У нас в гостях был кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии священник Валерий Духанин.
Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и значении этого дня, а также о том, что и откуда известно о жизни Божьей Матери.
В. Емельянов
— Здравствуйте, это программа «Светлый вечер». В студии ее ведущие — Владимир Емельянов...
А. Пичугин
— ...Алексей Пичугин, здравствуйте.
В. Емельянов
— 28 августа мы отмечаем Успение Пресвятой Богородицы. Это праздник. Вот, казалось бы, странно, что Успение — и, казалось бы, речь идет совсем не о праздничных вещах, и, тем не менее, в нашей христианской традиции этот день именуется праздником. Вот обсудить эти и многие другие вопросы мы сегодня пригласили нашего сегодняшнего собеседника — иерея Валерия Духанина, кандидата богословия, проректора по учебной работе Николо-Угрешской Духовной семинарии. Здравствуйте, добрый вечер!
Иерей В. Духанин
— Здравствуйте.
В. Емельянов
— Итак, отец Валерий, почему это праздник, хотя повод, казалось бы, не совсем радостный?
Иерей В. Духанин
— Да, действительно. Вот вначале поясню, что... Вы-то по-славянски назвали, да? — Успение? И обычно это соотносится и понимается как смерть, да? То есть расставание с жизнью, с теми благами, которые наполняют наше земное бытие. Но ведь на самом деле этот праздник не зря получил в народе еще такое название, как «Богородичная Пасха». Потому что на самом деле, если мы углубимся в суть этого праздника, то он говорит нам не о смерти, а о жизни и о том, что Пресвятая Богородица вовсе, так сказать... ее жизнь трагические не оборвалась, а Она перешла в Царство Божие, и даже Ее тело обрело нетление и, согласно преданию, было воскрешено. То есть на самом деле это праздник, который всегда вселял в народ какую-то особую отраду. У русских людей это был один из самых любимых праздников. И, кстати, первый храм на Руси после Крещения, когда князь Владимир крестил Русь, то первый соборный храм, то есть главный храм — он еще называется «десятинный», десятинная церковь — ведь этот храм был посвящен именно Успению Пресвятой Богородицы.
А. Пичугин
— Да, десятинная церковь Киева — она еще до Крещения Руси возникла.
Иерей В. Духанин
— Ну, это есть вот такие сведения, скажем так.
А. Пичугин
— Ну, даже археологические данные.
Иерей В. Духанин
— Не буду спорить, но, по крайней мере, при Крещении, когда мы обрели именно свою митрополию, то эта церковь была выделена как главная церковь Русской Православной митрополии в составе Константинопольс
А. Пичугин
— Ну, и мы можем вспомним вообще самые значимые соборы для Древней Руси — это будет Успенский собор Владимира, это будет Успенский собор Кремля, Успенские соборы в других городах.
Иерей В. Духанин
— Свято-Троицкой Сергиевой лавры Успенский собор, да.
А. Пичугин
— Успенский, да. А что самое любопытное — ведь откуда мы вообще знаем о конце земной жизни Богородицы? В Евангелии об этом ни в одном не сказано, по крайней мере, в синоптических, то есть тех, которые мы считаем каноническими, основными.
Иерей В. Духанин
— Да, вот это очень интересный вопрос. Ну конечно, мы говорим, что мы опираемся на древнее церковное предание. Но на какое именно? От V века сохранились, например, некоторые повествования — их оставил патриарх Ювеналий Иерусалимский. И там есть еще ряд тоже других, некоторых древних повествований, которые передают, как происходили эти события. Ну, правда, там, сразу говорю, есть некоторые расхождения в деталях. С чем это связано? Когда одно событие рассказывается разными людьми, и вот они передают друг другу, то потихоньку может накапливаться разница в деталях. Но суть излагается одна и та же. В чем заключается эта суть? В том, что Пресвятая Богородица жила еще, так сказать...
А. Пичугин
— ...довольно длительное время после Воскресения Христова.
Иерей В. Духанин
— Да, после Воскресения и Вознесения Господа Иисуса Христа. Иногда даже приводятся такие данные, где-то мне встречалась цифра, что Пресвятая Богородица прожила 72 года...
А. Пичугин
— После?
Иерей В. Духанин
— Нет, вообще, в целом, и земной мир покинула в 57-м году по Рождестве Христовом. Потому что, на самом деле, Рождество Христово... Вот Благовещение Рождеству Христову состоялось, когда Пресвятой Деве было не так много лет — 15 лет всего лишь навсего. И об этом говорят очень многие древние источники — по 15-летнем возрасте.
В. Емельянов
— Но для той поры это был вполне себе такой нормальный детородный возраст.
Иерей В. Духанин
— Да. И потом, конечно, и римское право, и, в общем-то, законы древних евреев уже позволяли в таком возрасте вполне вступать в брак, рождать детей. А что касается именно Успения Пресвятой Богородицы, ну, что мы знаем? То, что Божья Матерь долгое время жила в Святой Земле — в Иерусалиме. Потом иудеи начали воздвигать гонения на христиан, и Пресвятая Богородица вынуждена была вместе с апостолом Иоанном Богословом уехать в Малую Азию, в город Эфес. Теперь это Турция. Этот город — там ведутся археологические раскопки, и даже где-то показывают предполагаемое место, где могли проживать апостол Иоанн Богослов и Пресвятая Дева. Ну, а почему именно с ним? Я думаю, наши радиослушатели, которые читали Евангелие, помнят, что Спаситель, будучи на Кресте...
А. Пичугин
— ...поручил заботу о своей Матери любимому ученику.
Иерей В. Духанин
— Да. И, таким образом, именно апостол Иоанн должен был и заботился о Пресвятой Деве. Долгое время находились там. Но потом все-таки они вернулись в Святую Землю, в Иерусалим — видимо, из-за того, что накал вот этих гонений прошел. И наступил такой момент, когда Пресвятая Богородица получила весть Свыше, что земной ее путь завершается и скоро Она перейдет уже в иной мир. И вот дальше, согласно преданию, говорится, что особым божественным действием апостолы собрались у Пресвятой Богородицы... Ведь они проповедовали в разных странах, находились среди самых разных народов, но предание говорит так, что они чудесным образом были перенесены к Божьей Матери, и нам сейчас это может показаться чем-то таким сказочно-легенда
И вот дальше что мы узнаем из этой истории? Что один из апостолов... Ну, конечно, такая интересная параллель с евангельским повествованием о Воскресении Христа... Вот апостол Фома отсутствовал во время Успения Божьей Матери. И когда он прибыл, то настолько он огорчился вот этим событием, что попросил, чтобы было ему показано место, где покоится тело Пресвятой Богородицы. А положили ее в Гефсимании — это сад на западном склоне Елеонской горы. И там уже была пещера ведь. У евреев, по традиции древней, хоронили в пещерах, которые высекали из скал.
А. Пичугин
— Ну да.
Иерей В. Духанин
— И было такое тоже предание, что там уже покоились тела родителей Святой Девы — то есть Иоакима и Анны. А также тело Иосифа-обручника
А. Пичугин
— Напомним, дорогие слушатели, что сегодня мы в преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы беседуем об этом празднике со священником Валерием Духаниным, кандидатом богословия, проректором по учебной работе Николо-Угрешской семинарии.
В. Емельянов
— Отец Валерий, но меня вот все-таки не оставляет вопрос, а почему об этом событии не написал ни один из евангелистов?
Иерей В. Духанин
— Ну, ответ очевиден. Дело в том, что ведь все Евангелия фокусируются на Христе, на том, что совершил самый главный Господь Иисус Христос. А Он искупил грехи людей на Кресте, и Он воскрес. Поэтому Евангелие описывает, так сказать, жизнь Христа — и все. Воскресение, Вознесение — вот это главное, это центр истории человечества. То есть была история до Евангелия, ветхозаветная история. Вот в центре потом уже — евангельская история. А затем — ниспослание Святого Духа апостолам, и уже начинается Новозаветное время, в которое живем мы, и Дух Святой действует в Церкви. Апостолы не ставили целью описывать вообще все.
В. Емельянов
— Нет, ну, это такое событие, которое... ну, как...
А. Пичугин
— Магистральное!
В. Емельянов
— Магистральное! Как его не зафиксировать?
Иерей В. Духанин
— Ну, для нас это действительно так, потому что для нас дорого все, что связано с теми временами...
В. Емельянов
— Хотя бы просто один стих!
Иерей В. Духанин
— Но ведь евангелист Лука — он вообще что пишет? Что многие начали составлять повествования о бывших событиях, но сохранилось-то очень немногое!
А. Пичугин
— У нас есть все-таки не синоптические евангелия, а еще мы знаем какое-то количество текстов, которые не определены канонами Церкви, но, тем не менее, тоже есть.
Иерей В. Духанин
— Да. Ну, дело в том... Я вот Вам поясню — если уж так брать такую научную сторону, вот я, как преподаватель даже патрологии... То есть мы изучаем именно древнюю святоотеческую письменность, древнюю церковную письменность. А вот если очень такой простой факт, что от древнего времени сохранилось мало — ввиду просто каких-то многочисленных исторических катаклизмов, всевозможных переселений народов, завоеваний, пожаров, разрушений. И древнее время просто вот сохранили... Даже когда мы читаем про древнецерковных авторов и мы знаем, что они написали, из этого иногда сохранились какие-то отдельные фрагменты только или редкие произведения.
В. Емельянов
— То есть это в буквальном смысле слова крупицы?
Иерей В. Духанин
— Крупицы, да. То есть огромный пласт литературы того времени, который был тогда, просто погиб и все, его нет. Но были упомянуты апокрифические тексты, и, действительно, есть ряд — небольшой, правда, конечно, ряд — апокрифических евангелий, где Успение Божьей Матери как раз зафиксировано. Это так называемое Евангелие от Иоанна, но именно не то, которое вошло в Четвероевангелие
А. Пичугин
— А вот в том-то и дело, что до V, если я не ошибаюсь, века, о празднике Успения в церковной традиции речи не шло. А потом вдруг он появляется, и тут же вместе с ним появляется огромное количество подробностей произошедшего. Но только по прошествии более чем четырех столетий после тех событий.
Иерей В. Духанин
— Ну да, совершенно так и есть, в общем-то. То есть если мы будем читать, изучать эту письменность, то именно с V века появляется Успение как двунадесятый праздник и приводятся какие-то детали.
Но дело тут в чем? Во-первых, праздник... Вообще, не все праздники формировались-то сразу. То есть великие праздники, которые связаны с жизнью самого Христа, праздники, связанные с жизнью Божьей Матери, по преимуществу, начинают приобретать всеобщее значение с IV века, когда город Иерусалим был восстановлен благодаря святой царице Елене. Ведь до начала IV века это был, фактически, языческий город.
А. Пичугин
— Ну, он даже Иерусалимом-то не назывался.
Иерей В. Духанин
— Да, и с 70-го года, когда римляне захватили Иерусалим, он, фактически, выходит из христианской истории на два с половиной столетия. Поэтому, кстати, Иерусалимская церковь и не стала первой в диптихах. То есть вначале там Константинопольс
Фактически, с IV века, когда Святая Земля расчищается, когда обнаруживаются места Рождества Христова, Благовещения, Распятия и Воскресения Христова, тогда и появляются вот эти Великие 12 праздников, составившие круг нашего богослужебного года. И, соответственно, тогда начинают разыскивать какие-то тоже памятники, в которых что-то зафиксировано. То, что сохранилось от V века, оно, естественно, могло переписываться с IV века. Тут, я думаю, все объяснимо.
В. Емельянов
— И все-таки мне еще раз хотелось бы услышать Ваш ответ на вопрос, почему Успение Пресвятой Богородицы — столь любимый праздник у нас.
Иерей В. Духанин
— Да, именно потому, что в этом празднике... Вот Пресвятая Богородица — она воскресла, то есть она не мертва. Вот ее похоронили — и все, да? Она воскресла, она сказала: «Я с Вами во все дни до скончания века». Это значит что? Это значит то, что Божья Матерь — она действительно с нами, но при этом она в Небесном Царстве. А ведь на протяжении всей истории именно Божья Матерь всегда воспринималась, особенно православными христианами, как особенно близкая. Вот зайдите в любой дом — какую мы икону там увидим? Вот не всегда даже...
В. Емельянов
— В любом... В каждом доме — по-разному, я думаю.
Иерей В. Духанин
— Ну, по-разному, но власти...
А. Пичугин
— Ну, богородичная, скорее всего, будет.
В. Емельянов
— Ну вот у меня как раз «Успение Пресвятой Богородицы» дома.
Иерей В. Духанин
— Ну, я имею в виду, конечно же, не икону праздника Успения, а вообще образ Пресвятой Богородицы. То есть Божья Матерь всегда воспринималась как особо близкая к простым людям, потому что она понесла те же самые страдания, она видела, как страдает ее Сын. И страдания Пресвятой Девы, вот эти материнские страдания, они очень понятны...
В. Емельянов
— Но здесь, мне кажется, именно ключевое слово — «материнские страдания». Мы вообще очень любим пострадать.
Иерей В. Духанин
— Да, очень понятны всем нам. И когда мы переживаем о детях... Особенно мамам понятно. И поэтому на протяжении истории к Пресвятой Богородице обращались как к той, которая нас понимает в наших жизненных страданиях. И вот мы просим ее. Она сама нам — как наша небесная мама. Ведь когда ею был усыновлен апостол Иоанн Богослов, то, фактически, в лице апостола Иоанна Богослова и все христианство было усыновлено Божьей Матерью. И при этом она воскресла, она на Небесах, и она говорит, что она с нами во все дни до скончания века. То есть праздник Успения — это переход Пресвятой Богородицы в мир Небесный, где она ходатайствует о нас, где она выше всех ангелов, серафимов, херувимов, ближе всех к Богу, но при этом очень близка к нам. Вот почему этот праздник интуитивно чувствуется людьми, понимаете?
В. Емельянов
— Да.
Иерей В. Духанин
— Вот это не какие-то логические расчеты, а любой простой христианин, который приходит в храм, он внутреннее, сердцем воспринимает, что Пресвятая Богородица перешла туда, она вместе с Богом и она ближе всех к нам. И поэтому любая просьба к ней непременно будет услышана.
В. Емельянов
— Теперь такой вопрос. У многих на слуху выражение «Непорочное Зачатие». Православная Церковь говорит о непорочном зачатии Христа, а католики... Также в католицизме существует догмат о непорочном зачатии и самой Девы Марии. Почему Православная церковь этот догмат не принимает?
Иерей В. Духанин
— Да, ну, тут у нас получаются такие богословские вопросы. Ну, что же...
В. Емельянов
— Ну, почему же нет?
А. Пичугин
— Надо разбираться.
Иерей В. Духанин
— Хорошо. Готов пояснить. Дело в том, что... Вот, конечно, в католицизме — там шла такая логическая работа, и там считается так — что раз Христос родился без первородного греха, а Он воспринимает естество от Девы Марии, то, значит, так сказать, и сама Пресвятая Дева должна быть изъята из первородного греха. И поэтому католическое учение — оно было провозглашено на самом деле не так давно...
А. Пичугин
— В XVII веке...
Иерей В. Духанин
— Нет, в 1854 году. И там оно гласило, что «в силу особых заслуг Божьей Матери» — особых, так сказать, действием Святого Духа она была изъята из скверны первородного греха еще в зачатии, когда ее зачинали ее родители — Иоаким и Анна. И, соответственно, из этого что получалось? Что Пресвятая Дева чистым образом порождает Христа, но тогда отсюда выходит, что сама Божья Матерь не нуждается в искуплении. И получается, что она изъята как бы из всего удела общечеловеческог
В. Емельянов
— Да-да, это понятно. Вот, мне кажется, просто подробнее не нужно, потому что суть — она прозвучала. Смотрите тогда: почему тогда мы к святым обращаемся «Моли Бога о нас», а к Богородице — «Спаси нас»? То есть просьба идентичная — к самому Господу.
Иерей В. Духанин
— Верно, да. Потому что все святые, которые на Небе, которым мы молимся — и святитель Николай Чудотворец, и Преподобный Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и другие — это люди близкие к Богу. А Пресвятая Богородица — она Матерь Бога. И она родила Спасителя. То есть, в каком-то смысле, она причастна к тому спасению, которое совершает Христос. Во многом это, понимаете, такое, может быть, эмоциональное даже наше обращение. Когда мы испытываем тяжесть грехов или оказываемся в какой-то трудной ситуации, то мы обращаемся: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» То есть мы действительно ее выделяем — из-за чего? Ну, потому что ближе ее к Богу нет.
И более того, Вы знаете, какая вещь? Дело в том, что вообще материнство — это всегда очень глубокая внутренняя связь мамы и ребенка. Это то, что ни с чем не сравнимо — ни с дружбой, ни с любовью...
В. Емельянов
— Более того, это даже не дано, я думаю, испытать ни одному мужчине.
Иерей В. Духанин
— (Смеется.) Да. И вот представьте, что ведь Богородица — она стала Матерью Самого Бога, который воспринял от нее человеческую природу. И неужели мы думаем, что Бог просто воспользовался Пресвятой Девой как каким-то таким механическим средством, чтобы через нее родиться, и потом как бы оставил в стороне? Нет, вот эта особая внутренняя связь Пресвятой Девы и Христа как Спасителя остается. Вот вспомните из Евангелия самое первое чудо, которое совершил Христос. Он совершил это чудо на браке в Канне Галилейской, когда Божья Матерь попросила Христа, чтобы Он помог. Закончилось вино. Ведь какая-то обычная такая вот ситуация — земная абсолютно, которая даже к духовным вещам не имеет никакого отношения...
В. Емельянов
— «И пошли за второй».
Иерей В. Духанин
— И вот только потому, что Пресвятая Дева попросила Христа, Он совершает это чудо. Он ей уступает, как своей матери, и Он воду претворяет в вино. То есть любая просьба Пресвятой девы исполняется, и она, как Матерь Спасителя, нас тоже спасает. Вот почему мы, во многом, конечно, эмоционально, обращаемся к ней и говорим: «Пресвятая Богородица, спаси нас!»
В. Емельянов
— Спасибо за ответ! Иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской Духовной семинарии, у нас сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». А мы, ее ведущие Владимир Емельянов...
А. Пичугин
— ...Алексей Пичугин...
В. Емельянов
— ...давайте встретимся буквально через минуту.
Итак, мы снова в студии. Это программа «Светлый вечер». Ее ведущие — Владимир Емельянов...
А. Пичугин
— ...и Алексей Пичугин...
В. Емельянов
— И наш сегодняшний гость — иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии.
Отец Валерий, вот мы теперь о смерти говорим, что это не уничтожение, а сон. В самом слове «Успение» это слышится.
А. Пичугин
— Ну, мы же говорим про покойных людей «усопший».
В. Емельянов
— Именно поэтому нам, христианам, Церковь внушает безмерно не скорбеть, помня о том, как проходит сон и человек пробуждается, и так же будет в конце с нами всеми. Но пока... Но — пока. И все-таки, как нам относиться к факту смерти? С ужасом, с надеждой, с упованием на что-то лучшее?
Иерей В. Духанин
— Ну, вопрос такой, я бы сказал, жизненно важный, хотя вопрос не о жизни — о смерти. Ну, дело в чем? Дело в том, что...
В. Емельянов
— Как сказать!
А. Пичугин
— Он уже, скорее, выходит из плоскости богословия в такую житейскую, обычную, человеческую.
В. Емельянов
— А это и хорошо, мне кажется.
А. Пичугин
— Да.
Иерей В. Духанин
— Дело в том, что ужас и страх — он ничего не решает и ничего нормального человеку не дает. Если ты чрезмерно убиваешься, то ты просто теряешь силы для жизни. Ну да, Господь забрал человека, потому что вот так нужно, чтобы в этот момент наиболее человек как раз созрел для Вечности. Его душа забирается, но тебя-то Господь оставляет здесь. Поэтому чрезмерная скорбь, конечно, не богоугодна, она лишает человека вообще активности, жизненных сил и не дает ему реализовывать себя. Поэтому нужно, конечно, полностью это отложить(?) и всегда помнить, что смерть — это всего лишь переход. Вот когда дети, скажем, оставляют родителей и едут учиться куда-то, в каком-то смысле это тоже наступает смерть сложившимся отношениям. Или, скажем, родители воспитывали свою дочку, воспитывали, а тут она — раз! — и вышла замуж. Все, она не их. Она для них, в каком-то смысле, перестала существовать в прежнем ее понимании. Тоже происходит как бы смерть того, что было. Мы всегда расстаемся с чем-то. Бывает так, что и друзья расстаются — вынужденно или не вынужденно. И события какие-то поворачиваются так. И смерть — это всего лишь переход. Переход в иную жизнь, когда на время слагается тело. Тело как наше одеяние, когда мы носим какую-то одежду... А люди тоже ведь по-разному к одежде относятся. Вот некоторые аккуратно — и, так сказать, и почистят, и стараются где-то не замараться. И такая одежда — она без дыр и дольше служит. А кто-то живет так, что везде трется этой одеждой, задевает углами, в грязь падает. И она быстро изнашивается — он вынужден ее слагать. Вот то же самое и с нашим телом, к которому мы все по-разному относимся. И, соответственно, слагаем в разное время. Но слагаем его до определенного момента.
И тут же святые отцы — они все уже эти вопросы-то рассматривали и отвечали. Вот когда мы, скажем, просто засыпаем — ведь, в каком-то смысле, сон — это образ смерти. Почему? Потому что мы уходим в какую-то сферу забвения, отключаемся от минувшего дня. И утром мы вдруг — раз! — просыпаемся, и что-то новое — раз! — вот так, свеженькие такие, бодренькие... Ну, у всех по-разному, конечно, бывает...
В. Емельянов
— Да, действительно...
А. Пичугин
— Физиологи это вообще по-своему объяснят.
Иерей В. Духанин
— Ну, физиологи — да. Но я говорю о том, что психологи наблюдали, почему некоторые дети боятся засыпать. Именно потому, что сон воспринимается как своего рода как бы смерть. День прекращается, понимаете?
А. Пичугин
— Но ребенок же не понимает, что такое смерть.
В. Емельянов
— Да, вот именно...
Иерей В. Духанин
— Это на интуитивном уровне.
В. Емельянов
— То есть это инстинкт тоже?
Иерей В. Духанин
— Да. То есть не хочется расставаться с бытием этого дня, который был. Но потом он, хочет — не хочет, все равно проваливается в сон, а утром — раз! — и просыпается.
И то же самое у нас в плане нашего тела. Мы боимся с ним расстаться, думая, что это состояние — оно самое лучшее. Но ведь мы же умираем для того, чтобы воскреснуть в новом теле, в преображенном. Вот как Сам Христос, Который воскрес в нетленном теле –Он проходил через закрытые двери. Он не нуждался уже ни в пище, ни в питии, и Его тело сияло небесным светом. Как сама Пресвятая Дева, которая воскресла и явилась тоже в небесном сиянии. К этому призван любой человек, чтобы его тело стало одухотворенным и намного более лучшим. Ну зачем нам вот это вот такое вязкое состояние, при котором мы болеем?..
В. Емельянов
— Нет, оно... Ну как — оно вязкое состояние? Это все, конечно, очень красиво звучит сейчас здесь, в студии, между нами, тремя — я все время это слово употребляю — тремя коллегами. Но ты попробуй объясни людям, которые охвачены паникой, одновременно ужасом, ступором от того, что вообще рушится то, что было привычно!
Иерей В. Духанин
— Да. В таком случае, как раз логические объяснения абсолютно не нужны, потому что они не действуют. И когда ко мне приводят такого человека, то я понимаю, что надо просто вместе с ним встать рядом, поняв его и почувствовав его горе. Потому что это действительно для него боль, это утрата, скажем, близкого человека. Был рядом — и нет, как будто отсекли часть тела.
В. Емельянов
— Да-да.
Иерей В. Духанин
— И в таком случае просто надо включиться и сказать: «Давайте вместе помолимся, потому что душа родного человека жива, бессмертна, и она очень ждет от нас наших молитв». И мы начинаем вместе молиться. Молитва успокаивает человека. Он начинает как-то собираться и уже потихонечку приходит в себя. Потом... Ну, как правило, я стараюсь, чтобы человек вообще включился в жизнь Церкви, чтобы он не был там где-то...
Из-за чего люди страдают? Из-за одиночества. И мучаются, теряют близкого человека. Вот он умер — и тоже вот это ощущение одиночества. Но когда человек приходит в храм, он перестает быть одиноким, потому что, во-первых, он встречается с Богом, во-вторых, он встречается со святыми, и, в-третьих, он встречается в каком-то смысле и со своими почившими родными через молитвенное их поминание.
В. Емельянов
— Ну, и в самых... Все то, что Вы сказали, это главное, важное, но еще, наверное, ему на тот момент и самое главное — то, что он встречается со священником, с живым человеком, который готов и может ему это правильно все объяснить и разложить по полочкам. А может быть, просто обнять его.
Иерей В. Духанин
— Именно так и нужно сделать. Потому что более всего человека утешает теплое, сердечное отношение.
А. Пичугин
— Ну, священник вообще должен плакать с плачущим, наверное.
Иерей В. Духанин
— И радоваться с радующимся.
А. Пичугин
— Ну, да.
В. Емельянов
— Я хочу рассказать знаете какую историю? Она тоже имеет отношение к нашему разговору. Я, когда был сильно помоложе (я теперь уже в таком возрасте, что даже полюбил так говорить)... Мне совсем было немного лет, я учился в медицинском училище и вообще собирался стать врачом, честно говоря, в свое время. Но просто жизнь по-другому как бы развернулась, сложилась. И сложилась так, как сложилась, и слава Богу за все. Я с увлечением... Для начала просто вот меня послали на практику в отделение реанимации, а потом я просто остался там, ну, как бы сказать, подрабатывать. Это были какие-то сущие копейки, но мне было чрезвычайно интересно, как это происходит — чудо возвращения человека из смерти к жизни. И все это еще накладывалось на первое чтение Евангелия, и вообще вот эта вся именно живая работа. Не просто терапевтическое лечение — там, выписали рецепт, прописали таблеточки, все — отправили домой, пошел, там, рецепты, в смысле, карточку заполнил, сдал в регистратуру и все. А здесь вот настоящее живое дело. И плюс еще, конечно, юношеский романтизм и увлечение этой профессией. И был там замечательный заведующий отделением — его, к сожалению, уже нет в живых, Царствие ему Небесное — Михаил Николаевич, такой врач. Вообще, реаниматологи не очень долго живут, как это ни странно. И я несколько раз наблюдал, как он... Ну, естественно, в отделении реанимации со смертью сталкиваешься каждый день. Ну, это факт. И я несколько раз наблюдал, как он выходил и довольно сухо, в двух-трех фразах сообщал об этом родственникам. Меня это как-то вот все... И он это все говорил, объяснял, куда им пройти, а в реанимацию дверь изнутри закрывается, и туда попасть со стороны невозможно. И я как-то вот так внутренне очень возмущался, думал: ну как же так можно — вот у людей горе, вот надо с ними просто поговорить и все такое прочее! И однажды я набрался наглости и задал ему этот вопрос, и спросил: «Михаил Николаевич, ну как же так — Вы приходите просто, две-три сухие фразы говорите и уходите?» Он говорит: «Ты понимаешь, если я буду с каждым родственником говорить об этом, я просто однажды не выйду на работу. А меня ждут мои пациенты. А для того, чтоб с ними поговорили об этом, я их отправляю в Церковь». И вот для меня этот вопрос закрылся раз и навсегда. А поначалу я был очень возмущен — почему это он так вот... Ну, на мой взгляд, равнодушно, что ли, к этому относился.
Иерей В. Духанин
— Вот самое интересное — Вы как раз предвосхитили мой ответ, потому что я как раз и хотел сказать об этом, что его-то задача какая? Его задача — вернуть человека к жизни. Он сделал самое главное. А что-то там объяснять подробно и какие-то эмоции показывать, или соучаствовать людям — это не его задача. Ему не нужно себя расточать. Он — специалист, который помогает спасать людей. Он их выводит с того света обратно. И он делает самое главное. Поэтому я думаю, что, в любом случае, все родные будут ему благодарны. А дальше вот уже действительно...
В. Емельянов
— А, вот какую фразу он сказал: «Это не моя работа — это работа священника».
А. Пичугин
— А, вот!
В. Емельянов
— Да. Ну, вот такая история.
Иерей В. Духанин
— Дело в том, что священнику... Вот я раньше этого не понимал и даже не видел и не мог этого ощутить, потому что я не был священником, но когда я стал священником, то яркая такая черта... Вот разница очевидная — когда ты до священства говоришь с людьми и пытаешься соучаствовать в их беде, и когда ты уже стал священником, и у тебя уже какое-то вот иное восприятие. И чувствуется, что благодать Божия помогает понимать ситуацию, помогает входить правильно в положение человека и давать ему то, что нужно. То есть даже не столько ты действуешь, сколько вот Господь действует через тебя. И в этом смысле, конечно, священник — он, понимаете, не психотерапевт, чтобы манипулировал какими-то там психологическими знаниями. Самое главное — это помочь человеку открыть свое сердце благодати Божьей. А Божья благодать — она уже утешит, на самом деле.
В. Емельянов
— Сама будет действовать, да?
Иерей В. Духанин
— Да, она сама подействует, да. И таинство исповеди — это тоже надо понимать, что это не просто беседа пространная какая-то психотерапевтиче
А. Пичугин
— Вы знаете, у меня такой вопрос. Все чаще... У нас же воспринимается участие Церкви в жизни человека, будь то крестины, будь то отпевание, будь то походы за святой водичкой — ну, это все в русской традиции. Как таинство Крещение обычно людьми не воспринимается. Надо принести ребенка в церковь, потому что так делали мама, папа, бабушка и дедушка, ну, и вообще — русские люди должны крестить ребенка. Человек умирает — мы же русские люди, надо отнести в храм его, отпеть. Я думаю, что Вам, как священнику, которому часто приходится сталкиваться с отпеванием людей нецерковных. А при этом часто ли их родственники обращаются к Вам за каким-то советом?
Иерей В. Духанин
— Ну, по-разному бывает. Я сразу поясню, что я все-таки не приходской священник, а священник семинарский...
А. Пичугин
— Ну, я понимаю. Но все равно...
Иерей В. Духанин
— Поэтому... Но какая ситуация? Среди родных тоже разная реакция, кстати, на смерть близкого. И у кого-то бывают это какие-то запредельные эмоции, а у кого-то — ну, так сказать, они ожидали, что скорее бы он там умер, понимаете?
А. Пичугин
— Ну, бывает, это, кстати, и благими побуждениями продиктовано: вот мучается человек — скорее уж бы отмучился.
Иерей В. Духанин
— Но моя задача как священника — постараться любого такого человека, все-таки попытаться как-то к храму обратить. Но бывает так, что у кого-то душа вообще закрыта, он не особо расположен... Ну, чего тут ему доказывать? Он пришел, чтобы отпели... Для него это просто какой-то обряд. Но я же понимаю, что почивший-то не виноват, что к нему относятся так родные. То есть, в любом случае, надо отпевать, надо совершить вот это чинопоследование. Слава Богу, что хотя бы родные не забыли про этот обряд, как они это называют.
А дальше, конечно, беседуешь с ними, но часто сама жизнь их заставляет обращаться. Часто же как бывает? Приходит опять и говорит, что «вот, мне снится покойный или чего-то просит». Я, конечно, к снам очень критичен — вот я лично, к снам. Но иногда бывают такие прямо интересные наблюдения, что когда особо никто не молится, и почивший не был особо воцерковленным человеком, и вот он говорит во сне, что ему там жарко, что он хочет пить, понимаете?
А. Пичугин
— Но ведь это тоже можно отнести в компетенцию психиатрии.
Иерей В. Духанин
— Ну да. Может и так быть, может и по-другому. Но что наблюдается? Когда этим людям говоришь: «Ты вообще молился о почившем? Ты заказывал поминание, литургию? Участвовал ли в панихидах о нем?» Оказывается, нет. И когда этот человек участвует и молится, то вот эти сны у него проходят. То есть почившие родственники перестают являться.
Ну, я говорю просто, как мы используем эти ситуации, чтобы человек все-таки про Бога не забывал.
В. Емельянов
— Отец Валерий, я Вас перебью, простите, но не очень много времени остается, а спросить еще хочется довольно много. А вообще скажите, пожалуйста, почему Церковь критически относится ко снам — к любым, а многие святые отцы прямо пишут: «Не рассказывайте о снах»?
Иерей В. Духанин
— Верно. Есть даже у одного святого такого, блаженного Диодоха Фотикийского, у него произведение называется «О добродетели неверований никаким снам». То есть не верить снам — это добродетель, на самом деле. Почему? Потому что социально ориентирован — это состояние, нами не контролируемое. А мы — люди несовершенные. И кто нам подает какие-то образы во сне — большой вопрос. Если ты, конечно, помолился, то может сон к тебе прийти спокойно. Но ведь ты же себя не контролируешь, и враг может подбросить какие-то образы, которые, если ты начнешь их объяснять себе, сновидения, что вот этот сон значит то, а этот... они у тебя будут регулярно идти, и каждая ночь будет превращаться у тебя в такую какую-то загадочную притчу, которую ты будешь пытаться разгадывать и по этому выстраивать свою жизнь. И человек, в итоге, ориентируется на какую-то свою фантазию, на иллюзию и забывает даже иногда про здравый смысл. Я не хочу об этих случаях даже рассказывать. Ко мне приходят люди и говорят, что «вот во сне мне было то-то и то-то — это значит, что мне вредит моя соседка или мои соседи». Это очевидно — он уверен в этом, понимаете, что соседи вредят, а сон ему — как откровение. Но, в итоге, такой человек оказывается как бы заключен внутрь вот этого искушения. Он там сидит, наблюдает эти картинки, и под каким-то колпаком. Ну все, это беда просто, он теряет ориентацию. Его пытаешься выводить, что никаким снам вообще нельзя верить. Святые отцы говорили, что, конечно, да, есть три вида снов. Во-первых, бывают от Бога, но очень редко — то есть это святым людям. Как в Евангелии мы читаем, что Иосифу-обручнику — ему возвещают, чтобы они бежали в Египет. Почему? Потому что хотели погубить Бога-младенца по поручению царя Ирода. Очень редко, это святым. Мы не святые, это надо сразу признать. Затем, второй вид, который — 95%, наверное, а может быть, и 99% снов — это от нашего естества, от нашей природы. То есть сны, где перемешаны какие-то наши чувства, надежды наши, когда мы чего-то желаем, или разочарования. И вот это все в калейдоскоп таких вот образов выражается...
Иерей В. Духанин
— ...и мы рассматриваем во сне и не можем понять. А есть еще третий вид снов — это сны, конечно, по внушению падших духов. Это демоны вкладывают какие-то сновидения.
В. Емельянов
— Это человеку снятся кошмары, наверное?
Иерей В. Духанин
— Ну, не только.
В. Емельянов
— Я просто тогда не знаю, чем объяснить свое сегодня приподнятое утро, и, в общем, у меня целый день проходит в таком приподнятом настроении. Просто в хорошем настроении — не в эйфории. То есть я как бы прекрасно все контролирую и понимаю, что происходит вокруг меня, и что происходит со мной. Но вот мне сегодня приснился такой сон, от которого я проснулся просто с улыбкой, с радостью. И я тут же вспомнил... И мне очень хотелось об этом рассказать, потому что он был связан с вкусовыми ощущениями, может быть, с ощущениями вкусовыми из детства. Но вот я вспомнил о том, что Церковь критически относится ко снам, а святые отцы говорят «не рассказывайте снов».
Иерей В. Духанин
— Вы нас пытались заинтриговать и теперь не хотите рассказать! (Смеется.)
В. Емельянов
— Свой сон?
Иерей В. Духанин
— Да.
В. Емельянов
— Нет, ну, Церковь критически относится ко снам! Святые отцы говорят: «Не рассказывайте!» (Смеется.)
А. Пичугин
— (Смеется.)
В. Емельянов
— А мне кажется, просто достаточно того, что я целый день провожу в приподнятом настроении и в радости от этого сна.
Иерей В. Духанин
— Вы знаете, может быть, просто в этом сне действительно какая-то вот добрая детская память проснулась. Потому что очень многое мы забываем. Мы забываем, оно где-то лежит, в каких-то складах нашей памяти, непонятно, где. А сон снимает вот эти запоры. Вдруг — раз! — что-то всплывает, и радостно потому, что это сон именно из детства что-то. А детство — оно всегда радостное, оно такое легкое, и всегда какая-то вот улыбка, действительно, и отрада душе.
