Жители московского района Южное Бутово, пожалуй, и не знают, почему это одна из улиц называется Венёвской. А меж тем, Венёв – это название маленького городка в Тульской области. Кстати, с Москвой его роднит еще одно обстоятельство – в Венёве тоже есть Красная площадь. А еще там самая высокая колокольня, самые старые каменные палаты и самый древний монастырь на Тульской земле.
Венёв – маленький уютный городок в Тульской области, примерно в 190 км к юго-востоку от Москвы. По мнению первого исследователя местной истории Даниила Гедеонова, «венёвой» местные жители называли берёзу. Отсюда и название.
Первое упоминание о городе в летописях относится к 1371 году. Венёвская крепость обороняла тогда западные рубежи Великого княжества Рязанского от кочевников, начиная еще со времен монгольского ига.
Есть, предание, что один из местных жителей послал с войском Дмитрия Донского на Куликовскую битву 12 своих сыновей. Все они погибли, а на месте их захоронения и по сей день бьёт источник Двенадцать ключей. Его целительная сила известна далеко за пределами Венёвской земли.
Ежегодно в середине июня проводится фольклорный фестиваль «Двенадцать ключей», на который съезжаются народные коллективы со всей России.
В конце XV века венёвские земли приобрел великий князь московский Иван III. Его внук Иван Грозный начал строить пограничную линию укреплений - Большую засечную черту. Она протянулась с запада на восток через тульские земли, дабы защитить Московское государство. Во время одного из набегов крепость была сожжена. Однако же в середине 16-го века на высоком берегу Венёвки вырос новый город и новая крепость, которая выдержала не одно нашествие.
В городе к началу XIX века было восемь храмов, но сохранились только три - Иоанно-Предтеченский, Воскресенский и Богоявленский.
Настоящим символом города колокольня Николаевского храма на Красной площади (сам храм не сохранился). Это самое высокое здание в Тульской области, его высота составляет 75 метров. В центре Красной площади еще один уникальный памятник - Венёвские Каменные палаты. Это старейшее административное здание во всей Тульской области.
Под стать городу и люди. Уже в XVII веке некоторые купцы вели дела аж напрямую с Китаем. Имели серьёзные интересы в Москве, Богородицке, Тамбове. Венёвцы стали известными строителями. Местный купец Федор Чеботарев спроектировал и построил уникальную плотину тульского оружейного завода, за что получил золотую медаль. А в 18-м веке разразился строительный бум, и Венёв стал лидером в губернии по каменному строительству. Даже лондонская энциклопедия писала, что в Тульской губернии есть два крупных города - Венёв да Тула.
С венёвской землёй связаны имена многих видных деятелей. Это механик, строитель Тульского оружейного завода Яков Тимофеевич Батищев; знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов; общественный деятель и законодатель князь Владимир Черкасский; держатель железнодорожных концессий Максимилиан Карлович фон Мекк; оперная певица, меценатка и поэтесса Зинаида Волконская; род Шереметевых. В селе Свиридово жил и работал помещик-писатель Сергей Владимирович Озеров, редактор журнала «Псовая и ружейная охота».
У стен Венёв-Никольского монастыря похоронен местный помещик Сергей Семенович Ржевский. Некоторые исследователи считают, что именно он послужил прототипом знаменитого поручика Ржевского.
Венёв стал прототипом города Веревкина в одном из произведений известного писателя-фантаста Кира Булычева. Он посвятил городу свою книгу «Лишний близнец».
Вот такой он, маленький город Венёв…
К нему вполне можно отнести известную русскую поговорку: «Мал, да удал…
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.