
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В двадцатые годы прошлого века, когда в нашей стране советское государство решило искоренить религию, за дело взялись весьма талантливые пропагандисты, они, как казалось им самим, объяснили суть всякой религии, среди прочего, они объясняли религию как то, что навязано правящим классом для удержания простых людей в страхе и подчинении. Если мы откроем апостольские послания, то мы поймём: эти советские антирелигиозные агитаторы прекрасно знали книги Нового Завета, они знали, что святые апостолы призывали повиноваться властям и ни в коем случае не злословить начальствующих. Однако за этими апостольскими призывами стоит отнюдь не стремление подчинить одних людей другим, слова апостолов вытекают из их глубокого понимания устройства нашего мира. Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 2-й главы Второго соборного послания апостола Петра, и попытаемся понять, какая идея стояла за словами святого апостола о необходимости подчинения начальствующим.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Появление этого отрывка послания апостола Петра было вызвано необходимостью обличения лжеучителей. Довольно непросто с точностью сказать о том, каково было учение этих людей, но из слов апостола ясно, что лжеучители вносили нестроения в церковную среду, ясно и то, что эти люди были самозванцами. Здесь апостол Пётр напоминает крайне важный принцип устройства любого человеческого общества, который заключается в том, что всякое общество обладает своей иерархией, и попытки каким-то образом нарушить иерархию — это вовсе не то, что может быть угодно Богу, кроме того, такие попытки попросту опасны, они неспособны привести к чему-либо доброму. На слова апостола Петра обращали пристальное внимание те русские церковные писатели, которые жили в начале прошлого века, они указывали, что современная им политическая действительность во многом была предсказана святым апостолом.
По прошествии века мы легко можем убедиться, что наши предшественники не ошибались в своей трактовке апостольских слов, действительно, слом существующей государственной иерархии не привёл ни к чему хорошему, напротив, он стал причиной многочисленных бед для нашего народа.
Апостол Пётр в своём послании проницательно указал причины, которые толкают людей на борьбу с существующим порядком, и эти причины имеют отнюдь не возвышенный характер, диагноз, озвученный апостолом, звучит так: «Они полагают удовольствие во вседневной роскоши» (2Пет. 2:13). Именно так всё и бывает: те, кто указывает на несправедливость существующего общественного порядка, через массу преступлений оказываясь у власти, начинают вести жизнь, мягко говоря, далёкую от аскетизма, из чего становится ясно, что они вовсе не были идеалистами, и их возвышенные слова ничего общего не имели с их реальными устремлениями. Примеров подобного рода — бесчисленное множество.
Однако, общие размышления и обращение к истории — это не единственные причины, по которым апостол Пётр и Церковь восстают против попыток нарушения земной иерархии. Есть и ещё одна причина, значительно более важная, она восходит к тому образу бытия, который существует изначально: есть Творец всего Бог, есть ангельские силы, есть люди и есть бессловесные животные. Вся эта система пребывала в гармонии ровно до той поры, пока не начались восстания против установленного Богом порядка, сперва соблазн восстания поразил высших ангелов, а потом и первых людей. Смыслом же бунта против Бога был лишь сам бунт, потому как Бога невозможно обвинить в неправильном управлении тем, что Он Сам же и создал. Болезни, трагедии, смерть — вот результаты этого бунта, их мы можем наблюдать в самих себе ежесекундно. Христос пришёл для того, чтобы через абсолютное послушание Богу-Отцу сломить тот ужасный порядок бытия, который стал следствием нарушения установленной Богом иерархии. У Спасителя получилось это сделать, но воспользоваться плодами Его подвига можно лишь пройдя по тому же самому пути — абсолютного послушания Богу через принятие установленного Им порядка.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема