
Сегодня 27 сентября. Преставление Святителя Иоанна Златоуста, отошедшего ко Господу в 407 году.
О его почитании, — священник Николай Яковлев.
Николаус Фридрих Торет. «Нахождение Моисея»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Машенька! На прогулку?
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Да, погода отличная, надоело дома сидеть! Ой, а что это вы несёте такое большое? Наверное, опять новую картину приобрели?
— Да, Машенька, картину. Точнее, репродукцию. Но очень хорошую и, главное, редкую. Это настоящая находка!
— Что же это за картина такая? Что на ней изображено?
— Ты знаешь, Машенька, а на картине... тоже находка! Удивительная, чудесная, необыкновенная. Если тебе интересно, давай присядем на скамейку, и всё как следует рассмотрим.
— Конечно интересно! Картина-находка, на которой изображена находка... Разворачивайте её скорее!
— Вот, Машенька. Это работа немецкого мастера Николауса Фридриха Торета. Середина 19-го века. Называется она «Нахождение Моисея». Кстати, оригинал находится в России, в экспозиции Иркутского художественного музея.
— Моисей? Тот самый, из Библии?
— Да-да, библейский пророк Моисей, которому Бог даровал скрижали с десятью заповедями.
— Так он и есть — находка? А почему?
— Представь себе: Египет, примерно 14-й век до Рождества Христова. Еврейский народ тогда находился в рабстве у фараона. Однажды, опасаясь, что евреи приумножатся и поднимут восстание, фараон приказал истребить всех еврейских новорождённых. И вот, одна из женщин по имени Йохаведа, чтобы спасти своего малыша от гибели, положила его в тростниковую корзину и пустила по реке Нил.
— Это был Моисей, да?
— Да, это был Моисей. Воды Нила принесли корзину прямо ко дворцу фараона. Младенца увидела царская дочь. Она приказала слугам достать ребёнка из воды. Посмотри, Машенька, именно этот момент Николаус Фридрих Торет изобразил на своём полотне «Нахождение Моисея».
— Точно! Вот человек, опустившись на колено, подаёт корзину женщине в красной накидке — наверное, это и есть дочь фараона. Красивая! Она протягивает руки к младенцу. А рядом замерли в умилении служанки. Кажется, все они очень рады неожиданной находке!
— Древние египтяне верили: всё, что приносит Нил — это дар свыше. Впрочем, так ведь оно и было. По воле Господа Моисея нашла именно дочь фараона. Она спасла младенца и взяла его на воспитание. Во дворце египетского царя вырос богоизбранный защитник и вождь еврейского народа, который в конце концов вывел его из плена в Землю обетованную.
— Мне почему-то кажется, что пейзаж на картине не очень похож на египетский...
— А это объясняется очень просто. Вряд ли художник когда-нибудь сам бывал в Египте — в середине 19-го столетия такое путешествие было трудным и опасным. Поэтому библейский сюжет он, скорее всего, трактовал в знакомых ему реалиях. Действие картины разворачивается на фоне вполне европейского пейзажа. Хотя, надо отдать живописцу должное — кое-какие экзотические детали он всё-таки добавил. На первом плане картины можно рассмотреть тропические папоротники и цветы.
— А на заднем плане — мост! Такой крепкий, основательный.
— И, кстати тоже — типичный для Европы 19-го века. Николаус Фридрих Торет был не только живописцем, но и архитектором. Он участвовал в самых крупных архитектурных проектах своего времени — реставрации Веймарского замка и Штейнхардского театра. Поэтому строения на его полотнах и выглядят так внушительно и реалистично.
— А ведь получается, художник, сам того не ведая, подчеркнул, что история Моисея остаётся важной во все времена. Ведь 10 заповедей мы соблюдаем независимо от того, в каком месте и в какую эпоху живём.
— Очень интересная и глубокая мысль, Машенька!
— Андрей Борисович, а вот вы сказали, что оригинал картины — в Иркутске. Как он туда попал?
— Полотно преподнёс в дар Иркутскому художественному музею известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский.
— А теперь его репродукция есть и у вас в коллекции!
— Да, Машенька, вот и у меня случилось «Нахождение Моисея»!
— С находкой вас, Андрей Борисович! И спасибо за то, что так интересно о ней рассказали!
Картину Николауса Фридриха Торета «Нахождение Моисея» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Иванов. «Вид на Старобазарную площадь в Рязани»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрей, хочу тебе признаться: когда ты сегодня предложил пойти в Рязанский художественный музей, я подумала: сколько раз уже здесь бывала! А вот сейчас хожу с тобой по залам, и понимаю, что многие полотна, кажется, вижу впервые!
— Скажу тебе так, Аллочка: даже знакомые картины всякий раз раскрываются перед нами новыми гранями. Вот, например, эту работу художника Николая Степановича Иванова я очень хорошо знаю. И всё равно не могу пройти мимо. Перед нею хочется остановиться и долго рассматривать.
— Давай, Андрюша, так и сделаем. Потому что эту картину я точно раньше не видела. Прекрасный зимний городской пейзаж! Как она называется?
— Название у неё очень простое: «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
— Так это Рязань! Но что-то я не припоминаю здесь такую площадь...
— Ну, разумеется. Николай Иванов написал полотно в середине 19-го столетия. А площадь переименовали после известных событий 1917-го года — сейчас она называется Площадь 26-ти Бакинских комиссаров.
— Правда, это она?! Но ведь там сейчас всё совершенно по-другому! Обычный жилой микрорайон, пятиэтажки... А на картине — храмы. Какие они красивые на фоне светлого зимнего неба...
— Да, великолепный храмовый ансамбль... Федотьевская часовня — вот она, на первом плане, квадратная, низенькая. Храм Симеона Столпника — с зелёной крышей и колокольней с высоким шпилем. А красноватая колокольня с колоннами, которая виднеется поодаль — это Воскресенский храм. Увы, Аллочка, ни одна из этих церквей до наших дней не сохранилась. Все они были разрушены в советские богоборческие годы.
— Как жаль! И в то же время, как здорово, что художник сохранил для нас эту красоту на своём полотне. Рисунок почти фотографический, можно разглядеть мельчайшие детали. При этом видно, с какими искренними чувствами писал он этот городской пейзаж. Наверное, живописец очень любил Рязань.
— Да, для Николая Степановича Иванова Рязанская земля стала по-настоящему родной, хотя появился на свет он не здесь, а в Москве, в 1816-м году. После окончания Московской рисовальной школы графа Строганова, Иванов получил должность учителя рисования в Рязанской мужской гимназии и прослужил там 37 лет.
— Работа, по-видимому, не мешала искусству?
— Совсем не мешала. За годы жизни в Рязани Иванов создал множество полотен. Его работы пользовались успехом. Например, «Вид на Старобазарную площадь» в своё время приобрёл у автора купец Антонов — городской голова, известный благотворитель и коллекционер. А уже после 1917-го года из его частной коллекции картина попала в местный художественный музей.
— Кстати, на сайте музея я прочитала, что художник Иван Пожалостин, в честь которого он назван, был учеником Николая Степановича Иванова.
— И наверняка перенял у своего учителя частицу его мастерства. Ведь Иванов — настоящий мастер. На первый взгляд картина кажется обычным парадным «открыточным видом». Но вглядись в неё внимательнее — и ощутишь настроение зимнего дня. Почувствуешь в воздухе скорое приближение весны — снег кое-где уже подтаял, небо ясное. И услышишь перезвон колоколов, плывущий над площадью.
— Соглашусь с тобой, Андрюша: полотно действительно живёт, дышит атмосферой старой Рязани.
— Ну, а вид на нём, действительно один из самых красивых и известных. И часто попадал на открытки.
— Кстати, когда будем уходить, давай заглянем в музейную лавку. Может быть, у них есть открытка с репродукцией картины. Хочется увезти с собой этот кусочек старой Рязани...
— Он всегда будет ждать нас здесь, на полотне художника Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани».
Картину Николая Иванова «Вид на Старобазарную площадь в Рязани» можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Барченков. «Улица Кирова»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Маша!
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Как хорошо, что вы дома! Очень нужна ваша помощь...
— Помогу с радостью, если смогу, конечно. Да что это мы на пороге стоим — проходи по-соседски, расскажи, в чём дело.
— Мы с классом в субботу едем на экскурсию в Сергиев Посад...
— Это же здорово!
— Здорово! Только вот перед этим нам задали написать сочинение по какой-нибудь картине, посвящённой городу. Любой, на выбор. А какую выбрать, я и не знаю... Поможете определиться?
— Что ж, давай посмотрим... Где-то у меня был номер старого журнала «Художник» с большой подборкой репродукций на тему Загорска — так в советское время назывался Сергиев Посад. Вот он, нашёл! Возьми-ка, полистай. Может, что-то понравится.
— Вот эта картина замечательная! Такая солнечная, яркая, радостная.
— Да, прекрасная картина. Это полотно художника Николая Барченкова, называется «Улица Кирова». Кстати, она экспонируется в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
— Кирова — это одна из улиц города?
— Совершенно верно. Одна из центральных и самых протяжённых.
— Да-а? Хотя, вообще-то, на картине по дороге едет пассажирский автобус... Но если бы художник не изобразил эту деталь, то я бы никогда не подумала, что улица — центральная. Кажется, что нарисована тихая окраина. Старые деревянные домики, занесённые высокими сугробами обочины...
— Таков Сергиев Посад! Николай Барченков написал картину «Улица Кирова» в 1981-м году. Но там и сейчас, пожалуй, мало что изменилось. Такая же тихая улочка, дышащая стариной.
— Название-то у неё вроде бы не слишком старинное...
— Улицу переименовали после 1917-го года. Тогда же и Сергиев Посад стал называться Загорском. А до революции нынешняя улица Кирова носила название Долго-Дмитровская. Долго — потому что была одной из самых протяжённых. А Дмитровская — потому что шла по направлению к городу Дмитрову. Это была оживлённая торговая улица. На ней располагались купеческие лавочки, магазины. Многие дома сохранились до наших дней.
— А сам художник случайно, родом не из Сергиева Посада?
— Да, Николай Иванович Барченков родился там в 1918-м году. Кстати, его часто называют «певцом Загорска». Любимому городу он посвятил множество полотен.
— Я так и думала! Прямо чувствуется, что на картине живописец изобразил родной уголок. И детали, как бы это сказать — домашние, что ли. Кормушка на дереве перед домом, забавный лопоухий пёс на дорожке.
— Ты права, Машенька! Николай Иванович говорил, что никогда не писал того, чего не чувствовал сердцем. А знаешь, ведь он в 16 лет, перед самым поступлением в художественное училище, лишился правой руки. Но не отчаялся — за год переучился рисовать левой. И стал одним из выдающихся представителей русской классической живописи ХХ века.
— Вот это сила духа!
— Может быть, именно поэтому Барченков так тонко умел видеть прекрасное в обыденном. Его картины как будто призывают остановиться, посмотреть вокруг, и поблагодарить жизнь за то, что она есть.
— Смотрите, Андрей Борисович! Картина — ещё и своеобразный навигатор! На ней видно, что по улице Кирова можно дойти до Троице-Сергиевой лавры. Это ведь её синие купола и колокольня виднеются вдали? Яркое солнце играет на них.
— Да, в конце улицы величественно возвышается над городом древняя обитель преподобного Сергия Радонежского. Посмотри, как интересно: Лавра вроде бы находится на самом дальнем плане картины. И даже выписана не очень чётко. И всё-таки именно она является центром полотна, как с технической, так и с эмоциональной точки зрения. Художник как будто хочет сказать: меняется время, названия улиц и городов. И только одно вечно надо всем этим — Бог...
— Сколько глубины в таком, казалось бы, простом пейзаже!..
— Что ж, совсем скоро ты сможешь всё увидеть своими глазами.
— С нетерпением жду субботы! А пока побегу домой — писать сочинение по картине Николая Барченкова «Улица Кирова»! Спасибо вам за помощь, Андрей Борисович!
— Всегда рад, Машенька! Интересной тебе поездки и ангела-хранителя в дорогу!
Картину Николая Барченкова «Улица Кирова» можно увидеть в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России