
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Еф., 226 зач., IV, 17-25.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Язычники времён апостола Павла жили в уверенности, что добро и зло, свет и тьма одинаково имеют право на существование. И якобы без одного другого просто не может быть, так как всё познаётся в сравнении. Сам апостол Павел был категорически против подобных рассуждений. И об этом он пишет в своём послании к эфесянам. Отрывок из четвёртой главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Большинство христиан Эфеса, к которым направил своё послание апостол Павел, пришли к истинной вере, оставив язычество. Но данное обстоятельство совсем не означало, что язычество оказалось в городе полностью побеждено. Вовсе нет. Христиане составляли в тогдашнем Эфесе абсолютное меньшинство, со всех сторон окружённое многочисленными соблазнами и пороками. И, надо сказать, далеко не все члены Эфесской церкви были достаточно крепки для того, чтобы противостоять искушениям языческого общества.
Некоторые из местных христиан возвращались к прежней разгульной жизни открыто. Находились и те, кто пытался совмещать веру во Христа с сомнительными благами общества идолопоклонников. Апостол Павел, крайне обеспокоенный происходящим, направил эфесским христианам послание. В нём среди прочего содержится призыв не предавать Христа. Павел прямо пишет, что если бы его первоначальные читатели не знали бы истинной веры, то и спрос был бы с них меньше. Но если человек крестился и в данном таинстве принёс присягу на верность Спасителю, это означает, что не может быть никакого компромисса с грехами, пороками.
Имеет ли призыв апостола отношение к нам — тем, кто живёт на две тысячи лет позднее, чем он сам и христиане Эфеса, к которым он обращался? К сожалению, имеет. Все двадцать веков существования Церкви перед её чадами постоянно находится искушение совместить видимое соблюдение Христовых заповедей с фактически языческим образом жизни в самом негативном смысле. Это ровно те же грабли, на которые в своё время наступили фарисеи и прочие знатоки ветхозаветного закона, превратившиеся, по меткому замечанию Спасителя, в гробы покрашенные. Снаружи красота, а внутри сплошной тлен.
Впрочем, печальный опыт предшественников часто никого ничему не учит. И всё так же находятся люди, полагающие, что поставленная у иконы свечка, капучино на миндалевом молоке в пост и формальная исповедь раз в год даёт им карт-бланш на разгул и безнравственные поступки. Но не тут-то было. Бога обмануть невозможно. И не стоит даже пытаться этого делать. Конечно — религиозное чувство человека должно иметь внешнее выражение. Но инструмент не может становиться целью. А цель, намеченная для нас Христом, совершенно чётко обозначена — нужно, соблюдая честность перед собой и Богом, стремиться исполнять заповеди любви к Господу и людям. Не имитировать их исполнение, а именно исполнять, всё сильнее приближаясь к совершенству, к которому нас призывает Христос и Его великий проповедник — апостол Павел.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 104. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
2 воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
3 Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
5 Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его,
6 вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его.
7 Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
8 Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
9 которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку,
10 и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный,
11 говоря: "тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего".
12 Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней
13 и переходили от народа к народу, из царства к иному племени,
14 никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
15 "не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла".
16 И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил.
17 Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф.
18 Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,
19 доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его.
20 Послал царь, и разрешил его владетель народов и освободил его;
21 поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим,
22 чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.
24 И весьма размножил Бог народ Свой и сделал его сильнее врагов его.
25 Возбудил в сердце их ненависть против народа Его и ухищрение против рабов Его.
26 Послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал.
27 Они показали между ними слова знамений Его и чудеса [Его] в земле Хамовой.
28 Послал тьму и сделал мрак, и не воспротивились слову Его.
29 Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их.
30 Земля их произвела множество жаб даже в спальне царей их.
31 Он сказал, и пришли разные насекомые, скнипы во все пределы их.
32 Вместо дождя послал на них град, палящий огонь на землю их,
33 и побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их.
34 Сказал, и пришла саранча и гусеницы без числа;
35 и съели всю траву на земле их, и съели плоды на полях их.
36 И поразил всякого первенца в земле их, начатки всей силы их.
37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
38 Обрадовался Египет исшествию их; ибо страх от них напал на него.
39 Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью.
40 Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их.
41 Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим,
42 ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему,
43 и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии,
44 и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных,
45 чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его. Аллилуия!
28 августа. О Поместном Соборе 1917 года

Сегодня 28 августа. В этот день в 1917 году в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный Собор Русской Церкви.
О его решениях — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 августа. О Псково-Печерском монастыре

Сегодня 28 августа. В этот день в 1473 году был основан Псково-Печерский монастырь.
Об истории монастыря — священник Августин Соколовски.
Память об основании монастыря, совершаемая в праздник Успения Пресвятой Богородицы, — «это благодать на благодать», как пишет евангелист Иоанн. Малое празднование основания монастыря в великий праздник Успения подобно чудотворной книге, написанной Творцом и Спасителем в мировой истории, в Церкви и в душах людей, посвятивших себя Господу Иисусу в подвижничестве.
За всю свою историю монастырь никогда не закрывался. Силы зла всегда находили способы противостоять монастырям, каждый раз под разными предлогами. Так, в Византии это были иконоборцы, в Европе нового времени — идеология Просвещения, а в новейшее время — секуляризация.
Поэтому сохранение монастыря — великий благодатный дар. Во второй половине XX века монастырь стал подлинным местом проявления святости, пророческого служения старцев.
Все выпуски программы Актуальная тема