В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Смирение Христа проявляется в его деликатности. Он мог бы в считанные минуты доказать свое божество, сказать любому встречному: «Я знаю, как тебя зовут, сколько тебе лет, я знаю все твои грехи». Это было в Его власти, но он этого не делает. За редким исключением, когда это нужно. Он все-таки иногда пророчествует, но вообще-то Он мог бы всегда пророчествовать. И вот в этой Его деликатности по отношению к человеку, по отношению к свободе человека проявляется его глубочайшее смирение. Ну и, наконец, распятие, как самая позорная форма казни, Бог снисходит до того, что принимает именно такую позорную смерть на кресте. Но парадокс в том, что теперь крест — это, наоборот, символ славы. Никто из людей не мог догадаться, что через такое смирение проявится слава. Смирение Христа проявилось в распятии, в крестной смерти. Здесь Господь испытывает богооставленность. «Боже, Боже мой, зачем Ты меня оставил?» Вот это уже не столько даже физическое, сколько нравственное страдание Господь претерпел до конца, до самой смерти. Христос пришел на землю не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы послужить и до самой смерти, смерти же крестной.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях (от 27.01.2025).
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке» (от 28.01.2025).
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот» (от 29.01.2025).
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Чтобы можно было взять. Алёна Боголюбова
В моём далёком «советском» детстве, в учебнике чтения был рассказ «Синие листья».
История про девочку, которая на уроке рисования раскрасила листья у деревьев синим карандашом.
Учитель спросил, почему она выбрала синий? Оказалось, что у девочки не было зелёного карандаша, а когда она попросила у подруги, то та поставила столько условий, что всякое желание брать у неё пропало.
Я помню финальную фразу этого рассказа, произнесённую учителем: «Надо так давать, чтобы можно было взять!».
Вспомнив это, я призадумалась — а мы, взрослые, усвоили тот урок? Вот я, считаю себя христианкой. Как я отношусь к тем, кто нуждается в моей помощи? А ещё важнее — как отношусь к тем, кому хочу помочь?
И, неожиданно для себя, поняла, что в ходе доброделания, у меня появляется какое-то внутренне чувство покровительства. Начинаешь смотреть на человека «с высока», как на подопечного.
Вот, попросила у меня подруга денег на покупку стиральной машины. Так я уже составила представление, какая именно машина ей нужна. И начинаю давать советы относительно выбора модели. Продавливаю свое мнение. А когда чувствую, что она не слушает, внутри даже оскорбляюсь.
Выходит, возвышаюсь над человеком, которому благодетельствую, как будто получаю над ним власть. А возвышаясь, соответственно, принижаю его. Я пытаюсь управлять ситуацией, ожидая, что меня будут слушать. А если точнее сказать, слушаться.
История со стиральной машиной — лишь единичный пример. Сколько бывает более значимых ситуаций, когда помогаешь человеку: устроиться на работу, найти врача или даже обрести свою половинку. И дальше уже стремишься направлять или управлять.
Видимо и по этой причине сам Господь заповедал нам не помнить о своих благодеяниях, говоря — «..Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ....» Давать взаймы и не ждать возврата. Не ждать и бонусов. Чтобы мы не впадали в любоначалие, в иллюзию власти над другим. А если бы Господь напомнил нам о всех его благодеяниях в наш адрес?
И, если задуматься, сколько же мы должны нашим родителям, если вдруг посчитаться, кто в кого сколько вложил. Даже страшно становится от неподъемности такого «груза».
Все Господь предусмотрел. Обо всем нас предупредил. Важно делать добро ближнему, как Самому Христу. Одному из малых сил ради Христа, как Ему самому. И так отдавать, чтобы тот мог взять. Без всяких условий.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение