Соборное послание святого апостола Иакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Соборное послание святого апостола Иакова

* Поделиться

Иак., 50 зач., I, 1-18.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Есть в христианском лексиконе слово, которое по причине частого своего употребления обрело чрезвычайно размытые черты. Это слово — «искушение». Чаще же всего современные православные христиане используют это слово для обозначения какого-то неблагоприятного стечения обстоятельств, ну а так как обстоятельства нередко бывают таковыми, то и об искушениях можно услышать довольно часто. Однако нам всё же стоит быть с этим словом аккуратнее и пользоваться им, исходя из его первоначального смысла. О том, каков этот смысл, мы можем узнать из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.

Глава 1.

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.

2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,

3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;

терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.

6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.

8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.

9 Да хвалится брат униженный высотою своею,

10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.

11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.

12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.

13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.

17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.

В этом отрывке апостольского послания мы можем неоднократно услышать всё то же слово — «искушение». Апостол Иаков призывал относиться к искушениям с радостью и видеть в них испытание, которое даёт возможность стяжать терпение и укрепиться в вере, вместе с этим апостол констатировал, что искушения — это не что-то внешнее по отношению к человеку, и уж, конечно, это не какое-то неблагоприятное стечение обстоятельств. Особым образом апостол подчеркнул, что за искушениями не может стоять Бог, «потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). За тем, что мы называем искушениями, по мнению апостола, стоит наша собственная похоть, которая и обнаруживается при любом удобном случае. Слова апостола Иакова очень легко подтвердить простыми практическими примерами: так, человек, не склонный к злоупотреблению алкоголем, не может искуситься видом, скажем, пивной бутылки, ну а тот, кто не стяжал страсть табакокурения, останется совершенно равнодушным в табачной лавке. Этот принцип работает абсолютно со всеми страстями и пороками, и если нам кажется, что какая-то ситуация, какое-то место или какие-то люди вводят нас во искушение, то стоит обратить внимание на самих себя и попытаться диагностировать ту внутреннюю немощь, которая служит причиной искушений, ну а затем направить силы на её искоренение.

Впрочем, здесь не может не возникнуть вопрос соотношения слов Господней молитвы и мыслей апостола Иакова. Всем известно, что Спаситель нам оставил всего лишь одну молитву, и в ней есть слова об искушениях: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). То есть мы, обращаясь к Богу-Отцу, просим, чтобы Он не ввёл нас во искушение. Но как же быть со словами апостола Иакова о том, что Бог «Сам не искушает никого»? Давайте попытаемся разобраться.

Вполне естественно, что на это кажущееся противоречие обращали внимание почитаемые Церковью толкователи Священного Писания, и они оставили нам массу размышлений, которые с лёгкостью устраняют возникающие вопросы.

Суть этих размышлений состоит в том, что необходимо строго разграничивать между собой два смысла понятия «искушение». Первый из них подразумевает некоторое испытание, такое, какому подвергался, к примеру, праотец Авраам, это испытание исходило напрямую от Бога и имело своей целью духовное совершенство Авраама, и даже если бы праотец не смог выдержать посылаемого ему испытания, то он бы не согрешил. Так, если бы он отказался приносить в жертву Исаака, то в этом не было бы того греха, за которым следовала бы неизбежная кара, Авраам попросту бы остался на прежнем уровне своей духовной жизни, и об этом невозможно говорить в категориях греха. Но есть искушения иного рода, те, которые толкают человека к совершению греха, и эти искушения, за редчайшими исключениями, происходят от нашей же похоти. Впрочем, их источником может быть и диавол, именно так и было с Адамом и Евой, которые ещё не знали ни о какой похоти и не имели унаследованного от прародителей тяготения к греху.

Впрочем, остаётся вопрос относительно молитвы Господней, ведь в ней мы свидетельствуем, что Бог способен искушать, и вместе с этим мы просим Его этого не делать. Да, Бог может испытывать, но уверены ли мы в себе настолько, что можем сказать о своей способности выдержать испытания Бога? Вряд ли хорошо знающий себя самого человека обладает такой уверенностью, потому то мы и просим Бога дать нам лишь те испытания, к которым мы готовы, которые мы сможем пройти, и взойти через это на новую для себя духовную высоту.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем