В 1928 году на сирийском побережье Средиземного моря местный крестьянин обнаружил подземный ход. Знал бы неграмотный пахарь, что его находка приведёт к одному из величайших археологических открытий в истории! Древний город Угарит поднимется из тьмы веков и поможет ученым объяснить многие библейские тайны, в том числе и загадочный запрет, содержащийся в Ветхом Завете: «Не вари козлёнка в молоке его матери».
Для исследователей Библии эта фраза стала настоящим камнем преткновения. Между тем, она повторяется в Библии трижды! Два раза в книге «Исход» и один раз в книге «Второзаконие». Крупнейший британский культуролог и историк религии ХХ века Джеймс Фрэзер отмечал: «Едва ли во всём ритуальном законодательстве найдётся другой закон, на котором бы Бог настаивал чаще». В чём же смысл этого табу? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Существовало немало различных гипотез. Одни утверждали, что запрет установлен для послушания и его нужно исполнять буквально, не задумываясь. Другие считали, что Господь запрещает вкушать вместе молоко и мясо, их нужно есть отдельно. Блаженный Августин подозревал здесь неточность перевода. Широкое распространение получила так называемая гуманистическая гипотеза. Вот что писал один из ее сторонников, профессор Лопухин: «Закон не воспрещает варить мясо в молоке. Он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что естественное чувство может возмущаться употреблением материнского молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша».
Через год после того, как сирийский крестьянин обнаружил подземный ход, на этом месте начались археологические раскопки. Руководил ими французский археолог Клод Шеффер. Он обратил внимание на большой холм, находившийся неподалёку, и предположил, что поземный коридор ведет именно туда. И не ошибся. Здесь археологов ожидало сенсационное открытие. Оказалось, что под холмом скрывается УгарИт, торговый город-государство, существовавший на этом месте более четырех тысяч лет назад.
Исследования найденных руин помогли воссоздать облик древнего Угарита. Это было многонациональное государство. Здесь жили греки, хетты, амореи, хурриты, выходцы из Африки. Над городом возвышались храмы языческих богов Астарты и Ваала. Среди развалин дома, очевидно принадлежавшего верховному жрецу, археологи обнаружили огромную библиотеку глиняных табличек с различными надписями. Найденные тексты представляли собой хозяйственные документы, медицинские трактаты, литературные произведения. Но самое пристальное внимание ученых привлекла табличка, датированная XIII веком до Рождества Христова. Что же обнаружили на ней ученые?
Комментарий эксперта:
Анонимный средневековый еврейский автор так описывал один из многочисленных угаритских религиозных обрядов: «у древних язычников существовал обычай – после сбора урожая варить козлёнка в молоке его матери, а потом окроплять тем молоком деревья, поля и фруктовые сады; по народному поверью обряд этот обладал магической силой увеличить урожай будущего года». Представьте, каково было удивление ученых, когда описание именно этого религиозного ритуала они обнаружили на табличке из Древнего Угарита. Текст, который описывал этот ритуал, назывался «Рождение богов». В нем говорилось о жертвоприношении богине плодородия Астарте, частью которого и было приготовление козлёнка в молоке его матери! Ученые прочитали: «На огне семь раз отроки варят козлёнка в молоке, ягнёнка в масле, и на костре семь раз еду для Астарты».
Во II тысячелетии до Рождества Христова древние евреи имели многочисленные экономические и культурные связи с Угаритом. Влияние языческих представлений и традиций на Израиль было огромно. В этой ситуации можно было легко отступиться от своей веры. Поскольку евреи занимались скотоводством и земледелием, языческие ритуалы, которые были связаны с плодородием земли, могли вызвать у них особую симпатию.
Именно поэтому Священное Писание предупреждает «Первые плоды земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего - Не вари козленка в молоке матери его»» (Исх. 23:19; Втор. 26:2). Другими словами, запрещая варить козленка в молоке его матери, Священное Писание запрещает принимать участие в языческом ритуале, который был связан с культом плодородия и поклонением богине Астарте.
У каждого времени есть свой Вавилон, город греха и многоязычия. Когда-то эту роль на протяжении многих столетий играл Угарит. Конец этого города был печален. Сначала он попал под власть хеттов, а затем был до основания разрушен землетрясением чудовищной силы. Руины погибшего Угарита разграбили пришлые народы. Но глиняные таблички никто не тронул – чужеземцев не интересовали литературные памятники и деловая переписка. Время заботливо укрыло разграбленные руины землёй, чтобы через тысячи лет учёные нашли их и помогли нам лучше понять слова Ветхого Завета.
«Господь не оставляет верящих Ему»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек принимал решение, руководствуясь заповедями, казалось бы, вопреки мирскому здравому смыслу, и Господь всё управлял во благо для всех, поделились ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова и наш гость — клирик храма Всех Святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Ведущие: Наталия Лангаммер, Алексей Пичугин, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 37. Богослужебные чтения

Призывая миловать и прощать людей, христианство в то же время не менее сильно призывает нас бороться со грехом. Не только потому, что грех разрушает наше собственное бытие. Грех способен отравить и жизни окружающих. А затем довести положение дел до катастрофического состояния. Как произошло однажды в жизни царя и пророка Давида, о чём он сам пишет в псалме 37-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 37.
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
Псалом 37-й имеет яркое покаянное содержание. Он был написан царем и пророком Давидом в крайне непростых обстоятельствах. Против Давида выступил его сын Авессалом. Но бунт этот возник не на пустом месте. К восстанию Авессалома привёл грех, с которым Давид, по сути, отказался бороться. Речь идет о преступлении, совершённом другим сыном царя — Амноном. Тот воспылал страстью к родной сестре Фамари и надругался над ней. А затем отказался жениться.
Давид должен был или казнить Амнона, или изгнать его. Но царь посчитал, что лучше всё случившееся предать молчанию. По большому счёту — замять. Но Авессалом полагал иначе. Он решил отомстить за сестру. Сначала царевич убил брата, а затем, подстрекаемый вельможами, захотел свергнуть отца, обвинив того в слабости. Давид понял, какую ошибку он совершил, и начал каяться перед Богом. Он обращается к Господу такими словами: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне».
Давид понимал, что причиной беды, в чьей власти он оказался, был грех сына, которому он не стал препятствовать. И тот, как вирус, как паразит, начал разрушать жизни других людей. Царь переживал всё случившееся крайне тяжело. Об этом можно судить хотя бы по следующим словам из псалма: «Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Я изнемог и сокрушён чрезмерно; кричу от терзания сердца моего».
Давид ощущал себя загнанным в угол. Он вспоминает события молодости, когда вынужден был скрываться от безумного царя Саула. И вот снова скитания пришли в жизнь уже не столь молодого Давида. И гонителем его теперь является не какой-то чужой человек, а собственный сын. Что же делать? Как поступить? Царь обращается к Богу с покаянной молитвой. Он пишет: «Беззаконие моё я сознаю, сокрушаюсь о грехе моём». И продолжает: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!»
Бог услышал молитву Давида. Бунт Авессалома прекратился. Правда, не так, как хотел бы Давид. Он желал сохранить жизнь сыну, дать ему возможность покаяться. Но Авессалом стоял на своём и в итоге погиб. Сильно горевал о нём Давид, но ничего поделать уже не мог. Тяжкий урок, пережитый царём, пусть послужит нам вразумлением. Да. Мы призваны миловать и прощать людей, но необходимо уметь отделять человека от его ошибок. И не давать ближним становиться жертвами грехов. Потому что пороки погубят и первоначального хозяина-носителя, и тех, кто окажется рядом. Если бы Давид вовремя наказал беспутного Амнона, не было бы бунта Авессалома. Но царь проявил слабость ко греху, и всё сделалось только хуже. Не будем же повторять его ошибки, но станем служить правде Божией, милуя людей, но не вступая в согласие с их пороками.
Псалом 37. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 37. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 37. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида. В воспоминание (о субботе)
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня.
3 Ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих.
5 Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне.
6 Смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу;
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих — и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни.
14 А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа.
16 Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною (враги мои); когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня.
23 Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!