
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли обойтись в жизни без законов и правил? Можно ли быть хорошим человеком, не соблюдая конкретно никакого законодательства, не обращая внимания ни на какие заповеди? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Апостол Павел проповедовал язычникам — людям, которые не знали закона Моисеева, но в то же время жили по каким-то своим обычаям и правилам. Он приходил в селение таких людей и проповедовал им Христа — Сына Божьего и Бога, Который спас их от греха проклятия и смерти, Который умер на кресте и воскрес и дал возможность всем верующим в Него начать новую жизнь, вступить в новые отношения с Творцом. В этой своей проповеди апостол нередко сталкивался с иудеями, которые тоже присутствовали в подобных общинах, и были уверены, что спастись можно только через соблюдение закона Моисеева. Павел же в свою очередь понимал, что взваливать на бывших язычников такую ношу совершенно неоправданно, да и ненужно. Споря с иудеями, он приводил им пример из их собственной истории. Праотец Авраам, которого Писание называет другом Божиим, жил до того, как евреи заключили завет с Богом на горе Синай, и, значит, никакого закона Моисеева не соблюдал. Он был спасён не по закону, который было практически невозможно исполнить и самим иудеям, но по вере в Бога. Означает ли это, что Авраам не имел никакого закона? Конечно же, нет. Авраам был потомком Ноя, которому Бог в своё время дал определённые заповеди. Ной был благочестивым потомком Адама и сам мог знать заповеди, данные первому человеку в раю. Все они были очень общими, но общаясь с Богом человек постепенно входил в их контекст и понимал суть, которая лежала в их основе. А суть была очень проста: Бог, который есть любовь, — сотворил человека для любви и общения. И поэтому всё, что этому способствовало, было праведным, а всё, что противоречило, — греховным. «Как-то это всё размыто и неконкретно», — скажет кто-нибудь. Другое дело, когда у тебя 613 запретов и повелений, как это было в законе Моисея, у тебя есть множество маленьких поводов посчитать себя праведным, когда ты исполняешь ту или иную заповедь. Но Павел, знавший трудности исполнения закона не понаслышке, указывает на другую сторону медали — когда правил очень много — у тебя всегда есть повод почувствовать себя виновным и отверженным от Бога. Достижения перестают казаться существенными, потому что всякий, кто не исполняет всё время весь закон, оказывается проклят. Посмотрев на жизнь праотца Авраама, мы увидим, что он вёл себя по-разному. Какие-то его поступки можно взять за образец, а какие-то явно нет. Но в одном он был образцом для всех — иудеев и язычников. Речь идет о вере в Бога. Адам и Ева, совершая первый в истории грех, не поверили Богу, не доверились Ему, а от недоверия впали в непослушание. Это означает, что и возвращение людей к Богу нужно было начинать именно с того, чтобы вернуть человека к доверительным отношениям. В этом смысле Авраам как отец верующих показывает всем остальным тот самый путь, с которого всё начинается. У Авраама было знание законов своего времени, но для того, чтобы это знание соответствовало Божьему закону, ему надо было сначала вернуться к доверительным отношениям с Творцом. Когда же встреча с Богом произошла, его духовное зрение стало иным. Он, конечно, был членом общества своего времени и, конечно, учитывал законы людей, которые его окружали, но в первую очередь в своей нравственной жизни ориентировался на Бога. Как и Авраам и язычники времён апостола Павла, мы живём в обществе, которое живёт по своим законам и как граждане, конечно, эти законы должны учитывать. Но спасаемся мы не через соблюдение законов, пусть даже и самое скрупулёзное, но через веру в Бога и обретение доверия Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема