2 Тим., 296 зач., III, 10-15.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если мы с вами откроем жития святых и начнём их внимательно читать, то мы заметим одну чрезвычайно важную деталь: среди святых нет тех людей, жизненный путь которых был от и до в житейском смысле радостным и безоблачным. Мы увидим, что все святые претерпевали в своей жизни те или иные сложности, которые были следствием их христианского подвига. Некоторым такое положение дел кажется странным и неестественным, однако такое воззрение ошибочно, на его ошибочность указывал ещё святой апостол Павел. Он сделал это в том отрывке 3-й главы Второго послания к Тимофею, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 3.
10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,
11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.
12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к своему ученику Тимофею, апостол Павел имел своей целью поддержать Тимофея в его ревности к христианской жизни и к проповеди Христа Воскресшего. Однако делает это святой апостол не просто некоторыми общими вдохновляющими словами, а указанием на печальные эпизоды собственной биографии, Павел упомянул страдания, постигшие его «в Антиохии, Иконии, Листрах». При этом Павел не пытался дать Тимофею такую инструкцию, которая помогла бы ему избежать подобной участи, то есть страданий и гонений, апостол делает другое: увещевает Тимофея подражать Павлу в основных христианских добродетелях и не страшиться того, что может выпасть на его долю. А в том, что Тимофею придётся многое пережить, Павел не сомневался, потому-то он и написал, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). На этом мысль апостола не остановилась, и он её продолжил: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (2Тим. 3:13).
Эти слова святого апостола зачастую бывают незамеченными нашими современниками, а потому, если спросить людей об их причинах посещения храмов, мы, как правило, услышим рассуждения о том, что приходящие нуждаются в Божией помощи в своих повседневных делах, и обращение за помощью является основным движущим мотивом для прихода в храмы. Бог, действительно, способен помочь в осуществлении наших благих намерений, но только в том случае, если таковая помощь способствует достижению основной цели жизни человека: познанию Бога и устремлению к неотмирному Христову Царству. Так, Бог помогал апостолу Павлу в его проповеди, Христос подкреплял слова апостола чудесами, делал его неуязвимым в путешествиях, дал возможность пережить кораблекрушение, помогал апостолу множеством иных способов, но при этом не избавлял его от гонений, страданий и поношений, не избавил Господь Павла и от насильственной смерти. Почему же так? Почему помощь Бога святому апостолу была столь избирательной?
Ответ на этот вопрос может быть двояким. Во-первых, и Сам Христос во время Своей земной проповеди не использовал Свою силу для Себя Самого. Он помогал другим, но никогда Себе. Очевидно, что Его ученики должны поступать схожим образом, и Господь не препятствовал им следовать Его примеру. Во-вторых, перенесённые апостолом Павлом страдания и гонения помогли ему очистить свою душу от неизбежных для любого человека грехов и страстей, помогли утвердиться в вере, духовно окрепнуть и стать способным войти в Христово Царство.
Подобным образом Бог поступал и со всеми другими святыми. А потому, если мы хотим в конечном итоге оказаться там же, где и они, нам не стоит пытаться искать в Евангелии рецепт житейского благополучия, а искать лишь то, что оно действительно может нам дать — описание пути в Царство Небесное. Дай нам всем Бог, укрепившись примеров апостолов и всех святых, не побояться пойти по этому пути и обрести непоколебимую радость о Христе Воскресшем!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.