Часто говорят о том, что люди, которые приветствовали Господа при Его входе Иерусалим, вскоре кричали «распни Его». Почему? Разве они не жаждали спасения? Разве Христос не Спаситель? Да, но спасение, которого они искали — и которого склонны искать мы — совершенно не то, которое предлагает Христос. Мы хотим быть спасенными от чего-то вне нас — от обстоятельств, болезней, бедности, от других людей. Но Христос приносит спасение от греха.
Это кажется непонятным. Есть то, на что люди жалуются — на болезни, на бедность, на несправедливость окружающих; то, что как для них очевидно, делает их несчастными. Если бы у них было побольше денег... или более понимающие домашние... или менее придирчивое начальство... Тот, кто решил бы все эти проблемы, или хотя бы пообещал их решить, вызвал бы горячую любовь и веру — как это, увы, и бывает с разными обманщиками, сулящими золотые горы. Но было бы это спасением?
В Палестине первого века люди жили впроголодь под властью весьма суровых и жестоких правителей. Они сочли бы наш уровень свободы и достатка раем — гораздо большим, чем все, о чем они мечтали. Как, впрочем, для жителей многих стран сейчас наша жизнь — недосягаемая мечта. Сделало ли это всех нас счастливыми? Не особенно. Уровень алкоголизма и самоубийств у нас гораздо выше, чем в самых бедных странах мира.
Главный источник человеческих несчастий — не в политике или экономике; он вообще не снаружи. Он внутри, в сердце самого человека. Люди обращаются к Богу и требуют, чтобы он решил их проблемы с обстоятельствами или другими людьми — но это только симптомы; настоящая проблема у человека с его собственным сердцем.
Представьте себе, что некие враги, захватив человека в плен, насильно вводят ему яд, медленно, но верно разрушающий все его органы, помутняющий его рассудок, лишающий его достоинства и свободы, уродующий его даже внешне. Они постепенно увеличивают дозу яда, пока несчастный не умирает после долгих мучений. Не сочтем ли мы это крайней жестокостью?
Но ведь это именно то, что наркоман (или пьяница) делает сам с собой. Конечно, при этом он может терпеть всякие обиды от полиции, от своих товарищей по несчастью, от кого угодно еще — но его главная беда внутри. Он сам себя убивает и нуждается в спасении от самого себя.
На его примере это легко видеть; но любой грех действует также - даже грехи людей, которые внешне выглядят вполне благополучными. Грех уродует и разрушает человека, его отношения с Богом, отношения с ближними, он всегда оборачивается временным и вечным несчастьем. Мы часто отказываемся это видеть (и это один из симптомов греха) — но это так. Мы сами свои злейшие губители, и Христос приходит, чтобы спасти нас от себя самих.
Покаяние — это признание того, что и я грешник, виновный и развращенный, и я нуждаюсь в прощении и исцелении. Тогда Бог сможет дать мне нечто гораздо более ценное, чем все, о чем я мечтал — жизнь вечную и блаженную.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.