Прошел год, как в Торжке совершилось страшное злодеяние: на пиру поссорились два наместника города, князь Георгий и князь Симеон. Георгий зарубил Симеона, а потом убил и его жену, княгиню Иулианию. Тело же княгини убийца приказал бросить в реку. Возмущенные жители изгнали преступника из города. И вот, спустя год, по берегу реки шел некий крестьянин и увидел на песчаной отмели человеческое тело. Это была богато одетая женщина, в которой мужчина узнал убиенную княгиню. Тело мученицы оказалось нетленным. Крестьянин позвал клир и священника, тело княгини перенесли в город и торжественно погребли у южных дверей Преображенского собора. При этом многие больные исцелились от своих недугов. Так, Господь всему миру открыл святость благоверной княгини Иулиании.
Княгиня Иулиания была супругой вяземского князя Симеона, служившего князю Георгию Смоленскому. Когда литовцы взяли Смоленск, князь Георгий бежал в Новгород. Симеон с супругой сопровождали своего господина и верно служили ему. В Смоленске, в плену у литовцев, осталась жена Георгия. Тот не спешил выручать супругу, а отправился к Московскому князю с просьбой принять его на службу и дать в удел какой-нибудь город. Симеон не отставал от своего старшего князя, и их обоих отправили наместниками в Торжок. Князья между собой поделили город пополам и мирно стали управлять им.
Смоленский князь, живя в одиночестве, скоро заметил, что жена его верного друга необыкновенно хороша собой и умна. Он не сумел побороть искушение, и приступил к княгине с грехо̀вными речами:
"В Священном Писании сказано - нехорошо человеку быть одному. Смотри, княгиня, нет у меня супруги, и я тоскую в одиночестве. Не буду говорить я тебе, что серебра̀ и злата у меня больше, чем у твоего мужа. Вижу, что не прельстить тебя этим. Но подумай – разве может он любить тебя сильнее, чем я люблю?! Вся кровь во мне вскипает...".
"Замолчи, князь! Или ты не христианин?! Как я могу оставить живого мужа и пойти к тебе? Могу ли я осквернить чистое супружеское ложе? Лучше мне умереть, чем согласиться на такое дурное дело, лучше погубить тело свое, чем душу.".
Но блудная страсть вконец одолела несчастного князя. Понимая, что верная жена никогда не оставит мужа, он решился на страшное злодейство. У себя в тереме Георгий устроил пир, куда пригласил и Симеона с женой. Иулиания, чуя беду, уговаривала мужа не ходить на этот праздник, но постеснялась рассказать ему о своём разговоре с Георгием. И беда случилась. Во время пира пьяный хозяин набросился на своего гостя и убил его на глазах у Иулиании. Тут же он попытался силой заставить княгиню стать его женой. Но Иулиания ударила насильника ножом и выбежала во двор, пытаясь спастись. Во дворе разъярённый князь нагнал беглянку и убил её. Похоть и гнев настолько помрачили разум злодея, что он запретил даже хоронить тело страдалицы, а приказал выбросить его в реку.
Потрясенные этим злодеянием, жители Торжка изгнали преступника из своего города. Терзаемый совестью и всеми осуждаемый, убийца два года скитался по русской земле. Пробовал он жить и в Золотой Орде, но и там не находил покоя. И, наверное, совсем бы пропал этот несчастный, если бы святая Иулиания не простила своего мучителя и не умолила за него Господа. Перед смертью Георгий принес глубокое покаяние и принял монашеский постриг.
Благоверную же княгиню Иулианию, погибшую, ради сохранения супружеской верности, Церковь причислила к лику святых.
Колокольчик

Фото: Piqsels
Было угрюмое, дождливое осеннее утро. Быстрым шагом я направлялся в сторону автобусной остановки. Почти что бежал, старательно прячась под большим зонтом от моросящего дождя. Казалось, в тот момент абсолютно всё вокруг было серым — небо, дома, лица прохожих. Окружающие звуки сливались в единый однообразный гул.
И вдруг — звон. Лёгкий, высокий, вдохновенный. Я пригляделся.
Впереди, в нескольких метрах от меня, на крыльце магазина стоял мальчик в ярком дождевике. В руках у него был маленький колокольчик. Он размахивал им, будто дирижировал этим утром. Люди шли мимо, но почти всё обращали внимание на необычный звук. Кто-то улыбался, кто-то просто смотрел.
Я остановился на секунду. И сердце вдруг наполнилось трогательными воспоминаниями. Летние каникулы у бабули в деревне. Ароматная сладкая клубника прямо с грядки, купание в прохладной реке, бабушкины сказки на ночь. И воскресный колокольный звон, созывающий нас на службу. Вот так звук маленького колокольчика неожиданно вернул меня в детство, добавил тепла и света в это хмурое утро. И оно перестало быть хмурым.
Текст Максим Шатовкин читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Количество или качество

Фото: Piqsels
Как-то перед началом рабочего дня я решила попить кофе в любимом скверике возле офиса. Через час должно было начаться совещание, на котором надо обсудить — какую стратегию развития выбрать: направить ресурсы фирмы на улучшение качества продукции или сделать ставку на количество?
Присела на скамейку возле детской площадки, где играли дети и стала размышлять. В этот момент мой взгляд остановился на здании храма недалеко от сквера. Купол будто раздавал всем вокруг лучи тёплого утреннего солнца. Я вдруг прошептала: «Господи, укажи мне путь...».
Посидела ещё минут десять, и уже собралась уходить. Но тут моё внимание привлекли две девочки в песочнице. Обе лепили куличики. Первая делала их медленно и старательно, а вторая — быстро лепила один за другим. Конечно, у первой куличики получались более аккуратными и красивыми, но, приблизившись, я заметила нечто удивительное.
Куличики, которые делала вторая девочка становились всё лучше и лучше. В итоге, её последние творения выглядели аккуратнее, чем те, которые делала другая девочка. Она поняла, что нужно использовать более влажный песок, её движения становились более ловкими, и в ход пошла лопатка для утрамбовки. В общем, ребёнок учитывал свои ошибки и исправлял их на ходу.
В офис я вернулась с предложением. И в итоге, выбранная стратегия, которая строилась на улучшении качества, стала выигрышной.
Текст Клим Палеха читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе
Зонтик

Фото: Piqsels
Еду на работу в переполненном людьми автобусе. Кто-то громко возмущается из-за тесноты, другие поддерживают эту тему. Стараюсь не поддаться ворчливому настроению попутчиков. Смотрю на улицу через стекло салона. Дождь в декабре... Что ж, и такое бывает. В сумке у меня — зонтик, я всегда смотрю перед выходом из дома прогноз погоды.
Громкоговоритель объявляет остановку — моя станция метро, и я с большинством пассажиров выхожу на встречу дождю. Тут и там раздаются щелчки — это зонтики раскрываются над головами людей. Вот совсем рядом у женщины в пальто распустилась в руках бордовая хризантема. Чуть дальше щёлкнул рыжий детский зони — подосиновик, под которым спряталась девочка со школьным ранцем. Открываю свой, и жёлтое солнышко загорается над моей головой. Цвет выбран не случайно, я давно заметила, что вещи жёлтого цвета поднимают настроение. Моё состояние — моя ответственность. Каким бы хмурым ни было небо, всегда можно воспользоваться зонтом, что заботливо укроет тебя от непогоды.
Дороги от автобусной остановки до станции метро как раз хватает, чтобы снова прочесть по памяти молитву Оптинских старцев из утреннего правила. Смысл её слов наполняет спокойствием. Где-то в сердце загорается невидимый согревающий огонёк. Вот и раскрылся мой зонтик от душевных невзгод. Ведь что бы ни случилось, Бог рядом.
Текст Екатерина Миловидова читает Алёна Сергеева
Все выпуски программы Утро в прозе












