Адрес храма Космы и Дамиана что в Старых Панех:
109012, Москва, Старопанский пер., дом 4, стр.2,
Храм расположен между Богоявленском переулком и Большим Черкасским переулком.
Схема проезда:
Контакты:
109012, Москва, Старопанский пер., дом 2-4,
+7 (495) 624–42–82,
e-mail: admin@kd.dscloud.mobi.
Адрес сайта: http://kd.dscloud.mobi/
«В настоящее время церковь представляет собой маловыразительный, несимметричный объём, расположенный в плотном окружении поздней многоэтажной застройки, выступающий на красную линию переулка северным фасадом».
Вот так вот скучно написано в одном из источников. Ну… может быть, с точки зрения градостроителей оно и так…
И все-таки я бы сказал по-другому.
Церковь Космы и Дамиана, что в Старых Панех – удивительное творение рук человеческих. Маленькая церквушка, зажатая меж двух больших домов, необыкновенно уютная, с красными кирпичными стенами и редчайшим двухшатровым завершением четверика, то есть основного объема здания четырехугольной формы.
Деревянный храм стоял на этом месте с 1468 года. То есть фактически - вдумайтесь! - более полутысячелетия назад. Правда, каменное здание несколько младше – его поставили здесь в 1564-м. И освятили в честь Космы и Дамиана, которые в русском народе известны как Кузьма и Демьян, покровители огня и кузнечного дела. Кстати, на заметку молодоженам - Кузьма с Демьяном помогали молодым выковывать семейные узы. Ну, и для порядку в хозяйстве они еще считались врачевателями и защищали домашнюю птицу.
Название «в Старых Панех» церковь получила по когда-то существовавшему здесь урочищу «Старые Паны», где располагался польский панский двор, торговое и дипломатическое представительство Польши. А поскольку рядом с церковью находилась еще и слобода патриарших певчих, то часто к названию церкви добавляли «в Певчей слободе» или в «Старой Певчей». По приделу же Успения Божией Матери ее еще называли Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Старой Певчей.
Поговаривают, кстати, что именно в этой церкви венчался Иоанн Грозный со своею шестою женой Василисой Мелентьевной.
Парадокс, но в 1926-27 годах храм реставрировали. Занимался этим архитектор Дмитрий Петрович Сухов, кстати, главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля.
Однако вскоре храм закрыли, а в 1930 году практически все плоды трудов Сухова уничтожили. Зачем, кому это понадобилось – непонятно… загадка…
Однако уже в наше время, после возвращения храма церкви, его вновь восстановили, следуя суховскому проекту.
Китай-город. Старопанский переулок, 4.
Церковь святых Космы и Дамиана.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема