Однажды один человек сказал мне: «Не пойму я вас, православных! Зачем вы поститесь? Долго-долго соблюдаете пост, отказываетесь от вкусной еды … Я не думаю, как говорят некоторые, что вы – мрачные изуверы, отвергающие радости жизни, потому что как только кончается пост и наступает Рождество или Пасха – вы тут же с радостью садитесь за стол, и стол у вас так и ломится яствами и вином. Но зачем тогда пост?.. Просто обряд, который соблюдается, потому что «так положено по традиции»?
Конечно, мы – не мрачные изуверы, ответил я ему. Христиане вовсе не отвергают мир и все то, что в нем вкусно и приятно. По самой главной причине: потому что всё хорошее в мире – сотворено Богом на радость человеку. Именно «радость» тут – ключевое слово. А потому умеренность и воздержание – немаловажное дело, чтобы эту радость не испортить. Вот для этого и пост – научиться умеренности и воздержанью, чтобы уметь наслаждаться дарами Божьими во всей полноте и благодарить за них.
И еще один смысл есть у поста: научиться жить так, чтобы всеми этими дарами, вкусными и приятными, владеть – но чтобы они не овладели нами. Без еды невозможно жить человеку – но страсть обжорства способна довести человека до забвения его человеческого облика. Прекрасная вещь вино, плод лозы виноградной, без него бывает скучна застольная беседа, оно согревает и веселит сердце человека! Но страшно бывает, когда не человек владеет вином, а вино начинает владеть им при помощи пьянства… И так в отношении ко всем житейским удовольствиям: они радуют нас, но лишь до тех пор, пока мы не становимся их рабами. Тренировке в обретении свободы и способствует христианский пост.
В одной из книг Библии рассказывается о трех юношах¸ которых звали Анания, Азария и Мисаил. Они были почитателями Бога и соблюдали все Его заповеди, в том числе – и заповедь о посте. Вавилонский царь пытался заставить их забыть о Боге и за их упорство бросил их в пылающую печь. Как рассказывает Библия, юноши и посреди огня держались стойко. Божий Ангел сохранял их от смерти, а они – нет, не молили царя о пощаде, и не проклинали своих врагов, а радостно славили Бога за всё-всё, что Он создал в мире:
«Да благословит земля Господа, да поет и превозносит Его во веки.
Благословите, горы и холмы, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, все произрастания на земле, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, источники, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, моря и реки, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, киты и все, движущееся в водах, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, все птицы небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки.
Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки» ...
Как радостно и легко бывает нам, когда нам удается сохранить в себе свободу от пьянства и объедения, зависти и ненависти, похоти и мрачного уныния, неблагодарности и нелюбви! И, садясь с друзьями за праздничный стол, мы тогда вполне можем спеть: «Благословите Господа хлеб и вино, пряный сыр и румяный бифштекс, огонь в камине и снег за окном, веселая шутка и крепкая дружба, пойте и превозносите Его во веки!»
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.