Весной 1551 года Иван Грозный завоевал и присоединил к русским землям Казань. Там была учреждена новая епа̀рхия – Каза̀нская. Еще не ѝзбранному Казанскому архиепѝскопу предстоял огромный труд по христианскому просвещѐнию новых земель. Поэтому его решили избра̀ть весьма необычным способом – через жрѐбий.
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
- Труд, равный апо̀стольскому, предстоит Казанскому архипа̀стырю. Нужно избрать самого достойного!
АРХИЕРЕИ:
- Вспомним святых апо̀столов! Как они после Вознесѐния Го̀спода по жрѐбию избира̀ли себе место служения, так поступим и мы!
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
- Напишѝте имена самых достойных, положим их в алтарѐ на престо̀л и помолимся!
После молитвы Московский Митрополит взял с престо̀ла листок с именем. Там было написано: «Гу̀рий, игумен Селижа̀ровский».
Небогатый дворянѝн Григо̀рий Руго̀тин, урожѐнец знаменитого села Ра̀донеж, не знал и не вѐдал, какой высокий жребий ожидает его. Он служил управля̀ющим у богатого князя Пенько̀ва. Бу̀дучи добрым христианѝном, Григорий исправно нес службу, работал на совесть. Его честность служила укором другим слу̀гам, и они оклевета̀ли молодого управляющего, обвинѝв его в любовной свя̀зи с княгиней. Разгневанный князь даже не стал производить расследования, и запер ни в чем не повѝнного Григо̀рия в подвале. Однажды к маленькому окошку в стене темницы сумел пробраться друг Григория, и стал его утеша̀ть. На это страдалец ответил:
ГРИГОРИЙ:
Знаешь, дру̀же, сначала я сильно ропта̀л, безвѝнно сидя здесь взапертѝ на холодном полу̀. Но потом подумал: а ведь му̀ченики терпели гораздо бо̀льшее, будучи святыми. Для моей же грешной души здесь самое место.
ДРУГ:
Но ведь холод и сырость погубят твое тело!
ГРИГОРИЙ:
Напротив, для тела в моем положении я тоже вижу пользу. На воле мне приходилось обу̀здывать его, и прилага̀ть к этому немало усилий. Темнѝца же избавила меня от всех соблазнов пло̀ти и помогает молитвой и покаянием готовиться к вечности. А для чего же еще жить на земле, как не для этого?
ДРУГ:
Позволь мне хотя бы приносѝть тебе более сы̀тную пищу!
ГРИГОРИЙ:
Благодарю, но еды мне здесь хватает. О друго̀м тебя попрошу: приноси мне чернила и бумагу. Я всегда мечтал учить детей грамоте, и вот, похо̀же, Бог дал мне возможность этим заняться.
Теперь кроме молитвы у Григория в его темнице появилось еще одно дело: он стал писа̀ть маленькие азбуки для обучения детей чтению. Друг продавал их на рынке. Вырученные деньги он по распоряжению Григория раздавал нищим.
Григорий дал обет: если получится живым выбраться из заточения, стать монахом. Освободившись, он остался верен своему намерению: взял с собой только икону Бо̀жией Ма̀тери, и отправился в Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь Московской губѐрнии где и стал послу̀шником. Вскоре его пострѝгли в монашество с именем Гу̀рий. Прошло время, за благочестивую жизнь его поставили игу̀меном монастыря. Девять лет Гурий был старшим над бра̀тией, но из-за болезни ушел на покой и жил здесь же в монастыре простым монахом. Однако, от настоя̀тельских трудов ему удалось отдохнуть недолго: спустя два года Гурий прѝнял на себя управление Селижа̀ровым монастырем в Тверско̀й епа̀рхии. Отсюда он и отправился в Москву, внезапно вызванный митрополѝтом Мака̀рием по важному делу.
И вот снова в жизни Гурия случился внезапный поворот: из настоятеля небольшого монастыря он стал Казанским архиепископом. Но и тут он больше всего заботился о своем любимом деле – просвещѐнии.
Даже в путешествии на свою епѝскопскую ка̀федру Гурий проявил себя как миссионѐр. Из Москвы он отправился в путь на корабле, и в каждом городе, где останавливался, молился в храмах и проповѐдовал. Продолжил он свою проповедь и в Каза̀ни. Каждый воскресный и праздничный день архиерѐй неизмѐнно обращался к своей па̀стве с наставлением в христиа̀нской жизни. Служѐние святѝтеля было очень трудным и опасным. Иновѐрцы, жившие на вновь присоединённых зѐмлях, относились к Церкви враждебно. Все свои силы Гу̀рий направил на то, чтобы в его епа̀рхии царили мир и любовь, и не было столкновений между людьми, исповѐдовавшими разную веру. Чтобы миссионѐрское дело развивалось успешнее, святѝтель основал школу, где детей учили читать, писать и понимать Свящѐнное Писа̀ние.
За те восемь лет, что святитель возглавля̀л Каза̀нскую епа̀рхию, было построено четыре монастыря, при каждом из которых работала школа. Когда архиепѝскоп тяжело заболел и уже не мог сам ходить, его до самой смерти по праздникам приносили в храм, где он продолжал проповедовать народу:
ГУРИЙ:
Братья! Да будет вам известно, что силы души растут по мере того, как ущемля̀ется тело. Не бойтесь страданий, потому что время нашей жизни – это время подвига. Все вознаграждѐние мы получим в будущем. Но небесные радости будут дарованы только тому, кто трудился ради них на земле. А какими они будут, мы можем узнать уже и сейчас. Ведь и сейчас бывают у нас на сердце минуты радости и умилѐния, и это только слабый о̀тблеск благ, ожидающих тех, кто на земле возжела̀л Нѐба.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.