
Сегодня 19 марта. Церковь чтит Икону Богородицы «Благодатное Небо».
О её иконографии — священник Стахий Колотвин.
У нас есть три основных типа иконографии Пресвятой Богородицы. «Умиление» — Младенец Христос, ему пришли поклониться пастухи. «Одигитрия» — когда уже выросший Младенец, но он сидит на коленях, и Богородица указывает на него, как на Царя неба и земли, и ему, как Царю неба и земли, поклоняются волхвы. Есть икона Божьей Матери «Знамение», где Богородица стоит и возносит свои руки вслед Христу, который на Святой Елеонской горе покидает наш мир и сидит одесную Бога и Отца. Если мы посмотрим на икону Божьей Матери «Благодатное небо», то мы увидим некоторое творческое соединение двух последних иконописных типов. Потому что, если мы возьмем поясное изображение, то это будет «Одигитрия», путеводительница. Вот подросший младенец Христос, вот он уже как Царь и судья мира, вот Богородица на него указывает. Но нет этой сцены председания перед волхвами. Наоборот, Пресвятая Богородица уже стоит, стоит как на иконе Божьей Матери «Знамение» Оранта. Таким образом, не нарушается церковный канон. И то, и другое соединяется. В жизни Богородица, когда она покидает юдоль смертную, когда она сама уже по успении находится со своим возлюбленным сыном. И поэтому на небесах, что и знаменует ее именование «Благодатное небо», Пресвятая Богородица уже рядом с Богом Младенцем Христом, Царем, ей не нужно возносить руки вверх, чтобы быть рядом с Ним. И она, как поется, превыше небес.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 140. Богослужебные чтения

Если вы утром в среду или пятницу Великим постом пришли в храм, вы обязательно услышите очень трогательное, хватающее за душу песнопение во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров. В центр храма выходят певчие — священник тихо кадит в алтаре — и они поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Это слова из 140-го псалма, которые часто исполняются за богослужением — и, конечно, не только постом. Давайте послушаем весь псалом.
Псалом 140.
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Весь 140-й псалом, который мы только что слушали, вращается вокруг образа жертвы — воскуривания ладана перед жертвенником в Иерусалимском храме. Давид просит Бога, чтобы его молитва была такой же желанной, так же беспрепятственно поднималась к Небесам, как дым от ладана возносится ввысь. И именно этот образ Православная Церковь взяла за основу целого блока богослужебных песнопений — так называемых стихир на «Господи, воззвах».
Но почему именно этот образ — сжигаемого ладана — так глубоко вошёл в саму ткань богослужебной жизни? Давайте разбираться.
Воскуривание благовоний было одним из древнейших религиозных обрядов для всех религий: и на Ближнем Востоке, и в греко-римском мире, и в Азии и Африке на протяжении тысячелетий сохранялась практика окуривания дымом из благоуханных смол и трав — везде, конечно же, с определёнными отличиями и спецификой. Но центральная идея — точнее, архетип — оставался единым: огонь вместе с благовониями производит какое-то очень глубинное и важное воздействие на человека, причём именно в плане его «разворота» в сторону к Божественному.
Мне очень хочется предложить вам внимательно вслушаться в размышления французского феноменолога Гастона Башляра, которые, на мой взгляд, многое объясняют в этом вопросе. Вот что он пишет: «Огонь — это нечто глубоко личное и универсальное. Он живёт в сердце. Он живёт в небесах. Он вырывается из глубин вещества наружу, как дар любви. Он прячется в недрах материи, тлея под спудом, как затаённая ненависть и жажда мести. Из всех явлений он один столь очевидно наделён свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Это кухонный очаг и апокалипсис. Он доставляет радость ребёнку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он даёт блаженство и требует почтительности. Это божество, охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира».
Интересно, не правда ли? Особенно то, что слова Башляра — раскрытие одного из незаписанных изречений — Христа: «Кто близ Меня — тот близ огня: кто далеко от Меня — тот далеко от Царствия!»
Псалом 140. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 140. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 140. На струнах Псалтири
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
«Юный пекарь»

Фото: ANTONI SHKRABA production / Pexels
Когда кто-то из покупателей просит в магазине подать ему «Книгу жалоб и предложений», ничего хорошего продавцам это, как правило, не сулит. Но сегодня утром пожилая женщина, которая каждый день покупает свежие ароматные булочки в супермаркете возле дома, сделала в книге короткую запись: «Спасибо пекарю за отличную работу!» И пекарь, сероглазый паренёк Коля, разулыбался: «Спасибо вам!»
Коля мечтает стать физиком, после школы пошёл учиться, но заочно. Мама растила его одна, нужно ей помогать материально. Вот и устроился пекарем. Только вот не пропекались булочки у Коли в первые дни, хотя и подгорали снаружи. Начал молиться будущий физик, чтобы Бог ему помог. А ещё стал изучать процессы, что происходят с тестом, — и научился так температуру регулировать, что румяные и пышные изделия теперь всем на радость выходят! И внутри вкусно, и снаружи красиво!
А как приятно будет маме, когда вечером Коля расскажет ей о благодарности, что получил в свой адрес от старушки!
Он аккуратно помещает в печь поднос с булочками и тихонько молится, чтобы и в этот раз всё получилось хорошо.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе