Я не люблю читать новости, но очень благодарен тем, кто их делает. Я не люблю, когда кто-то в соцсетях говорит гадости о Церкви, но все равно благодарен тому, кто их говорит. Я не люблю, когда о Церкви гадости говорит тот, кто ничего о Церкви не знает, и все равно я благодарен ему за эти слова. Потому что все они заставляют меня снова и снова почувствовать, что главное в Церкви — совсем не то, что о ней говорят в новостях. Главное в ней — Христос.
Читая новости и их обсуждение в блогах, я иногда чувствую себя как маленький ребенок, потерявший на вокзале родителей. Вокруг — большой недружелюбный мир. Какой-нибудь загорелый мужик в линялой майке пройдет и с размаху толкнет своей грубой холщевой сумкой. Слева — палатка с шаурмой, из нее невкусно пахнет бурым мясом. Справа — у лестницы сидит семья цыган, один из них внимательно на меня смотрит. За спиной — ряд припаркованных машин, за ними дорога, на которой гудят машины. Лениво бродит полиция. По громкой связи объявляют поезда. А у меня в этот момент — одна мысль, одна сокровенная мечта: исчезнуть, чтобы этот мир вдруг перестал меня окружать, и прижаться к родителям. Они-то защитят.
И хотя это фантазии, в реальности для меня происходит нечто похожее. Я открываю фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) — и там… Знакомый моего знакомого публикует сделанный в фотошопе коллаж на Патриарха, считая свою шутку смешной. Другой знакомый знакомого оставляет под эти коллажем многозначительный комментарий из двух слов: «Да уж…» Третий знакомый выражает свою мысль более содержательно — например: «Я про них все уже давно понял». Четвертый с явным чувством морального превосходства пишет: «А чему Вы удивляетесь?» Пятый не выдерживает мирного тона беседы и начинает требовать личных извинений Патриарха. Я в такие моменты нахожусь на грани отчаяния: ведь они умные люди, почему же про Церковь надо писать глупости. Рука тянется что-то написать от себя, но потом думаешь: а зачем? Все равно никого ни в чем не убежишь, только спровоцируешь… И вот смотрю это — и у меня только одна мысль, одна сокровенная мечта: прижаться ко Христу. Ухватиться за край его светлой одежды и никуда не выпускать. Чтобы мир вокруг перестал быть таким, какой он есть. К счастью, эта мечта вполне осуществима. Я выключаю компьютер и иду в Церковь. И делаю в это с чувством глубокой благодарности тем, кто обсуждает новости о Церкви в соцсетях. Чем больше они ругаются — тем сильнее ко мне подступает отчаяние. А значит, тем больше я чувствую, что успокоение найду только во Христе.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