Но рассказывать, я думаю, действительно, не надо, потому что...
В. Емельянов
— Я и не собирался.
Иерей В. Духанин
— ...люди очень падки на сновидения, на пророчества и прочее.
А. Пичугин
— Священник Валерий Духанин, кандидат богословия и проректор по учебной работе Николо-Угрешской семинарии сегодня у нас в гостях в преддверии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мы говорим как и о празднике Успения, так и вообще об отношении человека к смерти, поскольку Успение тесно взаимосвязано с этим явлением, несмотря на то, что мы не можем говорить об Успении Богородицы как о безусловной ее кончине, но все-таки кончине ее земного пути, что ждет любого человека.
Ну, давайте, наверное, в конце, в последней части нашей программы все-таки вернемся к празднику, тем более, он вот уже совсем скоро, на днях, в это воскресенье будет. Какие-то есть особенности церковной службы в этот день, на которые стоит обратить внимание?
В. Емельянов
— А я Лешин вопрос продолжу и спрошу: а как человеку, простому мирянину, встретить этот праздник?
Иерей В. Духанин
— Ну, конечно, самое главное — это прийти в храм и постараться причаститься Святых Христовых тайн. А для этого надо исповедоваться. То есть постараться расстаться вот с теми грехами, которые накопились. Ведь празднику Успения предшествует пост — двухнедельный пост в честь Божьей Матери. И я надеюсь, что многие, в общем-то, проходили этот пост. И в конце поста самое-то главное — когда мы причащаемся Господу Иисусу Христу. Ведь, к сожалению, что мы часто наблюдаем? Что люди церковные праздники начинают воспринимать в чисто каких-то народных традициях. Даже когда говорится: «Три Спаса — Яблочный, Медовый и Ореховый»... Кстати, да, после Успения — Ореховый Спас, потому что считают, что орехи созревают к 29 августа, то есть сразу после...
А. Пичугин
— Особенно у нас в Подмосковье.
Иерей В. Духанин
— (Смеется.) Ну, не знаю, как в Подмосковье...
В. Емельянов
— (Смеется.)
Иерей В. Духанин
— Но народ, как правило, церковные праздники тоже приурочивал к каким-то природным таким явлениям, и раньше считалось, что до Успения надо... Жатва — она до Успения, после Успения — озимые надо сажать. И действительно, начинали там и орехи, и грибы, и ягоды собирать.
Но ведь не в этом-то суть праздника. Не в том, что он там Ореховый, на следующий день Ореховый Спас или еще чего. А суть в том, чтобы быть причастным хотя бы чуть-чуть вот той благодати, которой причастна Пресвятая Дева, которую являет нам Господь. И поэтому нужно прийти вот в этот храм, постараться сердцем воспринять все совершающееся. И в нашей русской традиции сложился такой очень интересный чин. Ну, он называется «чин погребения Божьей Матери», когда во время богослужения выносится плащаница с образом Пресвятой Девы, и Крестным ходом обходят вокруг храма. Потом все прикладываются и помазуются святым елеем. А этому еще предшествует чтение особых статей. То есть действительно, Успение всегда в церковной традиции, особенно в нашей русской традиции, выделялось. На что ориентировался этот чин? На то, что сами апостолы тело Пресвятой Богородицы сопровождали в Гефсиманию. И вот было тоже такое предание о том, что один из иудейских священников — Афоний, — возмутившись, решил опрокинуть одр, на котором покоилось тело Божьей Матери. Но едва он прикоснулся, как ангел отсек ему руки. Тогда он раскаялся и понял, что здесь подлинная Божественная сила. И когда он принял своим сердцем Христа, то руки его исцелились, он опять обрел их, и вот такое чудо удивительное, которое подтверждало, что Божья Матерь действительно обитель Небесного света. И мы в этом чине погребения как бы становимся тоже вместе с апостолами, мы сопровождаем Пресвятую Деву во время Крестного хода, когда полагается в центре храма плащаница, и тоже вот мы приобщаемся вот этому удивительному таинству Успения Божьей Матери, которое во многом является именно Богородичной Пасхой, потому что Пресвятая Богородица — она воскресла, она с телом, и с телом нетленным. И, в то же время, она вместе с каждым из нас, когда мы к ней обращаемся в молитвах.
А. Пичугин
— Спасибо! Время нашей программы подошло к концу. Мы поздравляем Вас всех, дорогие слушатели, с замечательным праздником Успения Пресвятой Богородицы. И этот праздник, и следующий за ним Спас — Ореховый Спас, как мы сегодня тоже вспомнили, в общем, заканчивают это календарное лето, что грустно. Мне кажется, оно было неплохим — надеюсь, по крайней мере, у Вас тоже, дорогие слушатели, оно было хорошим.
В. Емельянов
— В таком случае, наверное, следует закончить, и я продолжу твое такое небольшое сожаление. Один из последних дней этого календарного лета с нами провел иерей Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе Николо-Угрешской Духовной семинарии. Спасибо Вам большое.
Иерей В. Духанин
— Спасибо большое! Всего доброго!
В. Емельянов
— Программу для Вас провели Владимир Емельянов...
А. Пичугин
— ...Алексей Пичугин. Будьте здоровы.
В. Емельянов
— До новых встреч.
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема