
В 5-й главе Первого Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Извергните развращенного из среды вас».
Об общении с людьми, склонными к блудному греху, — митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан.
30 октября. Об истории Иконы Божией Матери «Избавительница»
Сегодня 30 октября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Избавительница».
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Этот чудесный образ был принесён в конце XIX века в Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе со святой горы Афон. Прежде он находился у одного из подвижников святой горы, иеромонаха Феодула. И этот подвижник молился перед этим образом. Впоследствии благоволил к тому, чтобы этот образ был перенесён в наш русский монастырь в горах Кавказа.
В этой обители празднование особое в честь этой иконы было установлено на 17 октября по старому стилю в благодарное воспоминание чудесного спасения Александра III со всем семейством в этот день. Оказалось, что накануне происшедшего железнодорожного происшествия катастрофического царская семья в полном составе заезжала помолиться пред этой иконой в Симоно-Кананитский монастырь и, в частности, этой святой иконе, и усердно молилась перед ней.
Потому вплоть до 1924 года эта икона Матери Божией «Избавительница» пребывала там, и память её свершалась в день чудного избавления царского семейства в этой катастрофе от смерти.
Икона эта напоминает канон образа Божией Матери «Одигитрия», когда свободной рукой Матерь Божия указывает на Божественного Своего Сына, а на левой руке Сам Господь располагается, обращая к Своей Пречистой Матери и благословляющую десницу, и взор Свой.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 октября. О важности сохранения исторической памяти

Сегодня 30 октября. День памяти жертв политических репрессий.
О важности сохранения исторической памяти во избежание повторения трагических событий прошлого — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Как такое могло произойти, когда дети одной страны, соседи, сослуживцы преследовали и убивали друг друга? Каким образом грандиозная идея построить мир свободным и справедливым привела к крови и беззаконию? В то время люди мечтали о мире без эксплуатации, без бедности, без войны. О мире, где наука решит все проблемы и исцелит все болезни. Но мечта для многих обернулась кошмаром.
В чём была ошибка? Не в том ли, что люди стремились построить гуманное и справедливое общество, отвергнув духовные основы человеческой жизни, и поставив нравственность в положение подчинённой идеологии, что и привело к оправданию несправедливости и к жестокости на пути построения светлого будущего?
Опасность отхода общества от нравственных норм ведёт к кризисам. Эту точку зрения разделяют представители всех традиционных религий России, между последователями которых репрессивная машина не делала различий.
И сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если вновь, в стремлении к таковому будущему, уже под влиянием новых идеологий, станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия.
Нынешнее поколение не имеет права на повторение исторических ошибок. Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить мирную, справедливую и благополучную жизнь. А потому и трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряжённости. А осуждение террора не должно из нравственного акта превращаться в политический ритуал.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 95. Богослужебные чтения
Откуда в нашей душе появляется дух уныния и печали и что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в псалме 95-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Только что прозвучавший псалом в сокращённом виде присутствует в библейской книге Паралипоменон. Здесь в одном из эпизодов повествуется о том, как царь Давид перенёс ковчег Завета в Иерусалим. При этом воспевались хвалебные песни. Одной из них и был 95-й псалом. По содержанию это радостный гимн. Он проникнут настроением веселья. Псалмопевец приглашает войти в эту радость всю Вселенную: «Да веселя́тся небеса́ и да торжеству́ет земля́», — возглашает он. И сам указывает на причину такого бурного ликования: «Госпо́дь ца́рствует! Господь идёт судить землю».
Вот она основная идея псалма! Настоящая жизнерадостность возможна только перед лицом Божьим. То есть лишь тогда, когда в нашей душе на первом месте Бог. Когда мы в Нём ощущаем опору и утешение. Тогда уныние и печаль, которые посещают нас, не задерживаются в нашем сердце надолго. Ведь эти состояния возникают, когда мы всем нутром, всеми своими чувствами и мыслями прилепились к какому-то предмету, однако по какой-то причине не можем им обладать в полноте. Так, например, молодой человек страдает от неразделённой любви или сребролюбец от того, что теряет деньги. Казалось бы, какие разные случаи. Да, случаи действительно разные, однако источник страданий и печали один. В сердце нет Бога. А то, чему я покланяюсь, к чему я привязался, меня предало. И теперь мне пусто.
Поэтому и выход из этого унылого состояния один — перестать поклоняться всем этим суррогатным божкам. Замечательно пишет об этом преподобный Нил Синайский: «Не печалится воздержанный, что не достал снеди; целомудренный, что не улучил срамного непотребства; негневливый, что не удалось отомстить; смиренномудрый, что лишён человеческой почести; нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе такие пожелания, — поэтому и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела».
Чтобы приблизиться к такому духовному состоянию, которое описал святой Нил Синайский, важно ответить на вопрос, как же погасить эту жажду обладать тем, что я желаю? Опыт святых Православной Церкви подсказывает, что борьба со страстями ради борьбы ни к чему не приводит. В таком случае человек остаётся предоставленным самому себе. И его сражение со своими тёмными привязанностями — это всё равно что потуги вытащить самого себя из болота за волосы. От одного пристрастия избавился, на его месте выросло два других. И так до бесконечности. Поэтому побеждаем мы свои немощи не тогда, когда сосредоточены на них. А тогда, когда во всех делах стараемся найти и исполнить волю Божию. Воплотить в жизнь Его заповеди о служении ближним. В этом случае мы ставим Бога в центр своей жизни. И Он уже Сам наводит порядок в нашем сердце. Он знает, как это сделать. От нас требуется на первых порах научиться всё своё внимание отдавать Ему. Думать о Нём. И о том, как Он бы поступил на моём месте. Лишь в случае подобной сосредоточенности на Боге наша борьба с духом печали и уныния пойдёт в нужном направлении. Мы всё больше и больше будем исполняться той тихой радости, которую у нас никто и никогда не сможет отнять.







