2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы с вами откроем жития святых и начнём их внимательно читать, то мы заметим одну чрезвычайно важную деталь: среди святых нет тех людей, жизненный путь которых был от и до в житейском смысле радостным и безоблачным. Мы увидим, что все святые претерпевали в своей жизни те или иные сложности, которые были следствием их христианского подвига. Некоторым такое положение дел кажется странным и неестественным, однако такое воззрение ошибочно, на его ошибочность указывал ещё святой апостол Павел. Он сделал это в том отрывке 3-й главы Второго послания к Тимофею, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к своему ученику Тимофею, апостол Павел имел своей целью поддержать Тимофея в его ревности к христианской жизни и к проповеди Христа Воскресшего. Однако делает это святой апостол не просто некоторыми общими вдохновляющими словами, а указанием на печальные эпизоды собственной биографии, Павел упомянул страдания, постигшие его «в Антиохии, Иконии, Листрах». При этом Павел не пытался дать Тимофею такую инструкцию, которая помогла бы ему избежать подобной участи, то есть страданий и гонений, апостол делает другое: увещевает Тимофея подражать Павлу в основных христианских добродетелях и не страшиться того, что может выпасть на его долю. А в том, что Тимофею придётся многое пережить, Павел не сомневался, потому-то он и написал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). На этом мысль апостола не остановилась, и он её продолжил: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2Тим. 3:13).
Эти слова святого апостола зачастую бывают незамеченными нашими современниками, а потому, если спросить людей об их причинах посещения храмов, мы, как правило, услышим рассуждения о том, что приходящие нуждаются в Божией помощи в своих повседневных делах, и обращение за помощью является основным движущим мотивом для прихода в храмы. Бог, действительно, способен помочь в осуществлении наших благих намерений, но только в том случае, если таковая помощь способствует достижению основной цели жизни человека: познанию Бога и устремлению к неотмирному Христову Царству. Так, Бог помогал апостолу Павлу в его проповеди, Христос подкреплял слова апостола чудесами, делал его неуязвимым в путешествиях, дал возможность пережить кораблекрушение, помогал апостолу множеством иных способов, но при этом не избавлял его от гонений, страданий и поношений, не избавил Господь Павла и от насильственной смерти. Почему же так? Почему помощь Бога святому апостолу была столь избирательной?
Ответ на этот вопрос может быть двояким. Во-первых, и Сам Христос во время Своей земной проповеди не использовал Свою силу для Себя Самого. Он помогал другим, но никогда Себе. Очевидно, что Его ученики должны поступать схожим образом, и Господь не препятствовал им следовать Его примеру. Во-вторых, перенесённые апостолом Павлом страдания и гонения помогли ему очистить свою душу от неизбежных для любого человека грехов и страстей, помогли утвердиться в вере, духовно окрепнуть и стать способным войти в Христово Царство.
Подобным образом Бог поступал и со всеми другими святыми. А потому, если мы хотим в конечном итоге оказаться там же, где и они, нам не стоит пытаться искать в Евангелии рецепт житейского благополучия, а искать лишь то, что оно действительно может нам дать — описание пути в Царство Небесное. Дай нам всем Бог, укрепившись примеров апостолов и всех святых, не побояться пойти по этому пути и обрести непоколебимую радость о Христе Воскресшем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов