодов с тревогой. Среди них много одиноких пенсионеров, живущих в домах с печным отоплением в отдалённых деревнях и сёлах. Чтобы запастить достаточными количеством дров на весь холодный сезон, бабушкам и дедушкам необходимо отложить 2-3 пенсии. Но порой сделать это просто невозможно. Ведь нужно ещё покупать еду, лекарства и не только. Чтобы пожилые люди не стояли перед трудным выбором: недоедать или мёрзнуть, фонд «Старость в радость» приходит им на помощь, передавая самое необходимое, в том числе дрова.
70-летняя пенсионерка Нина Ивановна из Республики Марий Эл, одна из подопечных фонда. Когда-то у неё были муж и сын — но в живых никого не осталось. Живёт одинокая бабуля в старом деревянном доме. Чтобы поддерживать в нём тепло, нужно много дров, а ресурсов на это не хватает. Поэтому Нина Ивановна ходит по дому в пальто и валенках. Другая подопечная, её землячка — Татьяна Николаевна, тоже с большим трудом переживает каждую зиму. Супруг умер, помощников рядом нет, вот женщина и справляться со всеми заботами одна, как может.
К счастью, Татьяне Николаевне и Нине Ивановне, больше не придётся мёрзнуть. Ведь команда фонда «Старость в радость» взяла их и сотни других пенсионеров из российской глубинки под своё заботливое крыло.
Чтобы обеспечить всех подопечных нужным количеством дров на зиму, проект «Старость в радость» при поддержке фонда «Мои друзья» открыл сбор средств. И если вы хотите поучаствовать в этом большом добром деле и подарить людям тепло, переходите на сайт: моидрузья.орг, в раздел «Нужна помощь», и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сладкие подарки к Рождеству для малоимущих семей из Свердловской области
У Алсу Поповой четверо детей: младшему Артёмке нет ещё и двух лет, самому старшему Никите — 13. Семья живёт в Свердловской области. Мама растит ребят одна. Чтобы всех одеть и прокормить она содержит небольшой огород и подрабатывает — всё лето собирает в лесу и продаёт грибы и ягоды. Раньше у семьи Поповых было большое хозяйство: поросята и бычки. Однако в пандемию мясо на продажу перестали принимать, и скотину пришлось распродать. Тогда Алсу и стала собирать лесные дары.
За брусникой и клюквой женщине приходится идти в болотистые места, где не редко встречается змеи, а однажды Алсу столкнулась в лесу с медведем. Но она всё равно рада, что есть возможность содержать большую семью.
В зимнее время женщина продаёт всё, что удалось набрать за тёплый сезон: замороженные ягоды, грибную икру собственного производства, и овощи с огорода.
В самые трудные дни, когда Алсу не могла работать, она обращалась за помощью в благотворительный фонд «Ковчег». Проект действует при Отделе социального служения Нижнетагильской епархии. Фонд регулярно передавал для Алсу и её детей — еду, одежду, обувь и памперсы. Благодаря этому семья пережила трудный период.
Сейчас самым необходимым дети обеспечены. А вот на совместный увлекательный досуг и подарки денег уже не хватает.
Чтобы поддержать такие семьи и подарить им радость, фонд «Ковчег» уже третий год проводит большой детский праздник на Рождество Христово. Этой зимой 600 ребятишек из Нижнего Тагила и ближайших районов смогут окунуться в рождественскую сказку. Но чтобы праздник действительно удался, важно закупить для детей сладкие подарки.
Сбор на них открыт на сайте miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь». Присоединяйтесь к доброму делу и подарите радость детям из малоимущих семей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов