Часто говорят о том, что люди, которые приветствовали Господа при Его входе Иерусалим, вскоре кричали «распни Его». Почему? Разве они не жаждали спасения? Разве Христос не Спаситель? Да, но спасение, которого они искали — и которого склонны искать мы — совершенно не то, которое предлагает Христос. Мы хотим быть спасенными от чего-то вне нас — от обстоятельств, болезней, бедности, от других людей. Но Христос приносит спасение от греха.
Это кажется непонятным. Есть то, на что люди жалуются — на болезни, на бедность, на несправедливость окружающих; то, что как для них очевидно, делает их несчастными. Если бы у них было побольше денег... или более понимающие домашние... или менее придирчивое начальство... Тот, кто решил бы все эти проблемы, или хотя бы пообещал их решить, вызвал бы горячую любовь и веру — как это, увы, и бывает с разными обманщиками, сулящими золотые горы. Но было бы это спасением?
В Палестине первого века люди жили впроголодь под властью весьма суровых и жестоких правителей. Они сочли бы наш уровень свободы и достатка раем — гораздо большим, чем все, о чем они мечтали. Как, впрочем, для жителей многих стран сейчас наша жизнь — недосягаемая мечта. Сделало ли это всех нас счастливыми? Не особенно. Уровень алкоголизма и самоубийств у нас гораздо выше, чем в самых бедных странах мира.
Главный источник человеческих несчастий — не в политике или экономике; он вообще не снаружи. Он внутри, в сердце самого человека. Люди обращаются к Богу и требуют, чтобы он решил их проблемы с обстоятельствами или другими людьми — но это только симптомы; настоящая проблема у человека с его собственным сердцем.
Представьте себе, что некие враги, захватив человека в плен, насильно вводят ему яд, медленно, но верно разрушающий все его органы, помутняющий его рассудок, лишающий его достоинства и свободы, уродующий его даже внешне. Они постепенно увеличивают дозу яда, пока несчастный не умирает после долгих мучений. Не сочтем ли мы это крайней жестокостью?
Но ведь это именно то, что наркоман (или пьяница) делает сам с собой. Конечно, при этом он может терпеть всякие обиды от полиции, от своих товарищей по несчастью, от кого угодно еще — но его главная беда внутри. Он сам себя убивает и нуждается в спасении от самого себя.
На его примере это легко видеть; но любой грех действует также - даже грехи людей, которые внешне выглядят вполне благополучными. Грех уродует и разрушает человека, его отношения с Богом, отношения с ближними, он всегда оборачивается временным и вечным несчастьем. Мы часто отказываемся это видеть (и это один из симптомов греха) — но это так. Мы сами свои злейшие губители, и Христос приходит, чтобы спасти нас от себя самих.
Покаяние — это признание того, что и я грешник, виновный и развращенный, и я нуждаюсь в прощении и исцелении. Тогда Бог сможет дать мне нечто гораздо более ценное, чем все, о чем я мечтал — жизнь вечную и блаженную.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия