
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В двадцатые годы прошлого века, когда в нашей стране советское государство решило искоренить религию, за дело взялись весьма талантливые пропагандисты, они, как казалось им самим, объяснили суть всякой религии, среди прочего, они объясняли религию как то, что навязано правящим классом для удержания простых людей в страхе и подчинении. Если мы откроем апостольские послания, то мы поймём: эти советские антирелигиозные агитаторы прекрасно знали книги Нового Завета, они знали, что святые апостолы призывали повиноваться властям и ни в коем случае не злословить начальствующих. Однако за этими апостольскими призывами стоит отнюдь не стремление подчинить одних людей другим, слова апостолов вытекают из их глубокого понимания устройства нашего мира. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 2-й главы Второго соборного послания апостола Петра, и попытаемся понять, какая идея стояла за словами святого апостола о необходимости подчинения начальствующим.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Появление этого отрывка послания апостола Петра было вызвано необходимостью обличения лжеучителей. Довольно непросто с точностью сказать о том, каково было учение этих людей, но из слов апостола ясно, что лжеучители вносили нестроения в церковную среду, ясно и то, что эти люди были самозванцами. Здесь апостол Пётр напоминает крайне важный принцип устройства любого человеческого общества, который заключается в том, что всякое общество обладает своей иерархией, и попытки каким-то образом нарушить иерархию — это вовсе не то, что может быть угодно Богу, кроме того, такие попытки попросту опасны, они неспособны привести к чему-либо доброму. На слова апостола Петра обращали пристальное внимание те русские церковные писатели, которые жили в начале прошлого века, они указывали, что современная им политическая действительность во многом была предсказана святым апостолом.
По прошествии века мы легко можем убедиться, что наши предшественники не ошибались в своей трактовке апостольских слов, действительно, слом существующей государственной иерархии не привёл ни к чему хорошему, напротив, он стал причиной многочисленных бед для нашего народа.
Апостол Пётр в своём послании проницательно указал причины, которые толкают людей на борьбу с существующим порядком, и эти причины имеют отнюдь не возвышенный характер, диагноз, озвученный апостолом, звучит так: «Они полагают удовольствие во вседневной роскоши» (2Пет. 2:13). Именно так всё и бывает: те, кто указывает на несправедливость существующего общественного порядка, через массу преступлений оказываясь у власти, начинают вести жизнь, мягко говоря, далёкую от аскетизма, из чего становится ясно, что они вовсе не были идеалистами, и их возвышенные слова ничего общего не имели с их реальными устремлениями. Примеров подобного рода — бесчисленное множество.
Однако, общие размышления и обращение к истории — это не единственные причины, по которым апостол Пётр и Церковь восстают против попыток нарушения земной иерархии. Есть и ещё одна причина, значительно более важная, она восходит к тому образу бытия, который существует изначально: есть Творец всего Бог, есть ангельские силы, есть люди и есть бессловесные животные. Вся эта система пребывала в гармонии ровно до той поры, пока не начались восстания против установленного Богом порядка, сперва соблазн восстания поразил высших ангелов, а потом и первых людей. Смыслом же бунта против Бога был лишь сам бунт, потому как Бога невозможно обвинить в неправильном управлении тем, что Он Сам же и создал. Болезни, трагедии, смерть — вот результаты этого бунта, их мы можем наблюдать в самих себе ежесекундно. Христос пришёл для того, чтобы через абсолютное послушание Богу-Отцу сломить тот ужасный порядок бытия, который стал следствием нарушения установленной Богом иерархии. У Спасителя получилось это сделать, но воспользоваться плодами Его подвига можно лишь пройдя по тому же самому пути — абсолютного послушания Богу через принятие установленного Им порядка.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема