Волжский. Церковь Рождества Христова

Волжский. Церковь Рождества ХристоваВозле слияния рек Волга и Сок, всего в 34-х километрах от Самары, стоит Царев Курган. По преданию, он получил свое название после того, как Петр Первый во время своего похода в Дербент отдыхал на этом месте и любовался окрестностями. Петр Первый собственноручно выдолбил на плоской каменной плите, на вершине кургана, следующую надпись: «Петр I, год 1722 от Рождества Христова». Через 46 лет на кургане побывала императрица Екатерина Вторая. Надписей о своём посещении не оставила. И также известно, что Царев курган посещали Иван Грозный и Владимир Ильич Ленин. Один гораздо раньше Петра I, второй – гораздо позже.
Как ни странно, название села Большая Царёвщина, находящегося у подножия кургана, не связано с ним. Да и основано оно было на 20 лет раньше приезда Петра I, в 1702 году. Это название связывается с переселенцами из одноименного села Царёвщина Пензенского уезда.
Конечно же, центром любого поселения в те времена являлся храм. Храм Рождества Христова бывшего села Большая Царёвщина, ныне посёлка Волжский был, возведён в 1833 году старанием местной помещицы действительной тайной советницы Елизаветы Васильевны Дашковой. Храм каменный, построен в стиле русского классицизма. Архитектор достоверно неизвестен, но предположительно им может быть либо архитектор Коринфский, либо знаменитый архитектор Стасов.
Практически ничего не известно о священнослужителях первых лет после открытия храма. Но в 1867 году, указом Священного Синода всем настоятелям вменялось в обязанность вести ежегодную церковно-приходскую летопись. Так благодаря чудом сохранившейся летописи прихода, до нас и дошли ценные сведения о прошлом, как самого Храма Рождества Христова, так и села Большая Царёвщина.
Особой страницей в истории храма является служение священномученика Константина Сухова. Отец Константин был назначен в Царевщину в 1896. Царевщинцы всегда отличались нерадением, как к службе, так и к Храму. Крестьяне не дали даже лошадь для переезда священника. Всем настоятелям приходилось с ними не просто. Но когда отца Константина через 3 года перевели в другой приход, царевщинские крестьяне отправили делегацию к владыке с просьбой вернуть его обратно. Через полгода он уже снова служил в Царёвщине. Сами прихожане назначили ему жалование в 200 рублей в год, что было для них удивительным поступком.
Храм был закрыт в 1931 году. Пытались использовать его, в частности, как зернохранилище. По воспоминаниям одной из прихожанок храма, которая в то время работала по приёмке и хранению зерна, само зерно отличного качества, элитное засыпали непосредственно в алтарь. Но ни в один год зерно сохранить не удавалось. Почти сразу, как его засыпали, зерно начинало “гореть”, то есть портится. Приезжали комиссии, проверяли состояние помещения, делали замеры. Всё указывало на хорошее состояние. А зерно каждый год пропадало. Никто не подумал о промысле Божьем и о чуде, происходящем на глазах. Просто закрыли зернохранилище. Чрез некоторое время здание было заброшено.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка...