
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 205 зач., III, 8-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Можно ли обойтись в жизни без законов и правил? Можно ли быть хорошим человеком, не соблюдая конкретно никакого законодательства, не обращая внимания ни на какие заповеди? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Апостол Павел проповедовал язычникам — людям, которые не знали закона Моисеева, но в то же время жили по каким-то своим обычаям и правилам. Он приходил в селение таких людей и проповедовал им Христа — Сына Божьего и Бога, Который спас их от греха проклятия и смерти, Который умер на кресте и воскрес и дал возможность всем верующим в Него начать новую жизнь, вступить в новые отношения с Творцом. В этой своей проповеди апостол нередко сталкивался с иудеями, которые тоже присутствовали в подобных общинах, и были уверены, что спастись можно только через соблюдение закона Моисеева. Павел же в свою очередь понимал, что взваливать на бывших язычников такую ношу совершенно неоправданно, да и ненужно. Споря с иудеями, он приводил им пример из их собственной истории. Праотец Авраам, которого Писание называет другом Божиим, жил до того, как евреи заключили завет с Богом на горе Синай, и, значит, никакого закона Моисеева не соблюдал. Он был спасён не по закону, который было практически невозможно исполнить и самим иудеям, но по вере в Бога. Означает ли это, что Авраам не имел никакого закона? Конечно же, нет. Авраам был потомком Ноя, которому Бог в своё время дал определённые заповеди. Ной был благочестивым потомком Адама и сам мог знать заповеди, данные первому человеку в раю. Все они были очень общими, но общаясь с Богом человек постепенно входил в их контекст и понимал суть, которая лежала в их основе. А суть была очень проста: Бог, который есть любовь, — сотворил человека для любви и общения. И поэтому всё, что этому способствовало, было праведным, а всё, что противоречило, — греховным. «Как-то это всё размыто и неконкретно», — скажет кто-нибудь. Другое дело, когда у тебя 613 запретов и повелений, как это было в законе Моисея, у тебя есть множество маленьких поводов посчитать себя праведным, когда ты исполняешь ту или иную заповедь. Но Павел, знавший трудности исполнения закона не понаслышке, указывает на другую сторону медали — когда правил очень много — у тебя всегда есть повод почувствовать себя виновным и отверженным от Бога. Достижения перестают казаться существенными, потому что всякий, кто не исполняет всё время весь закон, оказывается проклят. Посмотрев на жизнь праотца Авраама, мы увидим, что он вёл себя по-разному. Какие-то его поступки можно взять за образец, а какие-то явно нет. Но в одном он был образцом для всех — иудеев и язычников. Речь идет о вере в Бога. Адам и Ева, совершая первый в истории грех, не поверили Богу, не доверились Ему, а от недоверия впали в непослушание. Это означает, что и возвращение людей к Богу нужно было начинать именно с того, чтобы вернуть человека к доверительным отношениям. В этом смысле Авраам как отец верующих показывает всем остальным тот самый путь, с которого всё начинается. У Авраама было знание законов своего времени, но для того, чтобы это знание соответствовало Божьему закону, ему надо было сначала вернуться к доверительным отношениям с Творцом. Когда же встреча с Богом произошла, его духовное зрение стало иным. Он, конечно, был членом общества своего времени и, конечно, учитывал законы людей, которые его окружали, но в первую очередь в своей нравственной жизни ориентировался на Бога. Как и Авраам и язычники времён апостола Павла, мы живём в обществе, которое живёт по своим законам и как граждане, конечно, эти законы должны учитывать. Но спасаемся мы не через соблюдение законов, пусть даже и самое скрупулёзное, но через веру в Бога и обретение доверия Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема