Адрес храма Космы и Дамиана что в Старых Панех:
109012, Москва, Старопанский пер., дом 4, стр.2,
Храм расположен между Богоявленском переулком и Большим Черкасским переулком.
Схема проезда:
Контакты:
109012, Москва, Старопанский пер., дом 2-4,
+7 (495) 624–42–82,
e-mail: admin@kd.dscloud.mobi.
Адрес сайта: http://kd.dscloud.mobi/
«В настоящее время церковь представляет собой маловыразительный, несимметричный объём, расположенный в плотном окружении поздней многоэтажной застройки, выступающий на красную линию переулка северным фасадом».
Вот так вот скучно написано в одном из источников. Ну… может быть, с точки зрения градостроителей оно и так…
И все-таки я бы сказал по-другому.
Церковь Космы и Дамиана, что в Старых Панех – удивительное творение рук человеческих. Маленькая церквушка, зажатая меж двух больших домов, необыкновенно уютная, с красными кирпичными стенами и редчайшим двухшатровым завершением четверика, то есть основного объема здания четырехугольной формы.
Деревянный храм стоял на этом месте с 1468 года. То есть фактически - вдумайтесь! - более полутысячелетия назад. Правда, каменное здание несколько младше – его поставили здесь в 1564-м. И освятили в честь Космы и Дамиана, которые в русском народе известны как Кузьма и Демьян, покровители огня и кузнечного дела. Кстати, на заметку молодоженам - Кузьма с Демьяном помогали молодым выковывать семейные узы. Ну, и для порядку в хозяйстве они еще считались врачевателями и защищали домашнюю птицу.
Название «в Старых Панех» церковь получила по когда-то существовавшему здесь урочищу «Старые Паны», где располагался польский панский двор, торговое и дипломатическое представительство Польши. А поскольку рядом с церковью находилась еще и слобода патриарших певчих, то часто к названию церкви добавляли «в Певчей слободе» или в «Старой Певчей». По приделу же Успения Божией Матери ее еще называли Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Старой Певчей.
Поговаривают, кстати, что именно в этой церкви венчался Иоанн Грозный со своею шестою женой Василисой Мелентьевной.
Парадокс, но в 1926-27 годах храм реставрировали. Занимался этим архитектор Дмитрий Петрович Сухов, кстати, главный архитектор-реставратор памятников Московского Кремля.
Однако вскоре храм закрыли, а в 1930 году практически все плоды трудов Сухова уничтожили. Зачем, кому это понадобилось – непонятно… загадка…
Однако уже в наше время, после возвращения храма церкви, его вновь восстановили, следуя суховскому проекту.
Китай-город. Старопанский переулок, 4.
Церковь святых Космы и Дамиана.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема