Династия промышленников Прохоровых от поколения к поколению приумножала свой капитал. Миллионы радовали семью - они давали возможность заниматься благотворительностью. «Живите не для богатства, а для Бога», - завещал наследникам основатель династии Василий Прохоров.
Василий Иванович - выходец из крепостных - не получил образования. Его университеты – им же созданная знаменитая московская Трёхгорная мануфактура. А до её появления Василий занимался пивоварением. Семья Прохоровых была религиозной, и Василия смущал характер его занятий. Да и жена постоянно говорила, что она не может молиться об успехе дела, которое спаивает и разоряет людей. Василий продал пивоварню и вложил деньги в организацию ситценабивной мастерской.
Дело пошло в гору, Прохоров расширил его и открыл уже фабрику – Трёхгорную мануфактуру. В России тогда почти не занимались производством ситца, но именно на это и поставил Василий: у него не было конкурентов. Ткани шли нарасхват, и Прохоров стал уважаемым купцом. Его зауважали ещё больше, когда он занялся благотворительностью. Василий построил в городе два дома для престарелых и приют для детей. А заботясь о рабочих своей фабрики, организовал для них медицинский кабинет.
У Прохорова была огромная семья - десять своих и несколько приёмных детей. Но только один из наследников – сын Тимофей, по мнению Василия Ивановича, мог занять его место на фабрике. Во время войны 1812 года отец устроил сыну экзамен на прочность. Когда французы подошли к Москве, Василий Иванович спас свои ткани, отправив Тимофея торговать ими в провинцию. Несмотря на трудное для страны время, юноша сумел продать всё до последней нитки. Отец понял: из сына выйдет толковый коммерсант и передал ему мануфактуру. Тимофею было тогда 17 лет.
Он вырос на фабрике, хорошо знал рабочих и приходил в ужас от уровня их образования. Первым делом Тимофей стал учить работников грамоте. Но безусого мальчишку никто и слушать не захотел. Тогда Тимофей подошёл к проблеме с другой стороны. Рассудив, что будущее фабрики зависит от квалифицированных рабочих, он решил обучать не взрослых, а детей и открыл первую в Европе ремесленную школу. Днём ученики постигали азы разных профессий, а вечерами осваивали науки. На экзамены Прохоров приглашал других фабрикантов и те поражались успехам, которые делали дети. По окончании школы никто из них не хотел покидать фабрику.
При Тимофее Васильевиче на предприятии установилась железная дисциплина. О пьянстве или сквернословии не было и речи – Прохоров строго следил за нравственным обликом своих подчинённых. Но и заботился о них по-отечески. На фабрике был самый короткий в России рабочий день, по праздникам и выходным люди отдыхали. Тимофей Васильевич построил родильный дом, больницу, детский сад, дом для престарелых и школу для девочек. И первый в стране рабочий театр.
Трёхгорная мануфактура процветала. На выставках она завоёвывала медали. Сами же Прохоровы «за попечение о рабочих» получили благодарность от императора Николая Первого, право изображать на своих товарах российский герб и потомственное почётное гражданство.
Тимофей Васильевич одно время служил судьёй и был озабочен судьбой заключённых. Его особой болью стали дети арестантов. Педагоги школы Прохорова приезжали к ним давать уроки, а приходской священник вёл занятия по Закону Божию. Стараниями Прохорова для заключённых стали проводить богослужения. Он же построил для арестантов храм.
Тимофей Васильевич всегда предпочитал слову дело. А дела были таковы, что современники называли Прохорова самым передовым человеком своего времени. Он оставил после себя замечательный труд «О богатении», в котором писал, что богатство допустимо иметь только в том случае, если оно используется на помощь людям. Тимофей Прохоров не думал о наградах. Считал: лучшая награда для того, кто творит добрые дела - это прочувствованное понимание того, что он живёт «в Боге».
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.