
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли обойтись в жизни без законов и правил? Можно ли быть хорошим человеком, не соблюдая конкретно никакого законодательства, не обращая внимания ни на какие заповеди? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Апостол Павел проповедовал язычникам — людям, которые не знали закона Моисеева, но в то же время жили по каким-то своим обычаям и правилам. Он приходил в селение таких людей и проповедовал им Христа — Сына Божьего и Бога, Который спас их от греха проклятия и смерти, Который умер на кресте и воскрес и дал возможность всем верующим в Него начать новую жизнь, вступить в новые отношения с Творцом. В этой своей проповеди апостол нередко сталкивался с иудеями, которые тоже присутствовали в подобных общинах, и были уверены, что спастись можно только через соблюдение закона Моисеева. Павел же в свою очередь понимал, что взваливать на бывших язычников такую ношу совершенно неоправданно, да и ненужно. Споря с иудеями, он приводил им пример из их собственной истории. Праотец Авраам, которого Писание называет другом Божиим, жил до того, как евреи заключили завет с Богом на горе Синай, и, значит, никакого закона Моисеева не соблюдал. Он был спасён не по закону, который было практически невозможно исполнить и самим иудеям, но по вере в Бога. Означает ли это, что Авраам не имел никакого закона? Конечно же, нет. Авраам был потомком Ноя, которому Бог в своё время дал определённые заповеди. Ной был благочестивым потомком Адама и сам мог знать заповеди, данные первому человеку в раю. Все они были очень общими, но общаясь с Богом человек постепенно входил в их контекст и понимал суть, которая лежала в их основе. А суть была очень проста: Бог, который есть любовь, — сотворил человека для любви и общения. И поэтому всё, что этому способствовало, было праведным, а всё, что противоречило, — греховным. «Как-то это всё размыто и неконкретно», — скажет кто-нибудь. Другое дело, когда у тебя 613 запретов и повелений, как это было в законе Моисея, у тебя есть множество маленьких поводов посчитать себя праведным, когда ты исполняешь ту или иную заповедь. Но Павел, знавший трудности исполнения закона не понаслышке, указывает на другую сторону медали — когда правил очень много — у тебя всегда есть повод почувствовать себя виновным и отверженным от Бога. Достижения перестают казаться существенными, потому что всякий, кто не исполняет всё время весь закон, оказывается проклят. Посмотрев на жизнь праотца Авраама, мы увидим, что он вёл себя по-разному. Какие-то его поступки можно взять за образец, а какие-то явно нет. Но в одном он был образцом для всех — иудеев и язычников. Речь идет о вере в Бога. Адам и Ева, совершая первый в истории грех, не поверили Богу, не доверились Ему, а от недоверия впали в непослушание. Это означает, что и возвращение людей к Богу нужно было начинать именно с того, чтобы вернуть человека к доверительным отношениям. В этом смысле Авраам как отец верующих показывает всем остальным тот самый путь, с которого всё начинается. У Авраама было знание законов своего времени, но для того, чтобы это знание соответствовало Божьему закону, ему надо было сначала вернуться к доверительным отношениям с Творцом. Когда же встреча с Богом произошла, его духовное зрение стало иным. Он, конечно, был членом общества своего времени и, конечно, учитывал законы людей, которые его окружали, но в первую очередь в своей нравственной жизни ориентировался на Бога. Как и Авраам и язычники времён апостола Павла, мы живём в обществе, которое живёт по своим законам и как граждане, конечно, эти законы должны учитывать. Но спасаемся мы не через соблюдение законов, пусть даже и самое скрупулёзное, но через веру в Бога и обретение доверия Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема