Часто бывает так, что, прежде безразличный к чужому горю, человек вдруг резко меняется, когда беда постучится в его собственную дверь. Московский купец Герасим Иванович Хлудов, наследник крупного текстильного бизнеса и потомок знаменитой купеческой династии, имел славу скупого и чёрствого человека, интересующегося лишь собственной выгодой и готового извлекать её любыми средствами. Работники заводов Герасима Хлудова не могли похвастаться хорошими условиями труда и заботой хозяина.
Так было вплоть до рокового события в жизни Герасима Ивановича: в возрасте двадцати одного года внезапно умер его единственный, горячо любимый сын Павел. У Хлудова было четыре дочери, однако он мечтал о наследнике, и буквально души не чаял в долгожданном сыне. Трагедия перевернула мировоззрение Герасима Хлудова и превратила прижимистого купца в щедрого благотворителя и филантропа.
После похорон сына, Герасим Иванович приобрел участок в полтора гектара на берегу реки Яузы, в СыромЯтниках. Здесь он решил основать Дом призрения для бедных. Точнее, не просто дом, а целый благотворительный городок. На эти цели он выделил пятьсот тысяч рублей. Однако здоровье его после смерти сына сильно пошатнулось. Опасаясь не завершить начатое дело, Герасим Хлудов составил особое завещание, где давались чёткие указания по поводу его благотворительного проекта. Дому призрения он завещал, помимо уже вложенных им в дело полумиллиона, еще двести тысяч рублей, а также открыл специальный вклад, проценты с которого должны были обеспечивать текущие расходы.
Через год Герасима Хлудова не стало. Всё, завещанное им, было в точности выполнено: в Сыромятниках открылся Дом призрения для бедных с богадельней на восемьдесят мест, сотней бесплатных квартир для вдов с сиротами, и большим домОвым храмом.
Дочери Герасима Ивановича продолжили дело, начатое их отцом. Александра Герасимовна пожертвовала сто тысяч, на которые в городке были возведены ещё несколько бесплатных жилых домов. Клавдия Герасимовна выделила такую же сумму на открытие бесплатного народного училища для проживающих в городке сирот. Прасковья Герасимовна выделила средства на постройку бесплатной больницы - «Отделения для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи». На её же пожертвования было открыто бесплатное женское ремесленное училище и ещё один жилой дом для бедных, проведено электричество на территорию Городка.
Таким образом, в тысяча девятьсот тринадцатом году в благотворительном городке на Яузе проживало пятьсот семьдесят вдов с детьми. Более сотни стариков находились в богадельне. В ремесленном училище обучались шестьдесят девочек, а в начальной школе – девяносто пять мальчиков. И образование, и проживание вместе с питанием для жителей Дома призрения были бесплатными.
Грянувшая через несколько лет октябрьская революция провозгласила громкие лозунги о всеобщем благоденствии. При этом хлудовский Городок на Яузе был национализирован под нужды нового государства, а населявшим его вдовам, сиротам и старикам взамен предложили «светлое будущее» - правда, уже без крова и пропитания.
Но память о Герасиме Ивановиче Хлудове, несмотря на все усилия, советской власти, стереть не удалось. Его и сегодня помнят, как человека, кардинально изменившего свою жизнь, благодаря чему изменились к лучшему и жизни сотен людей вокруг.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема