Поход за поленом. Сербское Рождество.

Вселенная Православия - Поход за поленом_ Сербское Рождество
Поделиться

Бадняк
Никогда не думал, что в Православии существует традиция, связанная с поленом. Оказывается — есть. О ней мне рассказали сербские студенты Московской духовной академии.

В Сербии до сих пор сохранился древний рождественский обычай приносить в дом из леса полено. Распространен он сегодня по большей части в деревнях. Происходит всё следующим образом.

Вечером, накануне дня Рождества Христова, глава сербского семейства надевает теплую одежду, выходит во двор дома и выстреливает в воздух из ружья. Этим он оповещает соседей, что начинается его поход в лес за рождественским поленом — бАдняком.

Бадняк не просто полено. Настоящий бадняк — это часть ствола молодого дуба, который должен быть срублен всего тремя ударами топора. Происходит все так. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен встать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно Господа Бога, святого – покровителя семьи и грядущий праздник. Затем деревце срубается.

Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило – с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища, но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется «бородой».

Бадняк должен быть внесен в дом только на плечах главы семьи, не важно насколько он стар. Причем, рождественское полено не имеет право быть маленьким — ведь ему предстоит тлеть в печи целых три дня.

Традиция ходить за бадняком живет в Сербии с незапамятных времен и появилась еще тогда, когда сербы были язычниками. В те годы бадняк являлся олицетворением старого года и всего плохого что в нем случилось. Сжигая бадняк в печи, сербы-язычники избавлялись тем самым от жизненного негатива.

Святитель Савва, принесший на сербскую землю христианство, дал обычаю совершенно иной смысл. Бадняк теперь символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведному Иосифу-обручнику для того, чтобы согреть пещеру, где родился Спаситель.

Бадняк приносится не только в частные дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. У храма бадняк освящается, а после заносится внутрь, где полагается на почетное место и пребывает там до старого Нового Года (14 января). Привоз бадняка в храм является знаком к началу вечернего рождественского богослужения. В сербских домах же после вноса бадняка наступает время праздничной трапезы и раздачи подарков детям.

С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о рождественской сербской традиции — принесения в дом бадняка (особого рождественского полена).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (10 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...