Иак., 56 зач., IV, 7 - V, 9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как сделать так, чтобы Бог сделал хотя бы шаг мне навстречу? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 4-й и 5-й глав послания апостола Иакова, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»,
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Глава 5.
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
Апостол Иаков адресует своё послание к христианам, которые обратились к Спасителю из иудейской религии. В основном это были евреи, живущие за пределами Палестины. Представители так называемого рассеяния, диаспоры, которая существовала практически во всех крупных городах Римской империи. Апостол обращается к ним с одним лишь призывом — если хотите, чтобы Христос явственно вошёл в вашу жизнь, измените её. Именно это означают слова апостола, которые звучат в начале послания. А именно, «покоритесь Богу», «противостаньте дьяволу», «очистите руки», «исправьте сердца», «смиритесь перед Господом». О том, насколько радикально должно быть это изменение жизни, Иаков подчёркивает образным выражением «смех ваш да обратится в плач, а радость — в печаль». То есть ваши реакции на происходящее должны поменяться в корне. Вам следует отказаться от привычного поведения и начать делать те вещи, которые вы, возможно, никогда не делали раньше.
После этих вступительных призывов Иаков объясняет, как именно это осуществить на практике в трёх главных сферах нашей жизни: в отношениях с людьми, Богом и вещами. В отношениях с людьми следует воздерживаться от осуждения, которое приводит к превозношению, высокомерной оценке и злословию; в отношениях с Богом необходимо постоянно сверять свои намерения с Его волей, регулярно задавать себе вопрос: а хочет ли Бог того, что я задумал сделать; в отношениях с вещами избегать идолопоклонства, то есть не ставить их на высокий пьедестал и относиться к ним так, будто, как выражается апостол, «богатство ваше сгнило».
Очень важно, что Иаков обращается именно к христианам, а не язычникам. Более того, к христианам, которые пришли в Церковь из иудейства, а, значит, уже имели опыт жизни, согласно традиции веры в Единого Бога. Однако на практике вся эта их религиозность не давала им необходимого духовного опыта. Присутствие Бога они не ощущали так, как могли бы ощущать. Они были слишком сосредоточены на решении своих повседневных проблем. Слишком заняты устройством своей земной жизни. Потому и пишет Иаков им это послание с призывом провести ревизию в своей душе.
Слова апостола адресованы и нам, людям, которые называют себя христианами, имеют опыт религиозной жизни, но нередко ощущают в своём сердце пустоту и не видят присутствия Бога в своей жизни. Апостол призывает нас окинуть взором свою жизнь и ответить себе на вопрос: а что я ставлю во главу угла, свои желания или тот путь, который предлагает Евангелие? Честный ответ на этот вопрос — первый шаг на пути моего изменения и движения к Творцу. Существенные трансформации начнутся сразу же. Ведь как говорит сегодня Иаков, «если вы приблизитесь к Богу, то и Он приблизится к вам».
Псалом 58. Богослужебные чтения
                                    
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос по просьбе Своих апостолов дал им ту молитву, которая стала основой всех прочих христианских молитв. Речь идёт о молитве Господней, более известной по её начальным словам в церковнославянском переводе: «Отче наш». Эта молитва, помимо своего значения для христиан, суммировала весь молитвенный опыт ветхозаветного человечества. Впитала она в себе и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 58-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 58.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление моё и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу́ языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеёшься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Только что нами услышанный псалом появился как реакция будущего царя Давида на гонения, воздвигнутые на него Саулом. Библия сообщает нам, что отношения Саула и Давида были очень непростыми, и в этом не было вины Давида, проблема была в Сауле.
Псалом не называет имени Саула, он не перечисляет его действий против Давида, псалом ищет того же, к чему стремится и молитва Господня, — чтобы благая и всесовершенная воля Божия осуществилась на земле, а копошение в чужих грехах достижению этой цели отнюдь не способствует. Конечно, мы привыкли к словам «Отче наш» и зачастую произносим их без особого внимания и погружения в смысл, 58-й псалом может помочь нам вернуть свежесть восприятия молитвы Господней.
Для этого нам достаточно поразмышлять лишь над одной строкой псалма: «Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой» (Пс. 58:10). В этом стихе мы видим две крайне важных мысли: во-первых, Давид исповедует пред Богом осознание собственного бессилия перед лицом врагов, а во-вторых, Давид всю свою надежду возлагает на Бога. В практическом смысле эти слова означают вовсе не отказ от борьбы с дальнейшим принятием неизбежного, нет, они свидетельствуют о противоположном: Давид будет бороться, но делать он это станет без какого-либо нарушения воли Божией. Сила противников Давида базируется не на праведности, они идут по пути греха, Давид же действует противоположным образом — он предпочитает силе греха слабость праведности, зная, что через его праведность Бог проявит Свою силу. Собственно, это и есть практическое осуществление одного из прошений молитвы Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Людям часто кажется, что они лучше понимают собственные нужды и то, каким образом можно достичь своих целей. Кажется, будто бы воля Божия не может быть осуществлена на земле без наших человеческих корректировок данных Богом заповедей. Давид так не думал, он без страха и сомнений шёл туда, куда мало кто рискует идти: к совершенному и безоговорочному доверию Богу. И Бог, как мы знаем, не посрамил Своего служителя.
Псалом 58. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 58. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя современных людей часто обвиняют в индивидуализме и эгоизме, на самом деле все мы очень зависимы друг от друга, от того, что называется общественным мнением и модой. Просто авторитетное общество у каждого своё. А как же быть христианам? Нам есть кому подражать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Часто от христиан можно услышать призывы не следовать моде, не подражать общественному вкусу. Эти призывы не новые. Ещё стоики говорили, что следовать за толпой нельзя, потому что толпа не может быть права в своих предпочтениях. В подобных взглядах можно увидеть своеобразный снобизм и превозношение над обществом, от которого будто бы отделяется говорящий. Не знаю, что чувствовал Сенека или Марк Аврелий, но знаю, что христиане ни перед кем превозноситься не должны и склонны скорее переживать о неправильном выборе людей и их духовном состоянии. Ведь все люди созданы Богом. Другое дело, что мы понимаем, почему общественная мораль стремится к постепенной деградации. Находясь в обществе, люди действуют обезличено, а значит с меньшей ответственностью. Ссылаясь на общепринятость тех или иных поступков, они порой выбирают низкое вместо возвышенного и греховное вместо праведного.
При этом, если спросить каждого в отдельности, окажется, что никто ни за кем не повторяет и никому не подражает! Ведь все мы взрослые, сознательные и свободные люди, которые сами устраивают свою жизнь. Правда, куда не посмотришь, все недовольны тем, как у них всё складывается, но признать собственное бессилие практически никто не хочет. И в этом нежелании честно посмотреть на свою жизнь и смириться со своим несовершенством — главное заблуждение мира. Собственно, христианство и начинается с того, что мы останавливаемся в своём бесконечном беге, признаёмся, что мы бессильны самостоятельно и успешно построить свою жизнь. Построить её так, чтобы она была наполнена не сиюминутными радостями, которые довольно быстро заканчиваются, но радостью твёрдой и непреходящей.
И всё же, если решиться и признать своё бессилие перед жизнью и её неустройством, возникнет вопрос: откуда искать помощи? На кого равняться? Кого выбрать в качестве примера для подражания?
Мир даёт разные ответы. Кто-то доверяет свою жизнь коучам, кто-то пытается равняться на людей, жизнь которых со стороны кажется успешной. Со своей стороны христиане уверены, что помощь в устроении жизни стоит искать в первую очередь у Бога. На Его замысел равняться, а в качестве примера взять Иисуса Христа. Неслучайно, обращаясь к филиппийцам, а вместе с ними ко всем нам, апостол Павел пишет: «В вас должны быть такие же чувствования, как и во Христе Иисусе».
Что же это значит? Значит, что, во-первых, мы можем читать Писание как слово, обращённое к нам лично. И, во-вторых, что пример, явленный нам Христом, заключается не в отдельных фактах Его жизни, но в подвиге послушания Отцу, который Он явил всей своей жизнью. Подражая обществу или отдельным людям, мы рискуем повторить не только успехи, но и ошибки, не только добрые поступки, но и те, что оказываются явно порочными и злыми. Стремясь же к тому, чтобы исполнять замысел Божий о себе и иметь в качестве образца Самого Христа, мы ничем не рискуем, потому что мир сотворён Богом и Его воля в нём — это самое твёрдое основание для жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
                                    
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер



 



