
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 226 зач., IV, 17-25.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Язычники времён апостола Павла жили в уверенности, что добро и зло, свет и тьма одинаково имеют право на существование. И якобы без одного другого просто не может быть, так как всё познаётся в сравнении. Сам апостол Павел был категорически против подобных рассуждений. И об этом он пишет в своём послании к эфесянам. Отрывок из четвёртой главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Большинство христиан Эфеса, к которым направил своё послание апостол Павел, пришли к истинной вере, оставив язычество. Но данное обстоятельство совсем не означало, что язычество оказалось в городе полностью побеждено. Вовсе нет. Христиане составляли в тогдашнем Эфесе абсолютное меньшинство, со всех сторон окружённое многочисленными соблазнами и пороками. И, надо сказать, далеко не все члены Эфесской церкви были достаточно крепки для того, чтобы противостоять искушениям языческого общества.
Некоторые из местных христиан возвращались к прежней разгульной жизни открыто. Находились и те, кто пытался совмещать веру во Христа с сомнительными благами общества идолопоклонников. Апостол Павел, крайне обеспокоенный происходящим, направил эфесским христианам послание. В нём среди прочего содержится призыв не предавать Христа. Павел прямо пишет, что если бы его первоначальные читатели не знали бы истинной веры, то и спрос был бы с них меньше. Но если человек крестился и в данном таинстве принёс присягу на верность Спасителю, это означает, что не может быть никакого компромисса с грехами, пороками.
Имеет ли призыв апостола отношение к нам — тем, кто живёт на две тысячи лет позднее, чем он сам и христиане Эфеса, к которым он обращался? К сожалению, имеет. Все двадцать веков существования Церкви перед её чадами постоянно находится искушение совместить видимое соблюдение Христовых заповедей с фактически языческим образом жизни в самом негативном смысле. Это ровно те же грабли, на которые в своё время наступили фарисеи и прочие знатоки ветхозаветного закона, превратившиеся, по меткому замечанию Спасителя, в гробы покрашенные. Снаружи красота, а внутри сплошной тлен.
Впрочем, печальный опыт предшественников часто никого ничему не учит. И всё так же находятся люди, полагающие, что поставленная у иконы свечка, капучино на миндалевом молоке в пост и формальная исповедь раз в год даёт им карт-бланш на разгул и безнравственные поступки. Но не тут-то было. Бога обмануть невозможно. И не стоит даже пытаться этого делать. Конечно — религиозное чувство человека должно иметь внешнее выражение. Но инструмент не может становиться целью. А цель, намеченная для нас Христом, совершенно чётко обозначена — нужно, соблюдая честность перед собой и Богом, стремиться исполнять заповеди любви к Господу и людям. Не имитировать их исполнение, а именно исполнять, всё сильнее приближаясь к совершенству, к которому нас призывает Христос и Его великий проповедник — апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера»

В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории