22 сентября отмечается всемирный день благодарности. Наверное, Вы замечали, что некоторые люди спокойны, уверенны и счастливы, хотя их жизнь их бедна и трудна; некоторые внешне богаты и благополучны, но унылы и несчастны. Почему? Потому что счастливыми или несчастными нас делает то, что внутри нас — некоторые привычки души, которые делают нас счастливыми или несчастными. Духовная жизнь предполагает внимание к этим привычкам, осознание того, что некоторые из них следует искоренять, а некоторые, наоборот, развивать. Это как с нашим физическим здоровьем — нам следует отвыкать от курения и фаст-фуда и привыкать к упражнениям и здоровой пище. Чем больше мы будем преуспевать в этом, тем лучше мы будем себя чувствовать.
И вот одна из важнейших привычек души — это благодарение. Ропот, ворчание и недовольство — грехи, от которых наша жизнь неизбежно будет приходить во все больший упадок. Обиды и гневные претензии к окружающему миру полностью, совершенно бесплодны. Никто не собирается платить по счетам, которые вы предъявляете. Хуже того, даже если бы наши претензии были как-то удовлетворены, мы бы немедленно стали ворчать и роптать из-за того, что не получили больше. Человек, недовольный отсутствием велосипеда, получив его, будет с тем же обиженным видом требовать мотоцикл, потом машину, потом шикарную машину, потом еще более шикарную машину, потом самолет, потом яхту — оставаясь все это время безнадежно несчастным.
Неблагодарный человек неспособен обрадоваться никакому дару. Он всегда будет — с горечью и обидой — считать себя обделенным. Ему всегда будет казаться, что ему недодали положенного, ущемили, обошли. Он может быть окружен самой теплой, самой искренней любовью и заботой, осыпан самыми щедрыми дарами — и быть озлобленным и несчастным.
До тех пор, пока он не обратится — и не научится благодарить за то, что у него есть. Благодарность открывает глаза на милость Бога и доброту людей. Мы замечаем любовь и заботу, которой мы окружены — и благодарим людей и Бога.
Мы понимаем, что каждый день — это дар Бога. Солнечный свет, вкус простой пищи, облака на голубом небе или звезды на черном — все это дары, которыми мы щедро осыпаны. Мы признаем их — и благодарим их Подателя.
Мы вверим, что Бог уготовал нам вечную радость — и благодарим. Мы видим, как промысел Божий действует в нашей жизни через людей, верующих и неверующих — и благодарим их. В глубине сердца мы понимаем, что привычка к благодарности сделает нас более спокойными и счастливыми — но что-то внутри нас ей противится. Что именно? Это называется гордыня — нежелание признать себя получателями милости, существами слабыми, зависимыми и нуждающимися в других.
Но гордыня не дает ничего, кроме временного и вечного несчастья. Мы — действительно получатели милости. Мы признаем это. Мы благодарны.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»