Светлый вечер с Варварой Визбор (эфир от 12.05.2015)

Светлый Вечер - Визбор Варвара (эфир 12.05.15) Часть 1
Поделиться
Светлый Вечер - Визбор Варвара (эфир 12.05.15) Часть 2
Поделиться

Визбор Варвара 2В гостях у программы “Светлый вечер” была певица Варвара Визбор, внучка известного барда и актера Юрия Визбора.
Варвара рассказала о музыке, на которой она выросла, о друзьях Юрия Визбора, часто бывавших в гостях у её семьи, говорила о своём творчестве и о том, какое место в нём занимают песни дедушки.
В программе прозвучали песни в исполнении Варвары Визбор.

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова

А.Пичугин

— Здравствуйте, меня зовут Алексей Пичугин, здесь так же Алла Митрофанова.

А.Митрофанова

— Добрый светлый вечер.

А.Пичугин

— И мы представляем вам нашу гостью. Сегодня вместе с нами этот добрый светлый вечер проведет Варвара Визбор, здравствуйте»

В.Визбор

— Добрый вечер!

Наше досье:

Варвара Визбор, родилась в Москве. Внучка известного барда – Юрия Визбора. Окончила театральное училище имени Щукина, служила в театрах Школа современной пьесы и Театриум на Серпуховке. Известна участием в вечерах памяти Юрия Визбора, а также выступает в сольном проекте с трио Сергея Хутаса.

А.Пичугин

— Наверное.

А.Митрофанова

— Мы будем не первыми, кто сразу же задаст вопрос о Вашем происхождении, о фамилии. Мы то знаем, но хочется, чтобы слушатели наши тоже…

А.Пичугин

— Тут сразу можно сказать с уверенностью, родственница, Вы никогда не хотели взять псевдоним, или в полной мере ощущаете себе и хотите быть продолжением такой творческой династии – Юрий Визбор, Татьяна Визбор…

В.Визбор

— Столько вопросов.

А.Пичугин

— Ну один, в общем.

А.Митрофанова

— Один большой, все о том же.

В.Визбор

— Все хорошо – это гордостно для меня безусловно.

А.Митрофанова

— А это не мешает чувствовать себя самостоятельным таким художником, в широком смысле слова?

В.Визбор

— Скорее, это помогает. Я бы сказала, что это такой очень приятный, приятная такая плотная почва на которой уверенно стоишь.

А.Пичугин

— Но псевдоним никогда брать не хотели?

В.Визбор

— Какой, например?

А.Пичугин

— Ну, я не знаю, тоже творческий вопрос.

А.Митрофанова

— Это интересно, кстати говоря.

В.Визбор

— Ну, нет, мне кажется в этой фамилии все и фамилия, и имя, и псевдоним и кличка, как угодно.

А.Пичугин

— А звучит красиво, действительно Варвара Визбор.

А.Митрофанова

— Варя, а Вы себя кем ощущаете в большей степени? Вы же актриса по образованию, да? Вы поете замечательные песни, то есть у Вас есть такой свой очень широкий диапазон, да, творческой реализации. При этом Вы внучка Юрия Визбора, Вы дочь Татьяны Визбор и внучка Ады Якушевой. Вы когда себя пытаетесь идентифицировать, Вы в первую очередь для себя кто?

В.Визбор

— Идентифицировать я себя стараюсь очень… то есть, я, наверное, не занимаюсь этим специально, но мне нравится быть музыкантом, мне нравится быть певицей, вот, скажем так, это мое сейчас ощущение себя.

А.Пичугин

— А в детстве, когда Вы в школе учились, Вы ощущали свою родственную принадлежность? Ваши сверстники знали, кто такой Юрий Визбор?

В.Визбор

— Ну, кто-то знал, скорее знали родители моих сверстников.

А.Пичугин

— И учителя.

В.Визбор

— Да, учителя, безусловно.

А.Пичугин

— Вот здесь, кстати говоря, опасность всегда крылась, если ровесники и одноклассники не знали, а учителя то наоборот могли говорить: «Вот у тебя такой дедушка, а ты такая непослушная внучка. Вот дедушке должно было быть стыдно за тебя».

А.Митрофанова

— Откуда ты знаешь, может быть Варвара была послушной внучкой.

А.Пичугин

— Ну, учителя всегда так говорят, говорили, по крайней мере в моем детстве.

А.Митрофанова

— Это в твоем детстве.

В.Визбор

— Ну, кстати не было такого, что… каких-то ярких колкостей – нет.

А.Митрофанова

— Но учителя знали, наверное, да, все-таки они же ментально принадлежат к тому поколению, которое выросло на песнях Визбора?

В.Визбор

— Конечно.

А.Митрофанова

— А в связи с этим Вам какие-то вопросы задавали, или какое-то может быть пристальное внимание Вы на себе чувствовали?

В.Визбор

— Нет, пожалуй.

А.Митрофанова

— Мудрые учителя.

В.Визбор

— Да, действительно везло в основном.

А.Пичугин

— А что для вас это поколение 1960-х? Понятно, что Вы принадлежите к совершенно другому, но и Вы же не застали дедушку?

В.Визбор

— Да, мы разминулись с ним.

А.Пичугин

— В несколько лет, в два года.

В.Визбор

— Да, немножко, на совсем чуть-чуть.

А.Пичугин

— Но все равно Вы воспитывались в семье, где эти традиции были живы, бабушка наверняка, да и мама тоже много рассказывали, и Вы видели людей, друзей вашей семьи, как Вы для себя воспринимаете это поколение 1960-х? Оттепели.

В.Визбор

— Я почему-то, не знаю почему, поскольку видимо действительно поколение такое, не знаю, мне кажется, переходное, я очень застала немножко Советский союз, если говорить о нем, и почему-то все детство, юность, и сейчас, я почему-то тоскую о таком вот, как я его запомнила, как я его представляю Советский союз, вот эта жизнь. Люди, безусловно, друзья Юрия Визбора, которые сейчас продолжают… мы продолжаем отношения с ними, дружим, они тоже навевают вот этот романтизм, скажем так, того времени. Люди очень положительные, сильные духом, добрые. Ну, таких вообще собирал вокруг себя Юрий Визбор – это он умел.

А.Митрофанова

— Варвара, а можно поподробнее, в чем романтизм времени для Вас Советского союза? На основе этих ваших детских воспоминаний?

В.Визбор

— Не знаю, просто, понимаете как, складывается все из каких-то мелочей, например, там, платье в горошек, или какие-то там босоножки бабушки, или парки, например, или какие-то спортивные стадионы, вот это ощущение, когда ты не один, когда, например, можно работать сплоченно, там субботники. Какие-то такие вещи.

А.Пичугин

— А ты знаешь, Алла, я тоже не застав практически Советский союз, ну сколько там мне было лет, застал, конечно.

А.Митрофанова

— Я сейчас должна себя черепахой Ториллой почувствовать, человек вашего поколения?

А.Пичугин

— Нет, ты его тоже не застала, в общем-то, по-хорошему.

А.Митрофанова

— Просто у меня какая-то совсем, да, совсем другие ассоциации связаны с этим временем.

А.Пичугин

— Просто мы все начинаем для себя романтизировать этот период, эти поколения, эти десятилетия, исключительно по фотографиям, которые лежат, мы смотрим – это была юность, молодость, бабушка с дедушкой. И мне тоже тут же хочется туда вернуться, не вернуться, а зайти чуть-чуть открыть дверь, посмотреть, как это выглядит, что же там было на самом деле. Ведь мы смотрим «Покровские ворота» и на нас сразу вот этим духом эпохи веет.

А.Митрофанова

— А «Холодное лето 1953», не хочешь?

А.Пичугин

— Я мысль свою закончу, я как раз с к этому и веду, но очень хорошо сказал Дмитрий Быков: «Вот вы все романтизируете 1960-е, вы все говорите об этом, как о каких-то благословенных временах. Но если каждого из вас туда минут на 10 отправить, вы уже через пять захотите обратно».

В.Визбор

— Возможно, но все равно это не отберешь, каждый, как вот сам он считает. Но, безусловно, согласитесь, что времена для нашей страны, мне кажется, великие.

А.Пичугин

— Ну, это оттепель, это такой слом поколений. Ну, вот я слушаю Ваши песни и понимаю, что росли Вы в творческом смысле отнюдь не на песнях Вашего дедушки и его друзей, а на совсем других мелодиях и ритмах, совсем не советской эстрады. А что Вы взяли от авторской песни?

В.Визбор

— Взяла ли я что-то.

А.Пичугин

— Вот в творческом смысле. Ну вы поете, Вы же поете песни дедушки, поете песни его друзей, но, правда, в совершенно другой обработке. Мне так понравилось, мы послушаем сегодня эту песню, я пока даже не буду ее называть, в Вашем исполнении, но она же, несмотря на то, что текст тот, ну я скажу, «Ночная дорога», текст тот, но абсолютное переосмысление.

В.Визбор

— Действительно, мне нравятся песни шестидесятников, потому что не только Юрий Визбор, вот, например, «Ночная дорога», о которой Вы сейчас говорили – это такое творение в соавторстве, она… Мне нравятся эти песни тем, что в них есть какая-то неподдельная доброта, какие-то.. немножко, мне кажется, сейчас забытые вещи, такие как, верная дружба, такие слова, как дружище, и товарищ…

А.Митрофанова

— Старина.

В.Визбор

— Старина, да. Ну какие-то такие вещи.

А.Пичугин

— А разве сейчас для нашего времени все это не характерно?

В.Визбор

— Это есть, и это здорово, но мне кажется, этого могло быть и больше.

А.Пичугин

— Ну, вот мы все говорим, говорим, песня «Ночная дорога». Кстати, Вы говорите, в соавторстве, почему в соавторстве?

В.Визбор

— Потому что «Ночная дорога» – Юрий Визбор написал стихи, а музыку написал Сергей Никитин и Виктор Берковский.

А.Пичугин

— А, вы имеете в виду… я думал, что соавторство – это переосмысление, что в наше время, ну, я человек очень далекий от музыки, меня даже выгнали из музыкальной школы в свое время, из первого класса музыкальной школы, поэтому у меня сложно именно с восприятием музыкальной составляющей, к сожалению…

А.Митрофанова

— То есть, педагоги были правы, выгоняя тебя, ты считаешь?

А.Пичугин

— Не знаю, мне кажется, что я немного улучшил свои познания. Я просто думал, что Вы имеете в виду, что ее сейчас переписали под Ваше исполнение. Вы сами пишете музыку к своим песням?

В.Визбор

— У нас коллектив, мой коллектив, который называется ВизборVSХутас.

А.Пичугин

— Да.

А.Митрофанова

— Мы еще поговорим об этом подробнее, это очень интересно.

В.Визбор

— И безусловно эти аранжировки, они… вот этак конкретная аранжировка «Ночной дороги», она рождена Сережей Хутасом, с которым мы партнеры по этому проекту, по нашей группе, скажем так. И аранжировки, естественно, современные, мы исполняем песни так, как мы их чувствуем, как нам нравится.

А.Митрофанова

— Давайте слушать!

А.Пичугин

— Давайте! «Ночная дорога» – автор текста Юрий Визбор, автор музыки Сергей Никитин и Виктор Берковский, исполняет Варвара Визбор, а аранжировка Сергея Хутаса.

Нет прекрасней и мудрее средства от тревог

Чем ночная песня шин.

Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог

Штопаем ранения души.

 

Не верь разлукам, старина, их круг –

Лишь сон, ей-богу

Придут другие времена, мой друг, –

Ты верь в дорогу.

Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:

Дороги трудны, но хуже без дорог.

 

Словно чья-то сигарета стоп-сигнал в ночах:

Кто-то тоже держит путь.

Незнакомец, незнакомка – здравствуй и прощай,

Можно только фарами мигнуть.

 

Не верь разлукам, старина, их круг –

Лишь сон, ей-богу

Придут другие времена, мой друг, –

Ты верь в дорогу.

Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:

Дороги трудны, но хуже без дорог.

 

В два конца ведет дорога, но себе не лги:

Нам в обратный путь нельзя.

Слава Богу, мой дружище, есть у нас враги,

А значит, есть, наверно, и друзья.

 

Не верь разлукам, старина, их круг –

Лишь сон, ей-богу

Придут другие времена, мой друг, –

Ты верь в дорогу.

Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:

Дороги трудны, но хуже без дорог.

Дороги трудны но хуже без дорог.

Хуже без дорог, хуже без дорог, хуже без дорог.

 

А.Пичугин

— Друзья, напомним, что вместе с нами этот светлый вечер проводит Варвара Визбор – замечательная песня Юрия Визбора. Такая переосмысленная, переаранжированная уже в наше время, в исполнении Варвары.

А.Митрофанова

— Хочется только уточнить, а чьи голоса мы слышали там…

А.Пичугин

— В конце?

А.Митрофанова

— Даже не поворачивается язык, сказать, на бэк-вокале.

А.Пичугин

— Это не бэк-вокал, это вокал из прошлого.

А.Митрофанова

— Вы читаете вопрос, в моих глазах, да наверное, это они были?

В.Визбор

— Значит, голоса – мы назвали это в нашей дебютной пластинке, которая называется «Земляника», которую мы недавно выпустили, мы написали – это хоровое пение, двоеточие. И в этом хоровом пении мы хотели воссоздать образ хора бардов.

А.Пичугин

— А это воссоздание – это не старая запись?

А.Митрофанова

— И получилось.

В.Визбор

— Нет, это не старая запись – это воссоздание, мы надеялись и на какой-то лиризм ситуации, и на какую-то небольшую иронию, ну, то есть, такая смесь. И в результате, собственно говоря, кто был под рукой – Сергей Хутас исполнил здесь, Давид Ткебучава – наш барабанщик, Михаил Максимов – человек, который записал наш альбом на студии. Значит, кто еще – Юра Лобиков, брат мой, так же Алексей Иващенко, он мне кажется, был предводителем этого хора.

А.Пичугин

— Иващенко, «Иваси», который, да?

В.Визбор

— Иващенко «Иваси», да. Так что вот такими вот сподручными средствами.

А.Пичугин

— Вот мы узнали практически всех участников проекта ВизборVSХутас.

А.Митрофанова

— А я то попалась на удочку, я думала, что Вы взяли запись старую и наложили ее на уже Ваше исполнение.

А.Пичугин

— Я тоже попался.

В.Визбор

— Здорово, хорошо, что так звучит.

А.Пичугин

— Значит, замысел удался.

А.Митрофанова

— То есть, такая преемственность определенная, да, присутствует?

В.Визбор

— Абсолютно верно.

А.Митрофанова

— А Вы как бы ощущаете в себе эту преемственность? Для Вас что важнее – новаторство, или какие-то все равно традиционные вещи проводить в своем творчестве?

В.Визбор

— Да, ничего не важнее, важнее делать то, что нравится, то, что откликается в сердце и таким образом, мне кажется, это правильнее всего.

А.Пичугин

— А я еще в этой песне «Ночная дорога» услышал такие нотки Таривердиева, ну, наверное, потому что это тоже 1960-1970-е, здесь 1970-е годы. И песня из того времени, наверное, так и было задумано, плюс контрабас.

В.Визбор

— Ну, контрабас, мне кажется, Вас навевает на эту тему.

А.Митрофанова

— Варь, а  там есть слова такие: «За спиной остаются два твоих следа, значит не бесследно ты живешь», – я думаю, что многие, кто эту песню… ну мы же ее с детства слышим фактически, я думаю, что многих, простите за выражение, торкало на этих словах. Вы как-то для себя задаете в связи с ними вопросы? Что ты какой-то смысл жизни себе рисуешь, как-то пытаешься себе ответить на вопросы: зачем, для чего, почему и так далее?

В.Визбор

— Ну, есть разные версии, просто этой песни, где есть эти слова, где их как бы это сказать поосторожнее, где они не включены как бы в песню. В данном случае этого куплета нет, потому что мы взяли за основу.

А.Пичугин

— Каноническую версию.

В.Визбор

— Ну, как бы вот такую более популярную традиционную сокращенную версию. Поэтому я не думала об этих словах.

А.Пичугин

— А Вы бы хотели спеть с дедушкой дуэтом?

В.Визбор

— Я бы хотела вообще с ним пообщаться, хотя бы.

А.Пичугин

— Я почему спрашиваю, сейчас же звукозаписи все наши технологии позволяют записать.

В.Визбор

— Ох, не знаю, может быть, это хорошая идея, я не думала.

А.Пичугин

— А с бабушкой Вы успели что-нибудь записать, нет? Или спеть?

В.Визбор

— Нет, тоже нет.

А.Митрофанова

— А если бы Вам довелось с дедушкой пообщаться, Вы бы о чем хотели у него спросить?

В.Визбор

— Я думаю, я бы у него спросила, а на радио я об этом говорить не буду.

А.Пичугин

— Понятно.

А.Митрофанова

— Ну да, сложно, наверное. Хотя нет, почему сложно быть внучкой Юрия Визбора, наоборот, это такая… это действительно почва очень такая питательная.

А.Пичугин

— Мне кажется, это данность, внучка Юрия Визбора, внучка Петра Ивановича Иванова, это все, как на уровне ощущений, как человек сам это понимает, ощущает. Скажите, пожалуйста, Варвара, Вы упомянули, что у вас вышла пластинка, совсем недавно, расскажите об этом.

В.Визбор

— У нас вышел дебютный альбом в нашей команде ВизборVSХутас, которая называется и назвали мы ее «Земляника».

А.Пичугин

— По названию одной из песен?

В.Визбор

— По названию, да, одной из песен. Вообще песня сама называется «Самолетик», по которой мы назвали.

А.Митрофанова

— Но при этом, еще и «Земляника».

В.Визбор

— Сухарев, Берковский.

А.Пичугин

— Про землянику я помню.

В.Визбор

— Там начинаются первые строчки: «Целовались в землянике, пахло хвоей, били блики по лицу и по плечам», – и почему-то мы прозвали эту песню «Земляника».

А.Пичугин

— Это ваша песня?

В.Визбор

— Нет, это песня Берковского и Сухарева, да, но тоже, кстати, пожалуйста, она совершенно оттуда, но прижилась, и сейчас, мне кажется, она не менее актуальна, мне кажется, такие песни всегда будут откликаться в душах добрых людей. Но, когда прошло время, и мы прозвали эту песню «Земляника», встал вопрос, как же назвать альбом. Мне очень нравится это слово, и я ребятам предложила и все поддержали. Потом у меня родились… как бы такое сочетание, я посмотрела на наш материал записанный, как бы немножко со стороны и увидела в нем, в этих песнях, которые мы записали в этом альбоме, действительно некую, может быть такую немножечко философскую… философское сочетание с земляникой, потому что эти песни по своему художественному замыслу, по своей сути, они тяготеют, как земляника, собственно говоря, к земле, к нашей земле, к нашим корням, к нашим культурным традициям.

А.Пичугин

— А у меня почему-то, когда музыканты говорят о землянике, не знаю с чем это связано, все время я вспоминаю земляничные поляны и мне кажется, что это какая-то ассоциация с Битлз идет.

В.Визбор

— Ну это… да, кстати, я не раз слышала такую ассоциацию, она собственно ничем не противоречит, я лично ее не имела в виду, но здорово.

А.Митрофанова

— Почему бы и нет? Мы когда слушали сейчас «Ночную дорогу» в эфире, я подумала, отчасти, это, наверное, и женская интерпретация всем известной песни, как-то женская сущность в том очень выражается. Когда ее исполняют, ну как это сказать… скажем походники в свитерах – это одна песня, а когда ее исполняет со сцены всем известный человек, мужчина, может быть ментально принадлежит поколению 1960-х, это другая история, когда исполняете Вы – совершенно третья. А Вы как-то вообще свою эту принадлежность, индивидуальность как-то обозначаете исполнительскую? Для себя ее как-то определяете? Вот что, в чем Ваше принципиальное отличие от других исполнителей?

В.Визбор

— Очень интересно, Алла, у вас вопросы… у Алексея одной как бы направленности, но у Вас другой направленности, но совершенно четкой – как вы себя идентифицируете, а вы, как вы думаете, а вы кто, а вы что…

А.Митрофанова

— Потому что мне это очень интересно.

В.Визбор

— Я вот почему-то в своих мыслях этим не занимаюсь. Хороший вопрос, но я не знаю, что ответить, потому что… Я просто делаю то, что делается, а как это, что это и как это назвать – это пожалуй, это к вам, потому что вы со стороны можете сказать.

А.Митрофанова

— Вы нас хотите в злые критики записать, чтобы мы вас посчитали…

В.Визбор

— Почему в злые? В добрые критики, я вас уже записала.

А.Митрофанова

— Ну, кстати говоря, это справедливо, да, потому что мне нравится то, что Вы делаете.

А.Пичугин

— Тогда можно я спрошу в своей манере?

В.Визбор

— Так.

А.Митрофанова

— Валяй!

А.Пичугин

— А Вы как к этому пришли? Вы росли на какой музыке? Потому что я помню, что звучало тогда в начале 1990-х, что слушали в школе, Ваши вкусы музыкальные сильно отличались от вкусов Ваших сверстников. Или то, чем Вы сейчас занимаетесь – это пришло уже позже?

В.Визбор

— Ну, вообще, я  в принципе чувствовала себя не совсем ловко, когда… именно в детстве. Сейчас я могу похохмить над нашей эстрадой 1990-х, что-то вспомнить и это будет прикольно. Но тогда я чувствовала какую-то неловкость, как бы, почему же вы слушаете те, или иные группы, когда у нас в доме часто звучали композиции Майкла Джексона, или Queen, или, я не знаю, такие, как Элтон Джон, классическая музыка на ночь.

А.Пичугин

— Музыка звучала.

В.Визбор

— Звучала, да, музыка. И я даже знала, как под нее двигаться, там Стиви Вандер, как подпевать и так далее. А когда я выходила к ребятам и там где-то во дворе с магнитофоном включались «Руки вверх», допустим, я как бы немножко тушевалась и не знала, как себя вести.

А.Пичугин

— Я Вас хорошо понимаю, у меня было нечто похожее, правда не настолько с музыкой, у меня были другие герои, скорее из русского рока что-то, но все равно это сильно диссонировало с тем, что слушали сверстники. Я не хочу никого оскорбить, кстати говоря, их музыкальное образование, пожалуй оказалось покруче моего, потому что они слушали все, а я очень выборочно.

А.Митрофанова

— Я думаю, что у Вас был широкий музыкальный такой диапазон внутри семьи. А у Вас были какие-то… родители как-то пытались до Вас оосбенно что-то донести – обрати внимание на это, на это, займись тем-то и тем-то, или Вы сами всегда все выбирали?

В.Визбор

— Ну, не было такого… какой-то… не знаю, как это назвать, заказуха, как это, поучалка какая-то жесткая. Нет, наоборот как-то все в естественной манере происходило. Просто, что нравилось родителям, я помню, мы ехали на дачу, слушали ЧИЖа, я помню его песни с детства. Или там еще что-то им нравилось, я тоже перенимала просто, или наоборот, мне не нравились какие-то вещи.

А.Митрофанова

— А друзья Вашего дедушки – Юлий Ким, Сергей Никитин, многие другие, которые же наверняка домой к Вам приходили, Вы их помните, они какое впечатление на Вас производили?

В.Визбор

— Мы и сейчас общаемся очень хорошо, между прочим. Как сказать, какое впечатление… хорошее впечатление, как будто они и мои друзья тоже.

А.Митрофанова

— А как они Ваше творчество оценивают?

В.Визбор

— С интересом, Сергей Яковлевич вообще очень такой внимательный мой…

А.Митрофанова

— Критик.

В.Визбор

— Ну, внимательный мой друг, наверное, музыкальный, потому что у нас даже был с ним такой период, мы с ним выступали.

А.Пичугин

— В «Гнезде глухаря»?

В.Визбор

— Ну, не только в «Гнезде глухаря», мы ездили, кстати, в прекрасный Рыбинск, я помню и еще в несколько городов, у нас такая была с ним программа, я была его специальный гость, мне это было очень приятно. Сейчас тоже мы с ним в принципе сотрудничаем, будет концерт ежегодный, а, 21 июня он будет на этот раз в Пушкинском, который большой такой, бывший кинотеатр – ежегодный концерт, посвященный памяти Юрия Визбора. И там мы Сергеем Яковлевичем будем в тандеме ведущих, ну и конечно, будем выступать тоже, петь песни.

А.Пичугин

— Ну, а мы тоже перейдем к песням, к музыке. У нас сейчас будет очередная композиция в исполнении Варвары Визбор, я так понимаю, с проектом VSХутас?

В.Визбор

— Да, конечно, ВизборVSХутас.

А.Пичугин

— Как называется?

А.Митрофанова

— Что мы послушаем?

В.Визбор

— Называется «Осень будет с ним всегда».

А.Пичугин

— Слушаем.

В.Визбор

Тишь. Тает закат.

Вдоль портовых стен бродят сны.

Лишь старый фрегат

Снова лёг на крен от волны.

 

Он якорь не бросил,

Шторм – не беда,

А осень будет не всегда.

 

Меж рифов и скал

Он давно искал путь домой.

И держит штурвал

Вечный верный твой рулевой.

 

Он Бога не просит. Время – вода,

А осень будет не всегда.

 

Вдвоем навек корабль и человек –

Две неразрывные судьбы.

 

Пусть снова штормит

И земля ещё далека,

Но, где-то горит

Робкий свет его маяка.

 

Жаль волосы в проседь, стынет вода,

А осень будет с ним всегда.

А осень будет с ним всегда.

А осень будет с ним всегда.

 

А.Митрофанова

— Напоминаем, в программе «Светлый вечер» сегодня в гостях Варвара Визбор. Замечательный исполнитель таких светлых композиций, которые звучат сегодня у нас в эфире. Встретимся буквально через минуту и продолжим разговор.

 

А.Митрофанова

— Еще раз добрый вечер, Алексей Пичугин и я, Алла Митрофанова – это программа «Светлый вечер». В гостях у нас сегодня Варвара Визбор – исполнитель таких очень…вполне в духе нашего «Светлого вечера» композиций и внучка барда и замечательного такого глубокого исполнителя, актера Юрия Визбора.

А.Пичугин

— И Ады Якушевой, и дочь Татьяны Визбор.

А.Митрофанова

— Да, дочь Татьяны Визбор, тут список такой колоссальный, мы об этом обо всем с Варварой говорим.

А.Пичугин

— А мы до перерыва послушали песню, скажите, я так понимаю, что эта песня уже написана не нашими замечательными бардами, это более современная композиция?

В.Визбор

— Да, это песня нашего коллектива ВизборVSХутас «Осень будет с ним всегда» на красивые стихи Дмитрия Тютлина, а музыку написал Сергей Хутас.

А.Пичугин

— А Вы сами пишете?

В.Визбор

— Сама я не пишу.

А.Митрофанова

— А как Вы выбираете материал, и тексты, и музыку? Вот к вам приходит, например, человек и говорит: «Очень хочу, чтобы Вы это спели», – а Вы как выбираете, говорите ему да, или нет?

В.Визбор

— Вы знаете, так вот получилось с пластинкой, которая есть у меня в проекте «Тот город» – другой проект, студийный. Если ВизборVSХутас – это мы живые музыканты и концертируем, то проект «Тот город», он студийного толка. И вот так как-то раз Михаил Максимов, который написал там всю музыку и сыграл очень много партий на различных инструментах, подошел ко мне после какого-то концерта, мы с ним не были знакомы, сказал: «Здравствуйте, я Михаил, мне очень понравилось, как Вы поете и у меня есть несколько композиций на стихи Цветаевой и не только. Послушайте, если Вам понравится, то можем их записать», – и так и произошло, я послушала песни, совершенно в них влюбилась, на стихи Цветаевой, также на стихи Анны Ретеюм, собственно там «Магический плод» пластинка, альбом, он на стихи Ани, она совершенно наша с вами, скажем так, однополчанка, в том смысле, что для меня тоже было открытием, что и сейчас рождается очень богатая… У Миши такая музыка более в классический и этно такие мотивы, богатая музыка и совершенно невероятные стихи.

А.Пичугин

— А послушать мы можем?

В.Визбор

— Мы можем послушать, да, в принципе у меня есть с собой диск, давайте послушаем «Воздушный поцелуй» оттуда. Кстати, в этой песне сыграл, очень нам это лестно, Владимир Пресняков.

Лови,

Мой друг,

Воздушный поцелуй,

 

Поскольку

Лишь такой

Для нас возможен –

 

Мерцающий

Среди

Эфирных струй…

 

Ты с ним,

Как с мотыльком,

Будь осторожен.

 

Едва коснётся он

Горячих уст

Твоих,

 

Позволь ему

Напиться взглядом.

 

Пусть он

Тревожно вьётся,

Веет пусть –

 

Не долго

Он с тобой

Пробудет рядом.

 

Лови,

Мой друг,

Воздушный поцелуй,

 

Поскольку

Лишь такой

Для нас возможен –

 

Мерцающий

Среди

Эфирных струй…

 

Ты с ним,

Как с мотыльком,

Будь осторожен.

 

В ответ

Не ожидаю

Ничего –

 

Ни жеста,

Ни высокого реченья –

 

В том

Нежности летучей

Естество,

 

Бесплотное

Дыханье

И свеченье…

 

Лови,

Мой друг,

Воздушный поцелуй,

 

Поскольку

Лишь такой

Для нас возможен –

 

Лови,

Мой друг,

Воздушный поцелуй,

 

Лови,

Мой друг,

 

Лови,

Мой друг,

Воздушный поцелуй,

 

А.Митрофанова

— Какая же красота, Варь, вот прямо от всего сердца, красиво. Тут Владимир Пресняков старший в этой композиции принимал участие, как я понимаю. Вы с каких лет занимаетесь вокалом?

В.Визбор

— Я с детства, ну как вокалом, почему-то не люблю это слово, не знаю почему.

А.Митрофанова

— Какое-то другое выберите.

В.Визбор

— Пение.

А.Митрофанова

— Пение, ну, пожалуйста, пением, да?

В.Визбор

— Я пою с детства, первые мои поступи – это хор. И вы знаете, как ни странно, сегодня только нашла тетрадку, почему-то стала вспоминать, какие-то песни, что-то завертелась, какая-то фраза и нашла тетрадку, где… то есть, видимо я была настолько маленькая, что первые песни, текст песен, был записан подчерком то ли мамы, то ли папы, не помню сейчас. И дальше уже листаю, дальше уже мои такие каракули. То есть, я понимаю, что я видимо совсем была малая. Всегда с детства хор, безусловно, мы там пели композиции классические и прекрасные тоже песни наш руководитель хора «Красная гвоздика» писал, тоже замечательные песни, добрые, душевные. Мне сегодня пришла в голову мысль, может быть их как-то записать, они такие по-хорошему детские, где, знаете, с детьми такое общение идет, как на равных. Не сюси-пуси, а такое…

А.Митрофанова

— Ну, это, кстати, правильная интонация, на равных.

В.Визбор

— Конечно, очень классно.

А.Пичугин

— А Вы же, наверное, в каком-то смысле росли на радио?

В.Визбор

— Кстати, да.

А.Пичугин

— Все программы на радио «Россия», где Ваша матушка принимала участие, вела.

В.Визбор

— Ой, классно, да, здорово.

А.Пичугин

— Я тоже помню, это же из моего детства, все слушали. «В нашу гавань заходили корабли»…

В.Визбор

— А «В нашу гавань заходили корабли» она никогда не вела.

А.Пичугин

— Но, она участвовала в ней.

В.Визбор

— Участвовала, возможно. Я помню программы, которые она вела.

А.Пичугин

— Которые она вела на радио «Россия», правильно?

В.Визбор

— Да, «Четыре четверти», «Шуршалочка», которая до сих пор, по-моему, осталась и конечно незабываемые, вот эти останкинские, вот эти, когда идешь там, узкие коридоры, такие рифленые, Вы были там?

А.Пичугин

— Ну, конечно!

В.Визбор

— Рифленые такие стены.

А.Митрофанова

— По которым хочется пальцем провести.

В.Визбор

— И там плитки такие внизу как бы, которые видимо, чисто технически можно снять, там какие-то провода, может быть, идут, еще что-то. И так вот идешь по ним, они так квак-квак, как-то так по-разному перекликаются и бабины…

А.Пичугин

— Уже нет никаких бабин, все.

В.Визбор

— Уже нет, понятное дело, но так…

А.Пичугин

— Но мы помним, да.

В.Визбор

— Даже мне было доверено как-то раз что-то смонтировать.

А.Митрофанова

— Смонтировать?

А.Пичугин

— На монтажном столе разрезать, склеивать?

В.Визбор

— Да, на монтажном столе разрезаешь, склеиваешь, да.

А.Пичугин

— А в записях программ, в эфирах участвовали?

В.Визбор

— Может быть, в смысле, в более, наверное, зрелом, я как-то приходила к матушке на эфир.

А.Митрофанова

— А как Ваша мама оценивает Ваши песни, то, что Вы делаете?

В.Визбор

— Она говорит, что я просто номер один. Послушайте, ну, нормально оценивает, поддерживает, конечно, ей нравится.

А.Митрофанова

— На концерты ходит?

В.Визбор

— Ходит, да, бывает.

А.Митрофанова

— Друзей приводит?

В.Визбор

— Приводит, да, приводит друзей, но она не каждый раз бывает, скажем так, а когда она приходит, очень это приятно, конечно.

А.Митрофанова

— Ну, еще бы, мама… Варь, скажите, пожалуйста, если бы, к примеру, какой-то альбом, посвященный наследию Юрия Визбора, вот именно, что бы Вы туда включили? Для Вас какие песни самые такие, самые-самые у него?

В.Визбор

— Очень интересный вопрос, действительно в этом альбоме в «Землянике» всего лишь две песни Юрия Визбора «Радуга» и вот «Ночная дорога». Я бы включила туда песню, в целиком альбом, посвященный Юрию Визбору, я бы включила туда «Здравствуй, белый пароходик», вот такую песню, или, например, «Речной трамвай» – «По самой длинной улице Москвы», или, например, что еще можно… Мне очень нравятся его, например, «Фанские горы». Я когда была, попала в это место в Фанских горах, я сразу все поняла, откуда эта песня вообще взялась, что его вдохновило, там, конечно, невероятное что-то происходит, со мной тоже что-то произошло очень мне было приятно там побывать. Невероятная, страшная красота в прямом смысле слова страшная.

А.Митрофанова

— Это Вам дедушка видимо что-то там нашептал в этом месте.

В.Визбор

— Вероятно.

А.Митрофанова

— Ну так, условно говоря. А много вообще путешествуете?

В.Визбор

— Стараюсь выбираться, но, конечно, не всегда получается.

А.Пичугин

— Всегда хотелось бы больше.

В.Визбор

— Всегда хотелось бы, да, это такое дело затягивающее, очень интересно.

А.Митрофанова

— Это правда, это такое хобби, которое начинает съедать все время, которое только..

А.Пичугин

— Все деньги обычно съедает.

А.Митрофанова

— Деньги да, тоже.

В.Визбор

— Причем не только путешествия, я говорю, какие-то там супер перелеты и так далее, можно, мне кажется путешествие – это поехать на речку Хотчу, например, где торфяная вода, где, ох небо, и лес, и поля. Вот это я называю тоже путешествием.

А.Пичугин

— А часто так удается выбраться?

В.Визбор

— Ну, вот говорю же, что хотелось бы по боле, конечно же, всегда не хватает, суета, она в городах…

А.Митрофанова

— Затягивает нас, затягивает. Давайте мы вырвемся из суеты и послушаем песню «Радуга»?

В.Визбор

— Давайте!

 

– Смотри-ка, моя дорогая, к нам радуга в гости!

Какие законы Ньютона – лучей преломленье!

– Ах, глупенький, радуга – это ведь временный мостик

От неба до поля, от вечности и до мгновенья.

– Смотри-ка, моя дорогая, вот веточка мая!

– Ах, глупенький, это привет от далеких созвездий.

– Какая ж ты умная, право, моя дорогая…

– Конечно, мой милый, ведь в небо смотреть интересней.

 

То листья, то вести, то снег, то весна,

То блестки надежд на цветных парашютах.

Разломанным яблоком всходит луна,

По сходням на берег стекают минуты,

Как капли времен без границ и без дна…

 

– Но хлеб-то, моя дорогая, рождается в поле!

Смотри-ка, засеяно поле пшеницей озимой.

– А небо засеяно звездами, глупенький Коля…

Ах, что-то сегодня с тобою мы несовместимы.

– Ну как же на небе нам жить без крылечка и хлеба?

Пристроимся где-нибудь здесь в ожидании чуда.

– Согласна, но будем поглядывать в синее небо,

Поскольку уж если придут чудеса, то оттуда.

 

То листья, то вести, то снег, то весна,

То блестки надежд на цветных парашютах.

Разломанным яблоком всходит луна,

По сходням на берег стекают минуты,

Как капли времен без границ и без дна.

Поскольку уж если придут чудеса, то оттуда.

Поскольку уж если придут чудеса…

 

А.Пичугин

— Напоминаем, что в гостях сегодня у радио «Вера» Варвара Визбор, а песня, которую мы сейчас послушали, я так понимаю, что на стихи и музыку Юрия Визбора, правильно?

В.Визбор

— Да.

А.Митрофанова

— Расскажите, пожалуйста, про Ваш музыкальный коллектив ВизборVSХутас…

А.Пичугин

— Про Сергея Хутаса…

А.Митрофанова

— Что это такое?

В.Визбор

— Почему вы не говорите VS&

А.Пичугин

— VS, хорошо, VS

А.Митрофанова

— ВизборVSХутас, хорошо.

В.Визбор

— Вот, правильно, Алла, у Вас хорошо получается, между прочим… Такое название, казалось бы заковыристое, связано… расшифровывается очень просто – VS – это Варвара и Сергей, так уж нас зовут.

А.Митрофанова

— К коньяку отношения не имеет?

В.Визбор

— Нет, мы пишем это по-латинице… ну как не имеет, понимаете…

А.Пичугин

— Коньяк мы тоже любим…

В.Визбор

— Благородный напиток, безусловно, хотя я не пьющий человек. В общем Визбор – это моя фамилия, V – Варвара, то есть Визбор Варвара, Сергей Хутас. Но VS по латинице, не знаю, красивше как-то, интересно, почему бы нет, скажем так. Так расшифровывается наше название. А коллектив наш существует ориентировочно с 2010 года и мы шли к этой пластинке достаточное количество времени. К нам присоединился Давид Ткебучава – барабанщик, Рома Дмитриев – клавишник, а также, Макс Шибин на гитаре. И много очень классных, совершенно потрясающих музыкантов, приняло участие, например, я подарила своей знакомой альбом, она открывает и говорит: «О, так с тобой же Дидковский играет Сашка», – ну, то есть для кого-то, даже такие имена, просто, как знак и для меня очень приятно, конечно, что такое сотрудничество произошло. Так что это вкратце про наш коллектив, играем, что нравится и стремимся, конечно, сейчас после дебютного альбома, во-первых, давать концерты в его поддержку, и уже задумываться о будущем, что-нибудь еще новенькое.

А.Пичугин

— Вот концерты, я так понимаю, что в скором времени у вас как раз будет выступление.

В.Визбор

— Да, я хотела бы вас пригласить, дорогие, Алла и Алексей, вот, вообще так, если можно выразиться, радио «Веру», очень бы хотелось общаться.

А.Митрофанова

— Мы передадим.

А.Пичугин

— Да, мы передадим, будем дружить.

В.Визбор

— А также, радиослушателей радио «Вера» тоже очень хочу пригласить, скоро, 14 мая, например, будет концерт в джаз-клубе «Академический», и, например, 21 мая, тоже достаточно близко, будет концерт в джаз-клубе «Союз композиторов».

А.Митрофанова

— А в июне?

В.Визбор

— А в июне будет тот вечер, про который я говорила, посвященный Юрию Визбору большой, а также… 21 июня это будет, а 25 июня будет концерт в джаз-клубе Игоря Бутмана.

А.Митрофанова

— Насыщенная программа у вас, такая довольно таки.

А.Пичугин

— Это вы выходите на определенный новый уровень, или у вас такая частота выступлений, она характерна?

В.Визбор

— У нас она достаточно характерна.

А.Митрофанова

— А кто занимается вашим продвижением – организацией концертов, пробиванием стен, вообще есть такое в вашей жизни, или все само получается?

В.Визбор

— Пробиванием стен… понимаете, такого нет человека, просто есть, во-первых, ну… можно сказать, что мы сами этим занимаемся, так если откровенно говорить, то есть нет какого-то человека, допустим, продюсера, или там… Есть просто человек, Надежда, которая помогает при поступлении тех, или иных предложений, да, в качестве директора. А так мы как-то сами притягиваем добрых людей, показала я руками на Аллу и Алексея.

А.Митрофанова

— Вы знаете, да, хорошо получается, видимо, потому что и пишут о вас, хотелось бы, правда, чтобы этого было больше, да, какой-то большей информации. Даже сейчас, когда мы готовились к интервью, столкнулись с темой такой, что… ну, вот хотелось бы, чтобы информации было больше, разнообразнее и так далее. Но записи есть и они, конечно, сами по себе такие очень красноречивые. Но чаще появляйтесь в эфирах, это пожелание такое.

В.Визбор

— С удовольствием.

А.Пичугин

— Так это называется – а вы приглашайте! Есть, конечно есть, я тут видел на других станциях. Часто вообще приходится бывать на радио?

В.Визбор

— Слава Богу, в последнее время, да. Я не могу сказать, что это каждый день, но, действительно часто и это жутко-жутко приятно.

А.Пичугин

— Здорово!

А.Митрофанова

— А Вы, как человек, который вырос на радио, чувствуете себя здесь, как рыба в воде.

В.Визбор

— Комфортно, конечно все это.

А.Пичугин

— Ну и группа Вконтакте, конечно же, там целых две я там находил.

В.Визбор

— Да, две группы есть, Варвара Визбор Вконтакте, есть также группу ВизборVSХутас, и в facebook’е тоже самое, моя страничка, как группа. Давайте задруживаться, потому что тоже очень интересно отзывы, и общаться, конечно.

А.Митрофанова

— А у группы ВизборVSХутас, ах как я уже хорошо произношу… Над каким проектом сейчас идет работа, вы же наверняка какой-то новый альбом сейчас продумываете, или что-то? Что сейчас?

В.Визбор

— Мы продумываем новый альбом, не торопимся и скорее всего это будет сингловая история, которая, я надеюсь, что вырвется при накоплении песен. Уже есть замыслы, о чень хочется, конечно их поскорее воплотить.

А.Митрофанова

— Судя по тому, как Вы об этом говорите, Вы это с удовольствием делаете.

А.Пичугин

— Мы желаем Вам удачи, в первую очередь, чтобы… такое самое банальное пожелание, которое может быть – удачи во всех ваших творческих замыслах. Час наш пролетел совершенно незаметно, поэтому, давайте напоследок послушаем песню.

А.Митрофанова

— «За переборами струны», наверное, да, предложим нашим слушателям.

В.Визбор

— Да, конечно.

А.Митрофанова

— Расскажите, вот несколько слов буквально скажите об этой композиции.

В.Визбор

— Эта композиция посвящена Юрию Визбору, посвящена она Сергеем Хутасом и Дмитрием Тютлиным, который текст написал. Я ее исполнила, собственно мы ее исполнили ВизборVSХутас, не знаю, что сказать, красивая песня.

А.Пичугин

— Давайте просто слушать! Варвара Визбор провела вместе с нами этот «Светлый вечер». Алла Митрофанова, я, Алексей Пичугин. Будьте здоровы!

А.Митрофанова

— До свидания!

В.Визбор

— До свидания!

 

Звездой неведомой влеком,

С улыбкой ласкового фавна.

Он так стремительно, но плавно

Проникновенно пел о том,

Как с ветром спорят корабли,

Теряя паруса и флаги.

Он пел о дружбе и отваге,

О долгих милях до земли.

 

И кто-то одернет, и кто-то поправит,

И скажет, что лыжи у печки не ставят.

Неточности рифмы, размера,

Какая вам  разница.

И вроде ничто в этом мире не ново,

Но каждая нота  и каждое слово,

Стократно испытано, прожито им до конца.

 

Сухой травинкой на песке, он рисовал картину мира

И уходя, оставил лиру, шагая в вечность налегке.

И пусть не все покорены вершины, скалы, горы, пики.

Мон шер, да вы и так велики за переборами струны!

 

И кто-то одернет, и кто-то поправит,

И скажет, что лыжи у печки не ставят.

Неточности рифмы, размера,

Какая вам  разница.

И вроде ничто в этом мире не ново,

Но каждая нота  и каждое слово,

Стократно испытано, прожито им до конца.

 

И кто-то одернет, и кто-то поправит,

И скажет, что лыжи у печки не ставят.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (6 оценок, в среднем: 4,33 из 5)
Загрузка...