
Иуд., 78 зач., I, 11-25.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Всем нам проще замечать чужие недостатки и не обращать внимания на свои. Нечто подобное характерно и для групп. Нам всегда проще думать о внешних угрозах, конкуренции и непонимании, в меньшей степени уделяя внимание проблемам внутренним. Однако церковная жизнь выстраивается иначе. Гонения и так предсказаны ученикам, в них нет ничего неожиданного, ведь мир во зле лежит. Но внутренние противоречия между теми, кто призван к любви, всегда неожиданны и трагичны. Они вызывают недоумение и вопросы: в чём причина их появления и как в этих противоречиях ориентироваться верующим? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из первой главы послания апостола Иуды, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
13 свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
14 О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих
15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».
16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.
22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,
23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,
25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.
В посланиях апостолов нередко встречаются упоминания язычников или иудеев, которые ведут себя безнравственно. Однако трагичность слов апостола Иуды, которые мы сейчас услышали в том, что те, кто идёт Каиновым путём, те, кто упорствует во грехе, оказываются участниками вечерей любви, то есть богослужений, на которых причащались верующие. Тяжкими грешниками оказываются не какие-то внешние по отношению к церкви люди, но непосредственные участники трапезы Господней, которые сами лишены страха Божьего и соблазняют своим поведением других. Говоря о них, апостол использует поразительные образы, которые призваны показать всю бесплодность такой ложной жизни. Самоуверенные, напыщенные, потакающие своим желаниям, но при этом говорящие надутые, полные пафоса речи и общающиеся с людьми ради корысти.
Первая часть сегодняшнего отрывка создаёт очень гнетущее и безрадостное впечатление. Грешники существуют не только вне, но и внутри общины. И если это так, чего ждать от внешних и самое главное, как быть людям, искренне стремящимся к спасению?
Ответ апостола очень нас ободряет. Во-первых, важно, что он не призывает верующих и благочестивых людей как-то разбираться с грешниками. Суд над ними совершит Сам Господь, обличив их во всех делах и словах, ведь только Он знает сердце каждого. Единственно, что можно делать: называть грех грехом и принимать в общение тех, кто от него отказался. Во-вторых, верующим не нужно ничего изобретать, ведь им уже всё открыто в вере. Именно в ней они смогут найти утешение при виде нестроений, ведь Господь, обличая грешника, даёт силы праведнику не упасть. Только бы нам самим стремиться к тому, чтобы быть праведниками.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарки Северного ветра

Жила-была старая женщина, и был у неё сын. Женщина была совсем слабая, больная, и приходилось мальчику ходить в амбар за мукой.
Пошёл он однажды за мукой, и только вышел из амбара, как, откуда ни возьмись, налетел Северный ветер, отнял у него муку и умчался прочь. Снова пошел мальчик в амбар, и опять повторилась такая же история, а потом и в третий раз. Подумал мальчик, что нехорошо поступает Северный ветер, и решил с ним поговорить.
Отправился он в путь, а дорога на север была долгая. Шёл он, шёл и пришёл, наконец, к Северному ветру.
— Пришёл я просить, чтобы ты вернул муку, которую у меня отнял, — сказал мальчик. — Мы с матушкой люди не богатые, а ты у нас последнее отнимаешь. Как бы нам из-за тебя с голоду не умереть.
Стыдно стало Северному ветру, он и говорит в ответ:
— Я с тобой просто поиграть хотел. Не знал я про вашу нужду. Нет у меня муки, разлетелась она во все стороны, но ты не горюй. Возьми в подарок от меня волшебную скатерть. Стоит тебе её расстелить и сказать: «Угощай!» — и будет на столе всё, что твоей душе угодно.
Обрадовался мальчик, взял скатерть и отправился домой, а по дороге зашёл переночевать на постоялый двор. Расстелил там на столе свою скатерть, произнёс: «Угощай!», и на столе появились всевозможные кушанья, которыми он всех постояльцев досыта накормил.
Все хвалили скатерть-самобранку, но больше всего она понравилась хозяину постоялого двора. Ведь как удобно! Не надо ни жарить, ни варить, ни на стол накрывать, ни со стола убирать, только деньги считай, да в сундук складывай. И вот ночью, когда все заснули, хозяин взял скатерть, которую мальчику Северный ветер дал, а вместо неё положил обычную.
Отправился поутру мальчик в путь и не заметил подмены. А когда домой пришёл и развернул перед матерью скатерть-самобранку, на столе даже чёрствой корочки не появилось.
Отправился мальчик опять к Северному ветру. Пришёл и говорит:
— Отдавай мне муку, которую ты у меня отнял. Скатерть твоя никуда не годится, а мы с матушкой не хотим из-за твоих шуток голодать.
Понял Северный ветер, что обманули мальчика, стал обо всём расспрашивать, а потом говорит:
— Нет у меня муки. Возьми в подарок эту скалку. Скажи ей: «Угощай!» — и увидишь, что будет.
Снова по пути зашёл мальчик на постоялый двор. Увидел хозяин, что тот снова какую-то вещь от Северного ветра принёс, стал просить проверить её волшебство.
— Угощай! — сказал мальчик.
Скалка подскочила, и принялась хозяина трактира колотить. Тот стал от неё уворачиваться, через скамьи и столы прыгать, а потом не выдержал, и закричал:
— Хватит! Отдам я тебе твою скатерть!
С тех пор мальчик с матерью жили — не тужили, ни разу голодными не были. А хозяину трактира и другим наука: как обман ни прячь, а правда всё равно его наружу выведет.
(по мотивам норвежской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Счастлива несмотря ни на что

