
В 14-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ради пищи не разрушай дела Божия».
О делах Божьих — священник Родион Петриков.
В римской христианской церкви существовало различие во взглядах по вопросу о том, дозволительно ли для христианина вкушать мясо и пить вино. Некоторые христиане считали необходимым воздерживаться от того и другого, и считали нужным освящать некоторые дни особым постом. В то же время другие считали бесполезными все такие ограничения христианской свободы. Апостол Павел, взирая со стороны, учит не осуждать и не превозноситься первых над вторыми. Пусть сильные пожалеют слабых и помнят о том, что те также искуплены Господом дорогою ценой, и что все христиане составляют собой Единое Царство Христово. И каждый христианин обязан поддерживать его, жертвуя своими личными желаниями и интересами.
Человек — есть дело Божие. И еще дело Божие состоит в том, чтобы дать ему новую жизнь здесь и вечную жизнь в Царствии Божием. Пища тоже дело Божие. Однако не человек для пищи, но пища для человека. И в этом большая разница.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 7. Богослужебные чтения

7-й псалом Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, — небольшая вершина айсберга. Если познакомиться с контекстом этого псалма — можно не сомневаться, что на его основе получился бы очень увлекательный... шпионский детектив. Но сначала давайте послушаем сам псалом.
Псалом 7.
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова.
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, —
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоём; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, —
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Итак, что же «шпионского» вокруг этого искреннего, полного глубоких душевных переживаний, псалма? В надписании псалма упоминается о некоем «деле Хуса» — говоря современным языком, целой спецоперации, успешно проведённой Давидом.
Я буду опираться на толкование святителя Иоанна Златоуста, где он подробно разъясняет — следуя тексту 2-й Книги Царств — что же именно произошло. Авессалом, сын Давида, поднял мятеж против своего отца и захватил Иерусалим. Вот как эмоционально пишет Златоуст: «Если он не хотел уважать Давида как отца, то должен был бы уважить его как старца; если не уважал седины, то должен был бы постыдиться его как благодетеля; если и не за это, то должен был бы постыдиться его как не сделавшего ему никакой обиды; но страсть властолюбия изгнала из него всякий стыд и из человека сделала зверем». Среди советников Авессалома был Ахитофел — бывший приближённый Давида, известный своим острым умом и стратегическим мышлением. Давид, узнав об измене, молился Богу: «Господи, разрушь совет Ахитофела!» (2 Цар. 15:31). В ответ на эту молитву Бог использовал Хусия Архийца — другого советника Давида. Хусий остался верным Давиду, даже когда политическая ситуация развернулась против него и очень многие перешли на сторону его сына-бунтаря. Хусий согласился сыграть роль двойного агента. Он отправился к Авессалому, притворившись, что поддерживает его, но на самом деле с целью узнать, что же именно замышляет Ахитофел. Неожиданно он оказывается участником военного совещания, где царь-узурпатор спрашивает его мнение. Казалось бы, беспроигрышный вариант скорейшего нападения на Давида, предложенный опытным Ахитофелом, невозможно переиграть. Но Бог даёт такую силу словам Хусии, что царь быстро соглашается с его мнением — даже не допуская никаких сомнений и возражений. В итоге Авессалом откладывает нападение, что даёт Давиду время собрать войска, подготовиться — и самому напасть на бунтовщиков с полным их разгромом.
«Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадёт на его темя». Речь здесь именно про Ахитофела — некогда ближайшего соратника и советника Давида, ставшего предателем. Его судьба была точным исполнением поговорки: «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь!»
Вот про это и будем всегда помнить, дорогие друзья: какими бы изощрёнными в человеческой хитрости ни были бы попытки обойти Божию правду — она всё равно восторжествует!
Псалом 7. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 7. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 7. На струнах Псалтири
1 Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу
по делу Хуса, из племени Вениаминова
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю;
спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не исторгнет он, подобно льву, души моей,
терзая, когда нет избавляющего (и спасающего).
4 Господи, Боже мой! если я что сделал;
если есть неправда в руках моих;
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, —
я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом:
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет;
пусть втопчет в землю жизнь мою,
и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоем;
подвигнись против неистовства врагов моих,
пробудись для меня на суд, который Ты заповедал.
8 Сонм людей станет вокруг Тебя;
над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы.
Суди меня, Господи, по правде моей
и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых,
а праведника подкрепи;
ибо Ты испытуешь сердца и утробы,
праведный Боже.
11 Щит мой в Боге,
спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, (крепкий и долготерпеливый,)
и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч,
напрягает лук Свой и направляет его;
14 приготовляет для него сосуды смерти,
стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, нечестивый зачал неправду,
был чреват злобою,
и родил себе ложь.
16 Рыл ров, и выкопал его,
и упал в яму, которую приготовил.
17 Злоба его обратится на его голову,
и злодейство его упадет на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его,
и пою имени Господа Всевышнего.
1 марта. О значении перенесения митрополичьей кафедры из Владимира в столицу в 1325 году

Сегодня 1 марта. В этот день в 1325 году Митрополит Пётр перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
О значении события — протоиерей Михаил Самохин.
Ко времени, о котором мы вспоминаем, к XIV веку образовалось до 15 разных, зачастую враждовавших между собою русских княжеств. Только одна сила объединяла всю нашу страну — Русская Православная Церковь. Только одна сила могла примирить враждующих князей, только одна сила могла объединить русский народ против внешних врагов — это была Русская Церковь. Только единство молитвы создавало единство Руси. И вот, когда митрополит Пётр столкнулся с тем, что угроза Орды становилась всё чаще, всё жёстче, и Гордынская становилась всё суровее, он принимает решение из Владимира, который находился под ударом монгольский орд, перенести столицу вглубь, в леса, туда, где её легче было защитить. И выбор стоял между Тверью и Москвой. И вот святитель Пётр совершил тот выбор, который повлиял на всю историю нашей страны. Он определил место будущей столицы. Он своим решением перенёс митрополитчую кафедру именно туда. Оставаясь киевским митрополитом формально, оставаясь митрополитом всея Руси, столицей митрополитчей кафедры, он сделал Москву. Так Москва и стала столицей Руси. Отрадно отметить, что именно с духовной столицы началась столица нашей Родины. Отрадно отметить, что место это выбрано именно святителем по воле и промыслу Божию. Дай Бог, чтобы наша столица и впредь оставалась прежде всего духовной столицей нашей Родины.
Все выпуски программы Актуальная тема