Фото: Toms Brencis / Unsplash
Хочу поделиться вдохновляющей историей, которую опубликовали многие интернет-издания!
Слепоглухие супруги Демьяненко из Санкт-Петербурга вместе почти двадцать лет, и всё это время Владислав носит Наталью на руках. Не везде — только по дому, а на улице она передвигается в коляске. История её инвалидности — череда нелепых врачебных ошибок. Но Наталья не поддалась унынию и смогла, по её словам, собрать свою жизнь заново! Сегодня она работает журналистом, пишет рассказы и стихи, а ещё проводит экскурсии по городу для слепоглухих земляков.
Наташа родилась здоровой, но в двухлетнем возрасте из-за несчастного случая попала в больницу, после чего начала слепнуть. Врачи поставили диагноз, при котором зрение не восстанавливается: атрофия зрительного нерва. Вскоре малышка-непоседа научилась ходить по памяти — дома, во дворе и ближайшем парке.
Наталья училась в школе для незрячих, пока в 15 лет снова не оказалась в больнице из-за фурункула на руке. После операции девочка больше не смогла ходить. Врачи опять развели руками, не в силах определить причины, но никакой диагноз не мог бы утешить подростка, оказавшегося в инвалидной коляске! Девушка много времени проводила одна: мама работала, гуляла с дочкой нечасто. Зато в доме появились котёнок и щенок, а ещё она самостоятельно освоила игру на гитаре! На дом приходили преподаватели, навещали одноклассники.
В 23 года с Натальей случилась новая беда: она постепенно потеряла слух. Из близких осталась только мама: «Все знакомые из прошлой жизни перестали со мной общаться — просто не знали, как это делать», — вспоминает Наталья. В который раз, оказавшись в тяжёлой ситуации, она нашла выход: писала бумажные письма, шрифтом Брайля — слепым людям по всей России. Появились новые друзья, и она познакомилась с Натальей Кремнёвой, главным редактором журнала для слепоглухих «Ваш собеседник», где теперь регулярно публикуется!
Мужа Владислава из Сергиево-Посадского интерната для слепоглухих Наталья тоже нашла по переписке. Через четыре года они поженились, а сегодня не представляют жизни друг без друга! После смерти мамы Наталья и Владислав и живут вместе с её отчимом (так, говорят, всем спокойнее), однако по хозяйству всё делают сами!
Супруги любят путешествовать — это помогло им стать волонтёрами фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», который среди прочего проводит экскурсии для подопечных. Общение происходит с помощью брайлевского дисплея или специальной жестовой азбуки. «Главное, что люди выходят из дома, встречаются— это для них огромная радость», — говорит Наталья Демьяненко, продолжая делиться с окружающими оптимизмом и душевным теплом.
Все выпуски программы Живут такие люди
Косовская битва

«Встала рано девица косовка,
И пошла она Косовским полем;
Посреди побоища проходит,
Славного побоища царёва,
Витязей оглядывает мёртвых,
А кого найдёт ещё живого —
Чистою водой его умоет».
Эти строки известной сербской народной песни рассказывают об одной из страниц истории Сербии — Косовской битве. Она произошла спустя 9 лет после того, как московский князь Дмитрий Донской победил монгольскую армию на Куликовом поле в 1380 году. В это же время православный сербский народ тоже боролся за свою свободу, только с османами.
Ещё в середине XIV века турецкие войска пересекли пролив Дарданеллы и двинулись к центру Балканского полуострова. Во главе Османской империи тогда стоял султан Мурад I, желавший расширить границы своего государства и распространить ислам. Чтобы продвинуться к странам Европы, ему нужно было покорить сербские княжества. Когда-то на их месте располагалось могучее Сербское царство, но после смерти царя Стефана Душана оно распалось на небольшие княжества со своими правителями.
В 1389 году войска Мурада подошли к местности Косово. Один из сербских князей — Лазарь Хребелянович собрал объединённое сербское и боснийское войско, чтобы дать отпор противнику. По преданию, в ночь перед битвой Лазарю явился ангел и предложил выбор между двумя царствами: земным и Небесным. При выборе царства земного сербы смогли бы одержать победу и получить дальнейшее процветание княжеств, но лишь до смерти князя Лазаря. При выборе другого варианта его народ должен был проиграть битву, но сохранить православную веру и войти в Царствие Небесное. Лазарь выбрал царство, над которым не властно время.
15 июня в день памяти святого Вита на Косовом поле сошлась армия османов и славянское войско. Битва была ожесточённой и кровопролитной. Несмотря на превосходство противника, сербы долго сражались на равных. В ходе сражения султан Мурад I был убит. У историков нет единого мнения об имени героя, совершившего этот поступок. Национальный сербский эпос приписывает подвиг молодому воину — Милошу Обличу. По легенде, притворившись, что сдаётся в плен, он напал на султана и лишил его жизни. Сам герой легенды сразу же был убит.
В ходе битвы на Косовом поле князь Лазарь попал в плен и был казнён, а его войска понесли тяжёлый урон и больше не могли сопротивляться врагу. Народ Сербии оказался покорён османами и на долгие пять столетий утратил свою государственность. В знак уважения к сербскому правителю, турки отдали его тело сербам, которые с почестями похоронили Лазаря, а спустя несколько лет обрели его нетленные мощи. Тогда же князь, известный при жизни делами благочестия, был причислен к лику святых. Память о Косовской битве легла в основу многочисленных песен, картин и литературных произведений.
Только в XIX веке Сербия обрела независимость от османского ига. Именно в этот период память о Косовской битве стала одним из главных факторов формирования идеи национального единства. Сербы воспринимали Косово поле как символ народной силы духа. И до сих пор они особо почитают день Косовской битвы. 28 июня празднуется главный национальный праздник Сербии — Видовдан. В этот день сербы идут на богослужение и вспоминают о выборе святого князя Лазаря.
Все выпуски программы Открываем историю